Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Труд. Творчество. Human resources / Оперативный простор

Кто стучится в дверь ко мне?

И во что он превращает работу, досуг, сообщества и повседневность?


Версия для печати
Послать по почте

Хороший вопрос. Потому, что этим, похоже, занимаются люди, читающие эту рецензию. И - получают за это деньги. И, возможно, - приличные.

Может статься, их наниматели считают, что платят совсем за другое! Что с того? Каждый день эти мастера над переменами приносят в наш мир образцы другого поведения, облика, отношений, образа жизни. Они делают дизайн нового мира, а всем говорят, что никого не трогают - починяют примус…


Ричард Флорида
Креативный класс: люди, которые меняют будущее
Классика-XXI, М.: 2005

Братья по крови

К чему привыкли люди? К тому, что перемены от них не зависят. То есть кое-где (например в США) кое-кто на это жалуется: мол, политики всё устроили так, что от граждан ничего не зависит! Пожалуются-пожалуются, ну и идут себе дальше торговать.

К чему-то подобному большинство бывших советских людей и их детей (первое свободное поколение жителей свободной России) приучили правившие страной коммунисты. Только они утверждали, что на самом деле почти всем рулят объективные исторические закономерности. В этом отношении многие сегодняшние русские и американцы сильно похожи. Только первые жалуются меньше. Видимо, потому, что меньше знают про закономерности.

А меньшинство утверждает: всё наоборот!

В значительной степени общество меняется потому, что этого хотят люди. И эти изменения - не случайны и не рождены коллективным бессознательным, а имеют совершенно рациональный характер и мало-помалу выстраиваются в картину, которая вскоре, возможно, позволит судить о логике этих преобразований и их движущей силе. Так или иначе, но проницательные исследователи уже сегодня утверждают: эта движущая сила есть не что иное, как человеческая креативность (это сравнительно новое русское слово означает примерно, «творческость»).

Творческость, утверждают они, ценится сегодня в мире как никогда высоко. Реально стоит и даже больше: в современном предпринимательстве доступ к талантливым и творческим профессионалам - это примерно то же самое, что когда-то - доступ к углю и железной руде, когда сталь и железные дороги правили экономикой.

К числу тех, кто так считает, относится известный американский социолог Ричард Флорида - автор нашумевшей (и не только в Штатах) книги «Креативный класс».

Как и положено американскому социологу, он использует слово «класс» легко - не опасаясь, что читатели вдруг начнут трепать его цитатами из Карла Маркса. И вот, в удобном пространстве этой лёгкости, он спокойно равняет художников и инженеров, музыкантов и специалистов по вычислительной технике, писателей и предпринимателей, не обращая особого внимания на то, кто владеет средствами производства, а кто - нет; и кто, и что, и кому продаёт - свой труд, или - товар…

Мне, вообще-то, нравится. Потому что я чувствую свою принадлежность к креативному классу, а между тем, всё время подозреваю у себя нехватку деловых талантов, и более того - желания их искать…

А знающие люди говорят: и это - лишнее. Художник и предприниматель - одной крови, - они принадлежат к одному классу, и произведения их креативности - технологические, культурные и экономические - неразделимы и связаны друг с другом. И всё более полная их интеграция в креативную экономику (этот термин предлагает Флорида в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее»), а также интеграция их творческих способностей, способны стать главным методом улучшения жизни безработных, малоимущих и всех социально уязвимых слоёв общества, которые такого улучшения хотят.

Продуктивный мир альянсов

Это - очень сильное допущение, скажем мы.

Но социологи на то и существуют, чтобы делать сильные и смелые допущения. И потому - прочитаем и узнаем, что, во-первых: современная экономика нуждается именно в идеях значительно больше, чем когда-либо прежде, и что, во-вторых: более интенсивное производство идей и активное продвижение их на различных рынках требует совместных усилий: внимание(!!!): исследовательских институтов, малых компаний, крупных корпораций и федерального правительства.

