Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Гарантия, обслуживание компьютеров.



soob.ru / Архив журналов / 2006 / Труд. Творчество. Human resources / Оперативный простор

Инвестирование в инновации

Здесь, как никогда, важна роль государства


Владимир Минин консультант компании «Республиканская инновационная корпорация»
canton@list.ru
Версия для печати
Послать по почте

Инвестирование в инновации имеет свою специфику, определяемую самим объектом инвестирования. Главная особенность этого объекта - высокая степень неопределённости коммерческого успеха, т.е. высокая степень риска, присущая движению к новому. Поэтому важна роль государства, чтобы хоть как-то скомпенсировать негативный эффект высоких рисков.


Вообще говоря, инновационный процесс может быть представлен состоящим из нескольких укрупнённых этапов:

  • создание знаний:
    • фундаментальные исследования,
    • прикладные исследования,
  • формирование на базе новых знаний идеи новых продуктов;
  • разработка проекта продукта (НИОКР)1;
  • создание серийных образцов продуктов;
  • вывод новых продуктов на рынок (аналог этого этапа в советскую эпоху назывался внедрением).

Как всякая схема, а тем более схема, относящаяся к сфере творческой деятельности, эта классификация условна. Новые знания возникают и на последующих этапах, а не только на первом.

Поскольку создание новых высокотехнологичных продуктов есть предприятие весьма рискованное, то проблемы с финансированием, естественно, вызывают затруднения. Тут в скобках заметим, что часто изобретатели и учёные сетуют на то, что их идеи недостаточно высоко ценятся. Это имеет рациональное объяснение: в том числе и потому, что за время, которое проходит от выдвижения идеи до её реализации в рыночной экономике, она дисконтируется с очень большим коэффициентом.

Поэтому так важна роль государства в поддержке инновационной деятельности, чтобы хоть как-то скомпенсировать негативный для «дикого» рынка эффект высоких рисков, как за счёт снижения затрат, так и за счёт привлечения инвестиционных ресурсов. Фундаментальные исследования, как стоящие в самом начале инновационного процесса, обременены риском всех последующих этапов. Поэтому практически повсюду в мире они в идут в основном за счёт государственных средств. Прикладные НИР и ОКР могут позволить себе уже и крупные корпорации. Характерно, что в России финансирование инновационных разработок со стороны коммерческих предприятий в 2-2,5 раза меньше, чем в развитых странах, и к тому же продолжает падать. Вообще говоря, чем ближе к концу инновационной цепочки, тем объективно меньшей должна быть роль государства, поскольку его главная экономическая функция в данном контексте - это демпфирование рисков (см. рис. 1).

Стимулирование инновационной экономики требует соответствующих действий по следующим направлениям:

  1. Создание и развитие доступной инженерно-технической инфраструктуры, облегчающей процесс инновационной деятельности.
  2. Совершенствование административно-правовой среды.
  3. Стимулирование инвестиционной активности.
  4. Поддержка процесса выведения новых продуктов на рынок, т.е. превращения их в товар в политэкономическом смысле.

Мировая практика, начиная с 50-х годов ХХ века, накопила немалый опыт во всех этих областях.

Например, создание доступной инженерно-технической инфраструктуры реализовывалось сначала в США, затем в Европе, позднее (в 80-е годы) в странах Юго-Восточной Азии. В 80-90-е годы стали развиваться технопарки в нашей стране.

Технопарки призваны решать задачу создания благоприятных инженерно-технических инфраструктурных условий для инновационных бизнесов, в первую очередь за счёт предоставления коллективных услуг. Эффект технопарка возрастает, если его расположить в особой экономической зоне.

***

Финансирование создания нового продукта также имеет разные формы реализации в разных странах. В Израиле, например, разработки high-tech поддерживаются следующим образом. Соискатель подаёт заявку в соответствующее министерство и в случае одобрения идеи получает не только финансирование от государства, но и персонального высококвалифицированного менеджера, который берёт на себя организацию предложения этого продукта.

В США роль государства существенно ниже - она ограничивается грантами федеральных агентств. Большая часть финансирования новых технологий осуществляется за счёт грантов частных фондов и финансирования со стороны венчурных фондов.

Венчурный инвестиционный бизнес представляет собой финансирование частным капиталом проектов, успешная реализация которых не гарантирована. Опыт свидетельствует, что наиболее эффективным в этом бизнесе является инвестирование в малые инновационные компании, ориентированные на разработку и вывод на рынок наукоёмкой продукции (т.н. сектор высоких технологий).

