Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/9/concept/3


Семь вопросов российскому бизнесу

В 2004 году, на заседании Клуба корпоративной культуры компании «Ренова», известный социолог Игорь Задорин жёстко высказался на тему человеческих ресурсов и проблем, стоящих в этой связи перед деловым сообществом и страной в целом.

В тот момент его мало кто услышал. Жаль. Ибо сегодня мы видим: серьёзные предприниматели, администраторы, чиновники, управленцы, политики, не озабоченные проблемой человеческих ресурсов, - редкость.

Вот почему мы решили опубликовать изложение выступления г-на Задорина ,обращённого к предпринимателям, чиновникам и управленцам, прозвучавшего два года назад, но и, несомненно, актуального сегодня.

Когда деловые клубы обсуждают повестку дня на предстоящие годы, главными для них остаются вопросы роста экономики, налоговой реформы, реформы банковской системы, инвестиционной активности, конкурентоспособности... На мой взгляд - это устаревающий подход.

Да, в начале 90-х главным вопросом для бизнеса (и ключевым ресурсом) был доступ к государству (распределение собственности и приватизация). А в середине и во второй их половине - доступ к финансовым ресурсам (инвестиции, банковская система и т.п.). Но сегодня бизнес действует в другом контексте, важнейшие характеристики которого - не политические или экономические, а социальные.

И скоро в этом контексте ключевым ресурсом и ключевой проблемой станут люди.

Думаю, пришла пора задать семь главных вопросов о человеческом капитале и человеческих ресурсах, к которым я намерен привлечь внимание делового сообщества, опираясь на свой социологический опыт.

Вопрос № 1: О количестве человеческих ресурсов, или что делать с демографическим спадом?

Достаточно ли сегодня в России трудовых ресурсов в самом широком смысле, т.е. - хватает ли в стране людей?

«Заостряя» тему, отмечу, что в последние годы в посланиях Президента, обращённых, в том числе, и к элите делового сообщества, говорится о демографическом кризисе, хотя до сих пор он казался проблемой не бизнеса, а государства. Считалось, что именно оно в одиночку должно решать проблему сокращения народонаселения. Однако это сокращение несёт жёсткий вызов самому существованию многих бизнес-проектов!

Об этом говорят как исследователи, так и предприниматели из регионов.

Если когда-то предприятия стояли из-за нехватки денег, мощностей и т.д., то сейчас - потому, что некому работать.

Значит в интересах деловых людей - включить демографическую проблему в свою повестку дня и разделить с государством бремя по её решению.

Вопрос № 2: О качестве трудовых ресурсов, или откуда некомпетентность?

Следом идёт вопрос о качестве человеческих ресурсов.

Полагаю, что скоро вопросы образовательной политики (которая тоже казалась проблемой государства, а не бизнеса) буквально «достанут» деловых людей.

Низкая квалификация сотрудников и несоответствие структуры выпускников вузов спросу предприятий на ряд профессий - эти проблемы скоро станут просто кричащими. Понятно, что вузы с некоторых пор перешли на производство специальностей, которые они умеют производить (изначально определённые преподавательским составом и т.д.), никак не ориентируясь на запросы предприятий и организаций. Фактически они превратились скорее в продавцов определённого социального статуса - «человек с высшим образованием», а не самого высшего образования. Но и бизнес несет за это долю ответственности, поскольку в какое-то время просто устранился от формирования программ подготовки специалистов.

Вопрос № 3: О мотивах и стимулах, или почему они не хотят работать хорошо?

Кроме профессиональной квалификации есть и такая важная характеристика качества человеческих ресурсов, как отношение к труду.

Сегодня слышны жалобы не только на нехватку сотрудников, но и на их нежелание работать хорошо - с той отдачей, какой ждёт работодатель. И это понятно. Потому что вопросы мотивации и стимулирования труда долгое время находились на периферии проблематики бизнес-сообщества. 95% заказов, поступавших исследователям от корпораций, касались внешней среды их обитания - это рынок, репутация, имидж и т.д. И лишь недавно к нам стали обращаться предприниматели, ставящие на первое место вопросы внутреннего климата в компаниях. Причём это касается пока только лидеров бизнеса.

Между тем исследования, связанные с мотивацией труда и трудовой этикой, сверхактуальны.

Вопрос № 4: О человеческой энергетике бизнеса, или кто придёт за первой волной новых русских дельцов?

Есть предположение, отчасти подтверждённое исследованиями, что поколение, пришедшее в бизнес в 90-х годах, в изрядной степени исчерпало свою энергетику. Многие задачи, которые эти люди ставили перед собой (а это не только достижение финансового успеха, но и, во многом - достижение успеха творческого) ими решены и можно передавать часть ответственности наёмным управленцам.

Но как будет происходить переход ко второму поколению? Другими словами: как компенсировать истощение предпринимательского ресурса, связанное со сменой поколений?

***

Таковы первые четыре темы нового социального дискурса, над которыми, по моему мнению, следует задуматься деловому сообществу:

  1. люди, как население;
  2. люди, как компетентные сотрудники;
  3. люди как мотивированные работники; и, наконец,
  4. люди как управленцы и носители энергии бизнеса.

Между тем, население и трудовые ресурсы в тех вопросах, которые я рассматривал, выступали по большей части как объект, как приложение к деловой активности. Но этот объект может быть и субъектом. И в таком качестве порождать три дополнительных вопроса для бизнеса.

