Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/9/messages/5


Чей это стон раздаётся?

Известно - из общения с представителями российского бизнес-сообщества, - что кадров нет. Это плохо? Или, может быть, - хорошо?

Или - это не есть правда?

В попытке поиска ответа на этот вопрос (он же - запрос) мы пообщались с видными деятелями РОС-индустрии, чья точка зрения представлена в разделах «Практика» и «Актуальный сюжет». Картина получилась прелюбопытная. Но - обо всём по порядку.

***

Ключевая лексика, используемая нашими РОС-бизнесменами, - лояльность, репутация, качественный персонал.

Создаётся впечатление, что профессионализм подчинённых их мало интересует.

Симптоматично, что практикующие общественную связность представители российского бизнеса никаких проблем, в общем-то, не видят. По крайней мере - не обсуждают.

За исключением, пожалуй, гендиректора SPN Ogilvy PR Андрея Баранникова, который так с ходу и заявляет, что «небезызвестно, что главная проблема… - это проблема качественных кадров», а найти на рынке сотрудников - всё труднее и труднее.

При этом отказывает в праве на существование «модной ныне кальке с английского». Т.е. предлагает рассматривать human resources не в логике ресурсов, а в логике труда. Отсюда - разговоры про популяризацию и привлечение свежих сил. Решит ли это проблему?

Руководители служб по связям с общественностью «Вымпелкома» и «Уралсиба» Михаил Умаров и Александр Вихров рассуждают с жёсткой задачной логике. В том смысле, что нет проблемы, а есть стандартный набор требований (образование, опыт, мотивация…) и два возможных пути - учить в компании или нанимать готового специалиста на рынке. Чуть более оригинальным выглядит суждение о том, что главным ресурсом для развития кадров (персонала, рабочей силы…) является включение в проект. На выходе - пособие для начинающих НR-специалистов. Что ж, тоже полезно…

Джемир Дегтяренко тоже пишет о методах работы с персоналом. Естественно, через призму того, чем занимается. И продвигает идею создания общего корпоративного пространства (!) через корпоративное СМИ как средство командообразования и повышения мотивации и лояльности.

Может быть, и в самом деле ключевой проблемой в отрасли является отсутствие оных?

Или всё-таки это следствие чего-то другого?

***

Представители Западного бизнеса сходу опровергают миф об отсутствии кадров, в том числе и в России.

«У нас никогда не возникало проблемы найти одарённого человека в России. Уровень образования здесь довольно высок. Люди, которых мы отобрали, практически на 100% соответствуют международным стандартам». Это слова Пьера Брансвика, регионального директора AMD по продажам.

Может быть, он искал кадры в какой-то другой России? Или дело в подходе?

Скорее второе. Его текст так и начинается: «Главным ресурсом в бизнесе всегда являются люди, поскольку человек - дифференциальный параметр, а в наши дни дифференциация чрезвычайно важна… Мы нанимаем только тех людей, в которых виден потенциал».

Дальше - больше. Оказывается, что для Западного бизнесмена основным критерием отбора кадров является… доверие. Маслоу со своей пирамидой отдыхает. Может быть, они там у себя не читают те книжки, по которым у нас учат менеджменту? А потому и не знают про уровни мотивации, а просто рассказывают о своих проектах в сфере развития человеческих ресурсов…

Такая вот у них практика.

***

Герои актуального сюжета представляют различные политические силы. На тему отсутствия кадров согласились высказаться как те, кто бьётся на левом и правом флангах (признавая иллюзорность различия идеологии - «оппозиция вся левоватая»), так и те, что надеется стать новой партией власти.

Марина Литвинович и Илья Пономарёв говорят одно и то же разными словами: про то, что единственная опора оппозиции - идейные люди, что карьерных перспектив нет и не предвидится. Что кадры они растят узкого профиля, те, которые не годятся ни на что, кроме бунта. Что денег нет, но идёт формирование группы деятельных людей, не ищущих материальных благ, но готовых на жертвы за идею. При этом назвать идею, за которую действительно готовы умирать люди, советник Гарри Каспарова так и не смогла…

Лидер «Левого фронта» признаёт, что они оказались на перепутье - пролетариат уже не тот, а сменить социальную базу коммунисты не готовы - соратники не поймут. Да что и говорить: рабочий класс - это понятно. А вот информационный…

В общем, картину оппозиционеры нарисовали хоть и не радостную, но зато честную.

Единственно что, смущает, так это убеждённость в успешности реализованных кадровых проектов. Проекты - успешны, а кадров, как не было, так и нет?

В отличие от «настоящих буйных», представитель «Российской партии пенсионеров» Александр Морозов уверен в блестящих перспективах «второй партии власти». На чём строится его убеждённость? На том, что им доступен «весь традиционный набор привлечения людей». Т.е. на пресловутом административном ресурсе.

А что с идеологией?

Из интервью одного из идеологов нового объединения ясно только то, что «идеология партии, сплачивающей значительную часть российского общества, может формироваться только на основе сложного синтеза… Создаваемая сегодня партия опирается на уже совершенно новое поколение, вышедшее в общественную и политическую жизнь. Именно поэтому трудно сказать, что это за люди. Их очень много. Пока на ваш вопрос можно ответить вот так».

Так что дело за малым - за администрацией президента…

Достаточно любопытно интервью с руководителем проекта «Гражданская смена», который в информационном пространстве до сих пор остаётся в тени других молодёжных проектов - тех же НАШИх, молодогвардейцев и молодых россиян. Одно пугает: руководитель проекта Олег Бочаров одно из самых главных качеств нового поколения - мобильность - легко записывает в разряд основных недостатков. Хотя оно и понятно - в нашу-то эпоху стабильности…

***

Понятно, что тема кадров тесно переплетается с вопросами образования. Все выступившие так или иначе этого коснулись. Все - по-разному.

При этом слишком сильным утверждением было бы сказать, что эти рассуждения тянут на Нобелевскую премию.

Всё те же слова о вредности нынешней доступности высшего образования и необходимости «доводки» выпускников на рабочем месте.

Хотя несколько пассажей действительно заслуживают внимания читателей. Особенно рассуждения видного деятеля PR, вовлечённого в образовательный процесс, о том, что, с одной стороны, в образовании отсутствует практическая компонента, а с другой - ставку надо делать не на лекторов-практиков, а на профессиональный профессорский состав. Надо, мол, только платить им побольше…

***

В процессе подготовки номера мы созвонились с одним из мэтров в сфере подготовки кадров с просьбой прокомментировать текущую ситуацию.

Он был на удивление немногословен (вместо нескольких часов разговор занял всего минут 10 - магическая сила телефона!) и конкретен: «Ребята, да у вас же был номер на эту тему в 2002 году! Ну и что, что прошло 4 года? Настоящего собственника в России как не было, так и не появилось. Так что обсуждать?» Наверное, действительно рано…

Дата публикации: 16:05 | 08.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.