На сегодня в американской экономике можно выделить несколько видов венчурных инвесторов:

  • независимые частные венчурные компании, аккумулирующие средства нескольких частных инвесторов в форме «ограниченного партнёрства» (limited partnership). Компании этого вида являются основными игроками на рынке венчурного инвестирования;
  • компании, действующие в рамках специальных инвестиционных программ федерального или муниципального уровня. Инвестиционные ресурсы таких компаний могут быть увеличены за счёт средств федерального или местного бюджета;
  • «зависимые» венчурные компании, аффилированные с банками или страховыми компаниями, а также с промышленными предприятиями. Эти компании используют для целей венчурного инвестирования средства своих «материнских» организаций.

Обычно выделяют следующие виды вложений венчурного капитала.

  1. Финансирование на ранней стадии развития.
    • «Посевной» капитал (seed capital). Выделяется, когда продукт существует ещё лишь в виде нематериализованной идеи и компания - это просто команда энтузиастов.
    • Стартовый капитал. Это финансирование перед выводом продукта на рынок. Финансируется разработка продукта и первичный маркетинг, а также подготовка полномасштабного производства.
  2. Финансирование на стадии расширения.
    • Финансирование производится с целью налаживания полномасштабного производства и начала коммерческих продаж.
    • Пополнение оборотных средств компании.
    • Компания приближается к точке безубыточности, и средства выделяются на масштабное расширение деятельности и разработку новых продуктов. Эта фаза называется «mezzanine financing».
    • Средства выделяются на расширение компании, открывающее ей путь к IPO в ближайшие 6-12 месяцев. Цель этого этапа - улучшить баланс компании, привлечь в её совет директоров авторитетного инвестора с целью повышения капитализации. Финансирование этого вида называется «bridge financing».

С учётом российских реалий представляется, что необходимо максимально элиминировать роль государства в оперативно-хозяйственной деятельности, сохранив за ним стратегические функции и функции инфраструктурного обеспечения. В этой связи в приоритеты поддержки инновационной экономики должна попасть не только непосредственная государственная поддержка конкретных высокотехнологичных проектов, но и формирование индустрии венчурного финансирования.

В России в настоящее время создаются новые инвестиционные механизмы. Одним из центральных инструментов является Инвестиционный фонд Российской федерации. Фонд осуществляет поддержку проектов в таких формах, как предоставление государственных гарантий, софинансирование проектов, направление средств в уставные капиталы юридических лиц. На 2006 г. Фонд включает в себя сумму в 70 млрд. руб. Эта сумма была многократно перекрыта поступившими заявками. Фонд нацелен, в том числе, но не исключительно, на создание и развитие элементов инновационной системы. Т.е. речь идёт, по-видимому, об инфраструктурной составляющей инноваций. До собственно инновационных продуктов дело может так и не дойти. Не случайно в этой связи Мининформсвязи инициировало проект создания венчурного фонда для поддержки IT-отрасли объемом в 100 млн. долл. США. Фонд создается как акционерное общество со 100-процентным государственным участием, но в течение года 51 процент его акций предполагается продать на открытом рынке.

Параллельно с этим 30 мая 2006 г. замминистра экономического развития и торговли РФ А.Шаронов объявил, что до конца года будет создана государственная венчурная компания в форме открытого акционерного общества со 100-процентным государственным участием и уставным капиталом 15 млрд. руб.

Зам главы МЭРТ РФ сообщил, что она будет носить название ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). Он отметил, что средства в уставный капитал компании будут перечислены из бюджета РФ. Управление компанией будет поручено пяти директорам, трое из которых будут представителями государства, двое - независимыми директорами.

Основной задачей РВК будет создание от 8 до 15 венчурных фондов в России с государственным участием от 25 до 49%, остальная часть инвестиций в фонд - это инвестиции частных инвесторов. Капитализация каждого из венчурных фондов, по словам Андрея Шаронова, не должна превышать 3 млрд руб. Венчурные фонды в свою очередь будут инвестировать в предприятия, развивающие высокотехнологическую и инновационную отрасль.