Здесь важно обратить внимание не только на то, что в списке упомянуто федеральное правительство как главный распределитель крупных бюджетов, но и никак не упомянуты гуманитарные технологи - профессионалы, которым и предстоит организовать эти совместные усилия. Потому что кроме них этого никто не сделает. Ибо (хотя г-н Флорида об этом не пишет, потому что не знает, что эту особую предпринимательскую и профессиональную группу есть резон выделить в отдельный слой креативного класса) все творческие люди стремятся реализовать своютворческость1. А это значит, что когда такая реализация потребует координации усилий, а то и структурного объединения, - то оно случится. Тем более, что, как заметил знаменитый европейский экономист Йозеф Шумпетер «люди с идеями нуждаются в деньгах, чтобы обратить эти идеи в бизнес». Известно, что инвентор, креатор, изобретатель - он, как правило, никакой, или очень неудачливый продавец. Что подтверждает предположение, что если дельцам нужны креаторы, а креаторам - деньги, то надо организовать для них где-то встречу, вслед за которой двинуть дело создания взаимовыгодного (а вероятно - и отчасти политического) альянса (потому что там, где деньги, - политика всегда тут как тут) между ними.

Причём речь не идёт о покупке одних другими. Она идёт о партнёрстве.

Жизнь vs работа и досуг

Но Флорида пока толком не говорит о партнёрстве. У него до сих пор есть креативные наниматели и креативные нанимаемые. И хотя они всё лучше понимают друг друга, (например, нанимаемый имеет возможность «гибко строить свой рабочий график»), до подлинного альянса между ними пока далеко. Потому, что Флорида исходит из того, что и у тех, и у других (невзирая на их креативность), есть рабочее и свободное время…

То есть время, посвящённое своему предприятию, и время, посвящённое себе.

Здесь ощущается некоторое лукавство либо «недокрученность». Потому что, как нам представляется, у творческого человека - будь он владелец предприятия или приглашённый сотрудник - никакого рабочего времени нет, а есть только время творчества и время обслуживания.

Когда у Микельанджело, Чайковского или Хемингуэя было свободное время? Задумайтесь над этим вопросом, и многое станет ясно. Когда Франсуа Вийон работал, а когда отдыхал? А Сикорский? А Курчатов? Когда этим занимается Билл Гейтс? А когда - миллионы людей, которых за уши не оттащишь от дискуссионных столов и компьютеров, - они что, так работают или отдыхают за деньги (и порой - немалые)?

Да нет - они так живут. И это - самое главное, что сегодня можно о них сказать.

И прочитать, делая выводы.

Арсений Поляков

2 Понятно, что слово неуклюжее. Но зато - точное.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Труд. Творчество. Human resources
Концепт
Гонцы эпох
Кто вращает этот мир?
Дмитнрий Петров
Слава труду!?
Редакция «Со-Общения»
Семь вопросов российскому бизнесу
Игорь Задорин руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН
Вызов новых границ
Елена Русская руководитель Русской школы имиджа
Русские компетенции
Александр Попов научный директор открытого корпоративного университета «Школа гуманитарного образования»
Практика
Как лечить нерабочее слабосилие
Плюсы железной логики
Владимир Мединский депутат Государственной Думы
Герои репутационного фронта
Александр Вихров исполнительный директор по связям с общественностью корпорации «УРАЛСИБ»
Люди - те же. Требования – новые
Михаил Умаров директор Службы по связям с общественностью «ВымпелКом»
И заново открывать себя
Дэвид Синей президент генеральный директор компании Flеishman-Hillard
Россия - кладезь талантов
Пьер Брансвик Региональный директор AMD по продажам
Если вы хотите воспитать отличных сотрудников
Андрей Баранников генеральный директор агентства SPN Ogilvy PR
Стенгазета для корпорации
Джемир Дегтяренко исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России главный редактор журнала «Новости СМИ»
Актуальный сюжет
Кадры решают - что?
Новая смена
Олег Бочаров руководитель проекта Правительства Москвы «Гражданская смена»
Тайны ядра электората
Александр Морозов советник Первого заместителя Председателя «Российской Партии Жизни»
Требуются гавроши?!
Марина Литвинович советник лидера «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова главный редактор сайта pravdabeslana.ru
Информационный авангард творческого пролетариата
Илья Пономарёв лидер «молодого крыла КПРФ» и движения «Левый фронт»
Чей это стон раздаётся?
Оперативный простор
Как мы делали этот номер...
Инвестирование в инновации
Владимир Минин консультант компании «Республиканская инновационная корпорация»
Noblesse oblige
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Кто стучится в дверь ко мне?
Кодекс Олсопа
Русская метла
Телеигры. Телелюди


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.