Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Какими заболеваниями занимается лор.



soob.ru / Архив журналов / 2006 / Труд. Творчество. Human resources / Актуальный сюжет

Новая смена

Ей досталась нелёгкая вахта


Олег Бочаров руководитель проекта Правительства Москвы «Гражданская смена»
bocharov@mcd.mos.ru
Версия для печати
Послать по почте

Этот проект стартовал, когда в страну пришло очередное поколение молодёжных структур - «НАШИ», «Молодая гвардия», «Россия молодая»… По инерции в этот список коллеги включили и «Гражданскую смену». Напрасно. Поскольку речь идет не об организации как таковой, а о технологии, позволяющей воспитать многоцелевой кадровый резерв России..


Зачем москве молодёжь?

- Когда вы стали депутатом Московской городской Думы, думали ли вы, что предстоит заняться таким проектом, как «Гражданская смена»?

- Тогда я сам ещё был гражданской сменой - мне ещё многое предстояло понять. В 1997-м в Мосгордуме собралась группа молодых депутатов, и мы как раз говорили о том, что, к сожалению, не имели никакой кадровой школы, никакой системной подготовки к ответственной деятельности.

Мы хотели приложить свою энергию, продвинуться и решить большие задачи, но не знали и не понимали правил продвижения - рамок реализации своей активности, не видели статуса, на который могли выйти…

Имей мы такое видение и знание, нам было бы куда проще, а городу, надеюсь, - полезнее.

А мы наделали массу ошибок. И исполнительной власти пришлось всерьёз поработать с нами. Пошло впрок. Но разве хорошо, что в России это вошло в привычку - добиваться результатов через негативный опыт? Ведь часто он замораживает в молодых людях творческое начало.

- Что тогда - в 1997-м - больше ценилось властью - умение держать удар, прогибаться или предлагать конструктивные решения? И что ценится сегодня?

- Здесь общего правила не вывести. Но есть рамка: жёсткий кадровый дефицит во всех сферах деятельности - и в исполнительной власти, и в политике в целом, и в бизнесе. И одновременно - огромное желание молодых людей продвинуться, добиться успеха! При понимании, что это почти невозможно! Ни школа, ни вуз, ни родители (за редким исключением) этого не обеспечивают… То есть и высокий спрос, и активное предложение остаются неудовлетворёнными.

- Значит, нужна площадка, где встречались бы, с одной стороны, острая потребность в людях, а с другой - стремление молодежи продвинуться?

- Точно. И создавая «Гражданскую смену», мы строим именно такую площадку.

Но важно понимать: «Гражданская смена» - не столько общественная организация, сколько большая и серьёзная технология, благодаря которой создан свой, достаточно жёсткий, внутренний рынок.

Мы побуждаем студентов строить проекты и выводить их на этот рынок, где им приходится вступать в партнёрские отношения и конкурировать,в том числе - за инвестиции, потому что рынок этот связан с жизнью города, районов, муниципальных образований; и крутятся на нём денежные единицы, которые хоть и называются «кредо», но конвертируются в рубли… Наши «кредо» - это кредит доверия, который получают инициативные участники проекта. Они могут их использовать в любых деловых операциях - давать в долг, инвестировать, тратить, а если занимаются бизнесом и этот бизнес успешен - то и обналичивать.

Выход на рынок абсолютно свободен и доступен, если у тебя есть идея и силы, чтобы разработать на её основе проект и реализовать его. А если сил и умений недостаточно - дадим тебе тренеров - постигай, понимай, действуй. Если построишь проект - сможешь сам или в партнёрстве с другими получить государственную поддержку своей идеи. В любом случае молодые люди, работая в проекте, еще будучи студентами, начинают получать необходимый им в дальнейшей жизни опыт.

Это важно. Потому что в России сегодня не развиты ни партнерство, ни конкуренция. У нас есть дружба и вражда. То есть, если конкурент, значит - враг. А если враг и нет признанных правил, регулирующих деловые отношения, то против него применяются инструменты (а точнее - орудия) войны: оскорбления и обман.

Спросите у пяти молодых людей: обман - это инструмент конкуренции или войны? Они ответят: конкуренции. Потому что видят примеры, как вокруг сражаются друг с другом «успешные люди».

