Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Труд. Творчество. Human resources / Практика

Плюсы железной логики

Те, кто умеет воплощать, нужнее, чем те, кто придумывает


Владимир Мединский депутат Государственной Думы
medinskiy.ofc@duma.gov.ru
Версия для печати
Послать по почте

Замечена интересная закономерность - если избирательный штаб возглавляет какой-нибудь бывший секретарь орготдела советского горкома или обкома, в победе на выборах можно почти не сомневаться. Если же штаб возглавляет креативщик - всё делается гениально, но ничего не решается и не делается вовремя. Следует предположить, что основная проблема у нас зачастую - именно в отсутствии педантизма, жёсткого менеджмента и контроля исполнения творческих решений.


За сыр надо платить

-Со всех сторон мы слышим стоны: и от руководителей PR-подразделений больших компаний, и от управленцев агентств, работающих в области развития общественных связей. Они жалуются на то, что им драматически не хватает хорошо подготовленных кадров...

-И это - правда. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, сотни вузов по всей стране выпускают специалистов в этой области, на рынок выбрасываются тысячи молодых людей. Но никто из них почти ничего не умеет. И спрос на специалистов не удовлетворён. А требования рынка опережают возможности вузов.

Если оценивать специалистов по десятибалльной системе, то рынок требует человека с оценкой хотя бы 5-6, а вуз готовит выпускника с оценкой 2.

А в итоге, с одной стороны, - отсутствие кадров, а с другой - куча предложений.

-Почему вузы до сих пор не могут выйти на достойный уровень подготовки специалистов?

-Потому что они склонны к теоретизированию.

И хотя система подготовки везде разная (во многих региональных вузах, как ни странно, она очень сильная), показатели по школам, которые принято считать сильнейшими (МГИМО, МГУ и т.п.), требованиям не отвечают.

Я это хорошо знаю потому, что сам преподавал в МГИМО и по линии РАСО имею возможность отслеживать ситуацию. Угнетает то, что с каждым годом видишь всё меньше огня в глазах студентов...

С чем это связано? Вопрос. С тем ли, что они ждут, что папа устроит на работу? Или с тем, что образование у нас по-прежнему одной ногой стоит в социализме?..

На мой взгляд, порочна вся система, включающая бесплатное высшее образование. Полагаю, его не должно быть в принципе. Бесплатен только сыр в мышеловке. За всё должен кто-то платить. Либо государство, навязывающее студенту жёсткий контракт и направляющее его на конкретное производство, в конкретный танк - если готовит танкиста, или - в самолёт, если готовит лётчика... Либо за человека платит коммерческая структура, спонсор, если он такого находит. Либо он платит за себя сам. Скажем, берёт образовательный кредит - вариантов сейчас много.

Нынешняя доступность высшего образования вредоносна для страны. Для юношей оно становится способом не идти в армию, а для девушек - просто способом социализации. А PR - вещь такая неконкретная, что здесь уровень подобной «социализации» максимален.

Удел романтиков

-В МГИМО и в ГУ-ВШЭ, насколько мне известно, преподают многие из практиков российского паблик рилейшнз: Минтусов, вы, Писарский...

-Откровенно говоря, вот это преподавание практиками, конечно, полезно, но это не панацея. Они дают какие-то экскурсы, байки из личной жизни, кейсы и т.д., но не системные знания. Для них это своего рода отдых. Общение с молодёжью.

Чтобы давать систему знаний, преподавание должно быть доходной профессией. Сейчас адекватный человек на профессорскую зарплату сдохнет с голоду, даже в приличном вузе. Сколько может максимум получать профессор, замзавкафедрой и т.д.? Тысяч 15 рублей, наверное. Т.е. меньше, чем требует выпускник МГИМО, не умеющий толком ни читать, ни писать на родном языке, от работы в коммерческой структуре. Поэтому пока преподавание не станет конкурентной профессией, оно есть удел либо неудачников, либо романтиков. Либо - даёт официальный статус, но деньги ты зарабатываешь чем-то ещё: консалтингом, репетиторством, работой ещё на трёх коммерческих работах, преподаванием с повышенной нагрузкой, на износ.

Так что когда упор в преподавании делается на приглашённых профессоров, по-моему, это смешно.