Документы Российской венчурной компании и венчурного фонда поддержки IT-отрасли пока не опубликованы, процедура принятия решений по инвестированию в настоящее время публично не объявлена. Вызывает некоторое сомнение тот факт, что за год портфель проектов фонда станет столь впечатляющим, что рынок оценит акции IT-фонда по хорошей цене. К тому же неясно, насколько государство сможет эффективно управлять фондом.

Государство, по нашему мнению, должно максимально удаляться от оперативнохозяйственной деятельности. К тому же, оно должно способствовать выращиванию слоя венчурных капиталистов.

В этой связи целесообразно обратить внимание на опыт американского венчурного бизнеса.

В США в 1958 г. был принят Закон о малом бизнесе (Small Business Act) и программа создания инвестиционных компаний для малого бизнеса (Small business Investment Company - SBIC). Эти компании получили возможность заимствовать у государства по ставкам ниже рыночных. Позднее создавать SBICs было разрешено коммерческим банкам.

Однако все SBICs были ограничены размерами тех компаний, в которые могли вкладывать средства. Через четыре года после принятия этих мер в США действовали уже более 700 SBICs. Параллельно на рынке пошёл процесс формирования независимых частных венчурных компаний, которые были свободны от ограничений, налагаемых на SBICs.

По нашему мнению, целесообразнее было бы, чтобы государственная компания не сама непосредственно работала с каждым конкретным проектом, а выступала квалифицированным инвестором для частных венчурных компаний (аналогичных SBICs). Инвестиционная декларация должна определяться в конечном итоге государственной венчурной компанией, а затем должен следовать отбор венчурных капиталистов, готовых и способных работать в рамках высказанных государством предпочтений и ограничений. Это позволит в перспективе запустить естественный механизм частного венчурного бизнеса.

Главным звеном, способным запустить механизм развития инновационного бизнеса, может стать Российская венчурная компания (РВК).

Главными задачами РВК при этом должны быть, помимо аккумулирования государственных средств, подлежащих вложениям в инновационный бизнес, формулирование приоритетов развития технологий (по существу, инвестиционных деклараций), организация подбора частных управляющих компаний и венчурных фондов (как отечественных, так и международных), которым в соответствии с инвестиционной декларацией РВК передаёт средства в управление либо осуществляет предоставление льготных займов и гарантий. Может быть также поставлено условие привлечения этими управляющими компаниями (фондами) дополнительных средств частных инвесторов под указанные инвестиционные декларации.

1 Научно-исследовательские и конструкторские работы.

    


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Труд. Творчество. Human resources
Концепт
Гонцы эпох
Кто вращает этот мир?
Дмитнрий Петров
Слава труду!?
Редакция «Со-Общения»
Семь вопросов российскому бизнесу
Игорь Задорин руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН
Вызов новых границ
Елена Русская руководитель Русской школы имиджа
Русские компетенции
Александр Попов научный директор открытого корпоративного университета «Школа гуманитарного образования»
Практика
Как лечить нерабочее слабосилие
Плюсы железной логики
Владимир Мединский депутат Государственной Думы
Герои репутационного фронта
Александр Вихров исполнительный директор по связям с общественностью корпорации «УРАЛСИБ»
Люди - те же. Требования – новые
Михаил Умаров директор Службы по связям с общественностью «ВымпелКом»
И заново открывать себя
Дэвид Синей президент генеральный директор компании Flеishman-Hillard
Россия - кладезь талантов
Пьер Брансвик Региональный директор AMD по продажам
Если вы хотите воспитать отличных сотрудников
Андрей Баранников генеральный директор агентства SPN Ogilvy PR
Стенгазета для корпорации
Джемир Дегтяренко исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России главный редактор журнала «Новости СМИ»
Актуальный сюжет
Кадры решают - что?
Новая смена
Олег Бочаров руководитель проекта Правительства Москвы «Гражданская смена»
Тайны ядра электората
Александр Морозов советник Первого заместителя Председателя «Российской Партии Жизни»
Требуются гавроши?!
Марина Литвинович советник лидера «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова главный редактор сайта pravdabeslana.ru
Информационный авангард творческого пролетариата
Илья Пономарёв лидер «молодого крыла КПРФ» и движения «Левый фронт»
Чей это стон раздаётся?
Оперативный простор
Как мы делали этот номер...
Инвестирование в инновации
Владимир Минин консультант компании «Республиканская инновационная корпорация»
Noblesse oblige
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Кто стучится в дверь ко мне?
Кодекс Олсопа
Русская метла
Телеигры. Телелюди


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.