Но как сделать так, чтобы ребята поняли, что в цивилизованных деловых отношениях всё по-другому? Что конкурент - это не смертельный противник, а часто - будущий партнёр, который сейчас с тобой просто соревнуется. И время, которое в проекте, несмотря на всю его жёсткость, ты тратишь на конкуренцию, работает на тебя, потому что так ты оцениваешь силы свои и своих партнёров, а также - силы, опыт, знания конкурента.

Оцениваешь и учишься вступать с настоящие деловые отношения - тогда, когда этого требует общая польза. По сути - учишься Политике с большой буквы.

Ну а война - не в высоком философском, а в том прикладном смысле, в каком её принято понимать в России, - это принципиально иная ситуация. И единожды необдуманно применив инструмент войны - оскорбление ли, обман ли, - о партнёрских отношениях с конкурентом уже можно забыть, теперь он действительно - твой настоящий враг.

Поэтому в «Гражданской смене» мы создаём условия, в которых ребята под присмотром экспертов и наставников могли бы получить опыт, помогающий им правильно вести себя в кризисных ситуациях - не сваливаться в ненужную вражду; эффективно использовать время и информацию; решать свои задачи, а не тратить силы на то, чтобы мешатьдругому.

Зачем молодёжи Москва?

- Простые вопросы: кто придумал этот проект? Как и кем он был запущен?

- Полтора года назад - как раз после украинской «оранжевой революции» - ряд структур выступил с предложениями по вовлечению молодежи в социальную жизнь.

До того десять лет твердили, что «молодёжь потеряна». И вот - поняли, что потерянная молодежь - это не просто слова, это - потеря государством энергии, потенциала инноваций. Утрата смены. Соперников. Без которых некому толкать систему вперёд.

Ну хорошо: если потеряли - надо искать. Но как? Если нет общего дела, поиски будут бесполезны. Можно, конечно, по старинке спросить: против кого дружить будем? А толку? В ситуации, когда возникает спрос на строительство, какой смысл объединяться против кого-то?

Стало быть, надо предложить ищущим людям возможности.

И вот сложилось несколько проектных коллективов. В нашем было пятеро специалистов: психолог, менеджер кадрового агентства, юрист, я - законодатель, и шоумен. Мы начали с того, что заказали исследование по теме: «Чего хотят молодые люди?» В итоге предложенная нами концепция была проста: создать открытую площадку, где молодые люди смогут планировать жизнь и деятельность на ближайшие пять-шесть лет; проверять на деле, что они могут быть достойно оценены; понимать, что могут получить признание и возможности для воплощения своих проектов, если их слова не будут расходиться с делами…

Если мы поможем молодым людям построить их жизненные планы (и, возможно, - планы их товарищей и партнёров), то мы их «найдём» - поставим на путь развития, общего дела, в ходе которого они увидят, что любой бунт неэффективен.

Развитие - путь к успеху. Но развитие - это всегда конкуренция. Развитие для российского менталитета - это штука, быть может, более сложная, чем война. Потому что для большинства людей на войне всё просто: бери ружьё и бей врага, а кто враг - покажут.

А развитие, мирный контрреволюционный проект, требует усилий: умения управлять собой, уважать союзника, любить конкурента (ведь он выгоден, ибо, бросая тебе вызов, помогает развиваться), соблюдать правила.

Так вот, мы предложили этот путь и увидели, что ребята нас поняли. Но вот что нас удивило - желание многих из них сделать всё короче и проще.

Это сродни увлечению SMS - быстро, легко, ясно, дёшево. Казалось бы.

Но SMS не несёт в себе полноценной информационной и эмоциональной нагрузки. Эсэмэски лишены духовного содержания. В них нет дружбы, любви… Может, с их помощью и можно напоминать о себе любимому человеку, но душевно поговорить - не получится. Для России же очень важно, чтобы в общении была душа. Но где душа - там не бывает просто.

Пришлось преодолевать этот торопливый юношеский практицизм.

По-моему, за последние 15 лет всё, что касалось молодых людей, у нас хотели сделать попроще и побыстрее. Министерство по делам молодёжи реформировалось, по-моему, раз восемь или девять - в сторону упрощения и мобилизации на славные дела… Но очередной лидер покидал кресло, и «отмобилизованные части» отправляли в запас: «простите, мол, ребята, деньги кончились. Всем большое спасибо".