-Однако эти самые практики точно так же жалуются на отсутствие у них адекватных специалистов...

-Если бы профессор МГИМО получал две с половиной тысячи долларов, это было бы конкурентным предложением, и умный специалист думал бы - а куда ему идти работать? В какую-нибудь компанию «Кока-Кола», PR-отдел, где ты зажат со всех сторон корпоративными правилами? В PR-агентство, где ты будешь работать точно так же на износ с утра до вечера? Или в достаточно свободном графике творческой, интересной научной и преподавательской работы? Да хотя бы полторы тысячи долларов... Это уже альтернатива.

-Я иногда спрашиваю упомянутых работодателей, жалующихся на нехватку кадров: а сколько ты платишь своим ребятам? И выясняется, что, скажем, в спортивных федерациях человек, занимающийся PR, получает 700 долларов. Просто 700 долларов. Что-то в этом роде - аккаунт-менеджер или более высокого уровня менеджер в тех же московских агентствах... И когда приходитчеловек с большим опытом, авторитетный специалист, и говорит - я хочу 60 тысяч в год, это нормальные деньги, - на него смотрят с изумлением: боже мой, мы не можем себе этого позволить!

Не кажется ли вам, что студенты, в общем, не очень хотят учиться именно потому, что знают: вот они выйдут, и им предложат очень маленькую зарплату?

-700 долларов - очень мало для Москвы, а для какой-нибудь провинции это не маленькие деньги.

-Но там и предлагают меньше. И оттуда все бегут в Москву.

-А почему вы решили, что выпускнику вуза, который ничем не доказал свои знания и умение, надо предлагать какие-то тысячи? Когда человек стоит у мартеновской печи или в забое, то понятно, что он подвергается каким-то сверхтяжёлым нагрузкам. Да и то, там сейчас платят немного. PR - это не тяжёлая работа, не мешки таскать... Easy job. Белый воротничок. Особенно на начальном уровне - когда от тебя не требуется бешеного темпа принятия решений, нервных перегрузок. Ну, сидишь ты там ассистентом, какой у тебя уровень ответственности? Даже аккаунтменеджер проекта где-нибудь в агентстве. Или какой-нибудь младший специалист в отделе PR ЛУКОЙЛа.

Цена молодого красавца

Между прочим, в Америке выпускники университетов по PR получают небольшие деньги. Две тысячи долларов - средняя зарплата в Нью-Йорке выпускника университета, вычтите с этого налог подоходный, который у них там будет процентов, наверно, 25, при такой зарплате - чуть больше полутора тысяч долларов. И это Америка.

-На Манхэттене квартиру не снять...

-Какой Манхэттен, он может только под мостом в картонных коробках жить с этой зарплатой. А жизнь там, между прочим, не дешевле. И квартиру он будет снимать там вчетвером, и ездить неизвестно откуда.

Так что когда ты вышел на соответствующий уровень представления, понимания решений и так далее, то зарплата в PR растёт большими темпами, и 60 тысяч в год - это нормально. У меня знакомые недавно искали на 200 тысяч в год пиарщика себе в компанию, и тяжело искали. Желающих, конечно, было много, но отсев был колоссальный, потому что требования к уровню высокие.

А тут приходит, извините меня, красавец молодой из института, то есть упомянутой ГУ-ВШЭ, МГУ или МГИМО, и его спрашивают: что ты умеешь? Он говорит: ничего. Но уже просит себе полторы тысячи. Это называется - ложная самооценка.

-Но вот они приходят и ничего не умеют. Но, тем не менее, в них же нуждаются работодатели? Значит, логично представить себе, что работодатель организует какое-то дополнительное обучение в рамках своей компании. Российская Ассоциация по связям с общественностью намерена им в этом помочь?

-У РАСО есть система образовательных семинаров. За последние три месяца было проведено около десятка мероприятий образовательного плана. Фестиваль «Дни PR», макро- и микроконференции... Семинары по политике, методологические совещания и пр. Т.е. дополнительных возможностей для самообразования у молодого пиарщика - миллион. Мало какая из профессий так открывает свои двери для наращивания знаний и навыков.