И всё заканчивалось, потому что собственные долгосрочные структуры молодые люди не строят и не построят никогда. Ведь их главное свойство - высокая мобильность, неустойчивость интересов, желание успеть за жизнью. Трудно представить себе молодого человека с лидерскими задатками, который одним и тем же проектом занимается пять лет. Ведь кругом - столько возможностей! И он уходит. И уводит команду. И проект закрывается. Если им не управляют тоже энергичные, но более стабильные и устойчивые люди.

Думаю, нам удалось создать стабильный проект. Потому-то он и получил такую поддержку.

- Когда появилась первая информация о «Гражданской смене», торопливые журналисты писали, что Юрий Лужков создал свой комсомол. Люди же более вдумчивые рассматривали эту инициативу как кадровый спецпроект московского правительства. Что это на самом деле?

- Про «лужковский комсомол» - очень наивная версия. А что касается кадрового проекта, то - да, на создание городской молодёжной программы был административный заказ.

И побольше бы таких заказов - направленных на вовлечение молодых людей в творческую, предпринимательскую и управленческую деятельностьи на подготовку смены городским чиновникам.

Когда говорят об «особом пути Москвы», имеют в виду путь эффективного хозяйствования. Это правильно. Встав на этот путь, столица стала не только политическим, историческим, властным центром страны, но и мощным экономическим узлом. В результате безработица была снижена до 0,6% - одного из лучших показателей в мире. Но вот какая штука - 20% от этой цифры составляют люди в возрасте до 30 лет.

Поэтому мы создали именно деловую программу.

Её задача - найти, отобрать, образовать и воспитать новое поколение человеческих ресурсов для города Москвы и всей страны.

Студенты, которых мы приглашаем в эту программу, регистрируют свои идеи, проходят психологическое тестирование: понимают, к чему они более склонны - к бизнесу, государственной службе или общественной деятельности. Затем они приступают к воплощению своих идей, созданию партнёрств, осуществлению проектов.

Через год мы проводим новый тест, позволяющий увидеть, как человек изменился за это время, в каком направлении продвинулся.

Это важно понимать, чтобы не включить его в более ответственную работу, к которой он ещё не готов. Чтобы не получалось, как это, знаете, бывает в масленицу: ты жаришь блины, а кто-то голодный стягивает у тебя один - недожаренный… Ты жутко злишься, и хочется дать поварёшкой этому кому-то по лбу! Блин-то ведь не готовый, невкусный и толку от него никакого. Тогда ты всех выгоняешь из кухни и говоришь: «Впущу, когда будет можно!..»

В проекте - похоже: людей надо впускать на следующий уровень, когда они готовы.

О некоторых участниках нашей программы так сказать можно. Из них мы формируем (в цикле «Государство») московское правительство дублёров - специальный орган, где наиболее успешные участники «Гражданской смены» и их команды проходят обкатку в жёстких условиях работы в столичном правительстве в качестве молодых экспертов - дублёров министров. Должен сказать, что дублёров и кандидатов в дублёры уже не так уж мало. Но многие ребята, по моим ощущениям, ещё не дозрели, им не хватает видения, понимания, умения - их надо чуть-чуть додержать.

И тем не менее, спрос на них уже большой - зовут и в префектуры, и в ведомства... Потому что понимают, что «Гражданская смена» - это кадровая технология, которой может воспользоваться каждый, кто хочет что-то стоящее делать на подведомственной территории.

- Вы сказали, что «Гражданская смена» - это прежде всего деловой проект. Значит ли это, что он заведомо лишён идеологии?

- Нет, не значит. Мы считаем, что ценности - это основа любой деятельности. Например, гражданственность. Если человек живёт в России, любит свою страну и вкладывает в неё свой успех, значит, он - гражданин. Если мы делаем то же самое, значит, мы с ним - одна команда. Это главное, а уж потом - деление на «оранжевых», «красных», «белых», «зелёных» и прочих.

Но вот что важно помнить: Россия - огромна. И нельзя на деле доказать любовь к ней сразу на всей территории. Полюби её там, где ты находишься прямо сейчас, скажи себе, что человек, с которым ты ругаешься, - это тоже твоя Родина, потому что сейчас он стоит напротив тебя. И замахнувшись кулаком, спроси себя, кого ты бьёшь, может - самого себя?

Родина, она вот - здесь и сейчас - в эту самую секунду. И любовь к ней должна выражаться действием. Это - гражданская позиция. Это - ответственная любовь.

Слово и дело

- А какова практика? Что конкретно делают ребята?

- Каждый участник «Гражданской смены» делает четыре вещи. Выбирает свое направление - «Государство», «Бизнес» или «Общество» - и предлагает идею. Затем разрабатывает её, превращая в проект. Ищет под этот проект инвестиции. Добившись их, реализует свой проект, а по итогам реализации получает оценку своей деятельности. Так люди продвигаются в «Гражданской смене» - только через дела… - Вы можете привести хотя бы один пример гражданской инициативы, которую бы осуществили участники «Гражданской смены»?

- У нас есть сопредельный проект - «Солнечный круг». Его участницы - московские бабушки - проверяли торговые точки: выясняли, где, вопреки закону, продают алкоголь детям. Многие директора и хозяева магазинов реагировали позитивно - прекращали продажу. А вот в 200 торговых точках начальство агрессивно противодействовало проверкам, вплоть до рукоприкладства к пожилым людям.

Тогда в дело включилась молодёжь. Была организована экономическая блокада этих торговых точек. Каждый магазинчик окружили живым кольцом ребята, у которых в руках были фотографии: продажа алкоголя ребёнку - здесь, в этом магазине. Студенты раздавали прохожим листовки и просили их ничего не приобретать здесь.

Об акции узнали в департаменте продовольственных ресурсов. Сказали спасибо и вышли с проверками этих магазинов. Закрыли все - нашли очень много нарушений.

Другой пример - мы обратились к детям с предложением рассказать о своих мечтах. И получили десять тысяч удивительно трогательных детских рассказов и просьб.

При этом две с половиной - не для себя. Дети мечтали о том, чтобы что-то хорошее было сделано для немощной бабушки, для мамы, для пьющего инвалида-отца, для брошеного друга… Не могу сказать, что все пожелания были выполнены - были среди них и такие, что оказались нам не по силам, - но большинство осуществилось.

Активисты «Гражданской смены» купили две с половиной тысячи самокатов для тех детей, которые о них мечтали. Сшили для них сумки. Устроили в дворе Московского института стали и сплавов сборочный цех, потому что самокаты приобретались в разобранном виде (так они дешевле стоили). Затем вышли на Ленинский проспект и докатились на них до Кремля - опробовали таким образом качество своей сборки. А там сложили их в машины и оправили детям.

И всё это придумали молодые люди.

Если это - не гражданские инициативы, то что же это тогда?

Беседовал Арсений Несмелов


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Труд. Творчество. Human resources
Концепт
Гонцы эпох
Кто вращает этот мир?
Дмитнрий Петров
Слава труду!?
Редакция «Со-Общения»
Семь вопросов российскому бизнесу
Игорь Задорин руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН
Вызов новых границ
Елена Русская руководитель Русской школы имиджа
Русские компетенции
Александр Попов научный директор открытого корпоративного университета «Школа гуманитарного образования»
Практика
Как лечить нерабочее слабосилие
Плюсы железной логики
Владимир Мединский депутат Государственной Думы
Герои репутационного фронта
Александр Вихров исполнительный директор по связям с общественностью корпорации «УРАЛСИБ»
Люди - те же. Требования – новые
Михаил Умаров директор Службы по связям с общественностью «ВымпелКом»
И заново открывать себя
Дэвид Синей президент генеральный директор компании Flеishman-Hillard
Россия - кладезь талантов
Пьер Брансвик Региональный директор AMD по продажам
Если вы хотите воспитать отличных сотрудников
Андрей Баранников генеральный директор агентства SPN Ogilvy PR
Стенгазета для корпорации
Джемир Дегтяренко исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России главный редактор журнала «Новости СМИ»
Актуальный сюжет
Кадры решают - что?
Новая смена
Олег Бочаров руководитель проекта Правительства Москвы «Гражданская смена»
Тайны ядра электората
Александр Морозов советник Первого заместителя Председателя «Российской Партии Жизни»
Требуются гавроши?!
Марина Литвинович советник лидера «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова главный редактор сайта pravdabeslana.ru
Информационный авангард творческого пролетариата
Илья Пономарёв лидер «молодого крыла КПРФ» и движения «Левый фронт»
Чей это стон раздаётся?
Оперативный простор
Как мы делали этот номер...
Инвестирование в инновации
Владимир Минин консультант компании «Республиканская инновационная корпорация»
Noblesse oblige
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Кто стучится в дверь ко мне?
Кодекс Олсопа
Русская метла
Телеигры. Телелюди


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.