Вот у меня работают две девочки, помощницы. Одна закончила МГУ, правда, не PR, а истфак, вторая учится сейчас на PR в МГИМО. Не бог весть какие специалисты, получают у меня тоже не бог весть какую большую зарплату. Но при этом постоянно хотят учиться. Просят дополнительную работу, новые задания, спрашивают - куда нам ещё сходить, что посмотреть? Хотят новых впечатлений, новых людей, новых знакомств. Заметьте, придя сюда, одна из них элементарный пресс-релиз из двух абзацев написать не могла. Чему их там два года учили в МГИМО - для меня загадка великая. Как проводили творческий конкурс?.. И здесь человек, по сути, начинает с нуля. Но человек хочет; и он обучится, и станет к моменту своего выпуска блестящим специалистом, которому не полторы тысячи долларов, а больше будут предлагать. Поэтому что всё в руках молодого специалиста.

Самые креативные

-То есть работодатель в индустрии PR должен строить отношения с ещё пока не состоявшимися как профессионалами людьми, предоставлять возможности для роста, в том числе - какой-то финансовый минимум?

-Нельзя говорить о «финансовом минимуме». Единственный объективный критерий оценки специалиста - это рынок. Если у нас в Москве по окончании вуза человек получает 500-700 долларов, значит, таков рынок. И для того, чтобы зарабатывать больше, он должен двигаться в верхние слои пирога. Быть такой кометой, которая лезет вверх сквозь это тесто и сливки, сквозь шоколадные слои. К счастью, в нашей профессии зарплата растёт не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Другое дело, что это скорее не пирог, это такая, знаете, пирамида. Супервысокооплачиваемых очень мало.

Но вот такой пример. Позавчера приходит ко мне милая женщина, умная и красивая. И говорит: я сейчас получаю полторы тысячи долларов, но считаю, что стою больше. И мне пришлось ей сказать, что если ты получаешь полторы тысячи долларов, значит, ты столько стоишь. Значит, столько дал тебе рынок. Что ты о себе думаешь, никого не интересует. Вот когда ты начнёшь получать три тысячи долларов или пять и тебя будут рвать на части работодатели, значит, ты будешь это стоить.

-Вы хорошо знаете ситуацию в Соединённых Штатах, представляете себе ситуацию здесь. Как вы полагаете, наш креативный класс конкурентоспособен по отношению к западному?

-Я считаю, что мы самая креативная нация, вне всякого сомнения. И по части идей никто не сравнится с русскими специалистами, во всех абсолютно отраслях. У нас проблемы только с воплощением идей. И с самоорганизацией.

Возьмите фактически любой пласт науки, техники, культуры и так далее, объективно - по количеству талантов и гениев в этих отраслях мы впереди планеты всей. Вопрос в том, что мы плохо всё это реализуем. Вот мы говорим о том, что отечественные рекламные ролики не такие хорошие, не такие смешные, как те, которые выпускают западные компании. А вы сравните бюджеты. Там покупательная способность населения другая. Под эту покупательную способность выделяются другие деньги на продукцию. Да за эти деньги, на которые там снимается проходной ролик, у нас делают многосерийный телесериал и фильмы, которые становятся блокбастерами.

Поэтому надо раскрепощаться, надо быть уверенней в собственных силах. А риличные деньги, которые выделяют иногда у нас заказчики на съёмки той или иной рекламы, они зачастую зашорены какими-то там западными стандартами. Мифическими представлениями, что рекламу, скажем, стирального порошка делают только так, а не как-то иначе, мол, западный стандарт. Надо быть, мне кажется, более раскрепощенными, не комплексовать.

Господа офицеры

-То есть, сейчас особый спрос не только на тех, кто генерирует идеи, но и на тех, кто воплощает идеи в жизнь, в том числе и в нашей специальности?

-Те, кто умеет воплощать, гораздо нужнее сейчас, чем те, кто придумывает.

-Так может быть, сократить число студентов, обучающихся PR, и увеличить число мест в вузах для управленцев?

-Наверное. И это тоже продиктует рынок. Вот сейчас рынок перенасытится пиарщиками окончательно, этими выпускниками - как бы недопиарщиками, их перестанут брать на работу, и это закончится. Сейчас просто мода на PR, вот их и выплёскивают, если люди готовы платить в провинции тысячу, полторы тысячи долларов в год, для того чтобы учиться на PR, что, с однойстороны, - не деньги за обучение, но и уровень образования такой же, соответственно. Самая большая проблема - это вообще с воплощением. Вот я занимался много раз выборами, а именно - оргработой. Креативом - так, по ходу дела. С идеями у нас никаких проблем. Но потом организовать их реализацию невозможно... Поэтому я всегда говорю: если штаб возглавляет какой-нибудь секретарь орготдела советского горкома, или обкома, или райкома комсомола, можно быть уверенным, что мы победим на выборах! Как только штаб возглавляет пиарщик, технолог, креативщик - всё, полный привет. Будет всё гениально, но ни одну листовку не донесут до избирателя, и ничего вовремя решено не будет. И все урны потеряют по пути. Так что у нас проблема, к сожалению, вот в таком, немецком, педантизме, жёстком менеджменте, многоуровневой системе контроля и так далее.

-Часто ли вам приходилось встречаться с людьми, которые сочетали в себе вот эти качества - креативность и исполнительность, дисциплинированность, умение воплощать в жизнь собственные или чьи-то предложения?

-Редко. Это ведь разные полушария головного мозга, как скажем мы, специалисты мозговой деятельности. Другое дело, что важно для креативщика? Осознавать свою роль, своё место в команде. Что важно для организатора - уметь воспринимать идеи.

В выборных кампаниях успех был тогда, когда в команде, в организационной иерархии, люди, умеющие принимать решения, занимали лидирующие места, и у них был талант воспринимать новые идеи. Воспринимать идеи, доверять специалистам и сразу, на месте, принимать решения.

В чём был залог победы на выборах «Единой России»? В том, что поставили там на всех уровнях, на вершину всех властных иерархий штабов профессиональных орговиков, бывших силовиков, и партийцев, которые прошли через всё. А на втором уровне были профессионалы. То, что они предлагали, руководство рассматривало, вносило свои коррективы в соответствии со своей железобетонной или, как все её называют - железной офицерской логикой. Но не влезало в детали творческого процесса. И вот - победа.

Беседовал Кондратий Рылеев


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Труд. Творчество. Human resources
Концепт
Гонцы эпох
Кто вращает этот мир?
Дмитнрий Петров
Слава труду!?
Редакция «Со-Общения»
Семь вопросов российскому бизнесу
Игорь Задорин руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН
Вызов новых границ
Елена Русская руководитель Русской школы имиджа
Русские компетенции
Александр Попов научный директор открытого корпоративного университета «Школа гуманитарного образования»
Практика
Как лечить нерабочее слабосилие
Плюсы железной логики
Владимир Мединский депутат Государственной Думы
Герои репутационного фронта
Александр Вихров исполнительный директор по связям с общественностью корпорации «УРАЛСИБ»
Люди - те же. Требования – новые
Михаил Умаров директор Службы по связям с общественностью «ВымпелКом»
И заново открывать себя
Дэвид Синей президент генеральный директор компании Flеishman-Hillard
Россия - кладезь талантов
Пьер Брансвик Региональный директор AMD по продажам
Если вы хотите воспитать отличных сотрудников
Андрей Баранников генеральный директор агентства SPN Ogilvy PR
Стенгазета для корпорации
Джемир Дегтяренко исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России главный редактор журнала «Новости СМИ»
Актуальный сюжет
Кадры решают - что?
Новая смена
Олег Бочаров руководитель проекта Правительства Москвы «Гражданская смена»
Тайны ядра электората
Александр Морозов советник Первого заместителя Председателя «Российской Партии Жизни»
Требуются гавроши?!
Марина Литвинович советник лидера «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова главный редактор сайта pravdabeslana.ru
Информационный авангард творческого пролетариата
Илья Пономарёв лидер «молодого крыла КПРФ» и движения «Левый фронт»
Чей это стон раздаётся?
Оперативный простор
Как мы делали этот номер...
Инвестирование в инновации
Владимир Минин консультант компании «Республиканская инновационная корпорация»
Noblesse oblige
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Кто стучится в дверь ко мне?
Кодекс Олсопа
Русская метла
Телеигры. Телелюди


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.