Вопрос № 5: О классовой борьбе, или как взаимодействовать с работниками?

Персонал, низкая мотивация и творческая пассивность которого беспокоит работодателей, может становиться в какой-то момент очень деятельным. Однако зачастую это происходит в форме не трудовой, а политической активности.

Если в 90-х годах протестная активность была направлена, в основном, в сторону федеральной власти, то сейчас заметны снижение уровня адресности этого протеста и его локализация. Сегодня трудящиеся апеллируют уже не к Кремлю, и всё реже - к региональным и муниципальным властям. Всё чаще их требования адресованы собственникам и менеджерам. Видимо, такая активность будет проявляться всё чаще. И, в конце концов, мы - и деловые люди, и социологи - столкнёмся с проблемами, хорошо известными (и освоенными) на Западе, но забытыми у нас - с проблемами трудовых конфликтов.

Считается, что в России нет профсоюзов в том виде, в каком они существуют на Западе. Но тенденция к их созданию существует. Наёмный персонал будет формировать свои объединения. И значит, перед работодателями встаёт пятый вопрос социальной повестки дня: о взаимодействии с объединениями трудящихся - по сути, вопрос управления классовыми противоречиями.

Вопрос № 6: об утечке кадров, или почему они бегут и как их вернуть?

Активным субъектом может быть не только персонал конкретного предприятия, но и весь слой трудовых ресурсов - активным в плане отъезда. Это - проблема уже сейчас актуальна для ряда отраслей. Речь идёт о трудовой эмиграции. И здесь нужны не пассивные программы удержания кадров, но активные проекты, направленные на их репатриацию. Если бы бизнес-сообщество развернуло деятельность по такой репатриации, это способствовало бы решению шестой проблемы - «утечки компетентности».

Вопрос № 7: О социальной ответственности бизнеса, или как искупить «первородный грех» первоначального накопления?

Результаты исследований говорят о том, что порой всё население России становится для бизнеса значимым субъектом. Я говорю об отношении людей к предпринимателям и предпринимательству в целом. Этот вопрос имеет много аспектов, но я бы выделил главный, и назвал бы его «вопросом первородного греха российского бизнеса». Имею в виду тему приватизации.

Когда бизнес понял, что такой вопрос задан, и надо на него обществу отвечать, он стал отвечать весьма локально, канализируя проблематику социальной ответственности в фактический откуп. Под социальной ответственностью стали пониматься благотворительность, меценатство, попечительство...

Но исследования показывают: напротив, такая деятельность часто воспринимается как попытка воров откупиться от обворованных, «откупить» свой первородный грех, а не искупить его.

Чего же хочет общество от бизнеса? Люди прежде всего требуют того, что вполне соответствует международному пониманию социальной ответственности - на первое место они ставят создание рабочих мест, заботу о сотрудниках - об их здоровье и трудовом потенциале. На мой взгляд, единственный способ искупить «первородный грех» обретения богатства, принадлежащего, по мнению многих, всей стране - это инвестирование или реинвестирование «нажитого» в эту самую страну, в её людей.

Т.е. предприниматель обретёт уважение и авторитет тогда, когда он добытое не просто кому-то отдаст, а вложит в развитие. Понятно, что такая проблематика - не вопрос имиджа. Она куда сложнее.

***

Думаю, эти перечисленные семь вопросов могут стать для российских предпринимателей пунктами повестки на несколько предстоящих лет. При этом для такой повестки есть ещё одна дополнительная опция - согласование решений по отдельным вопросам.

Потому что все перечисленные проблемы ориентированы на разные временные диапазоны. Поясню:

Проблемы, связанные с краткосрочным набором и мотивацией кадров, могут быть решены за 1-2 года. Решения, связанные с повышением квалификации должны быть ориентированы на 7-8 лет - это связано с перестройкой программ вузов. Но если мы ставим вопрос демографии, то, очевидно, решения должны быть таковы, чтобы они учитывали диапазон времени в 20-25 лет. Других решений в демографической политике быть не может - нельзя получить эффект от повышения рождаемости через 3 года. И порой оказывается, что решения, ориентированные на разные диапазоны времени, противоречат друг другу.

И значит - речь идёт о стратегичности предпринимательства. О том, на какой временной диапазон деловое сообщество планирует свою деятельность, и каков может быть её масштаб.

В этом отношении государственная система, несмотря на её косность, подаёт хороший пример: сама постановка (уже сегодня!) вопроса о выборах 2008 года, и связанных с ними политических операциях, говорит о том, что чиновники о многом начинают думать с опережением (чего прежде часто не наблюдалось).

И это - аргумент в пользу того, что горизонт делового планирования должен расширяться, включая в себя решения самого разного уровня. И поэтому вопрос стратегии и в области наращивания человеческого капитала становится одним из главных.

Краткое послесловие два года спустя

В последнее время, наблюдая за движениями власти и других субъектов социально-политической жизни (тем же бизнесом), я всё чаще прихожу к мысли, что для экспертно-аналитического сообщества наступают новые - непростые - времена. Конечно, легко быть прозорливым экспертом и дальновидным стратегом, когда власть неумна, неповоротлива и нестратегична. Но сегодня активные агенты поля политики всё чаще бросают творческий вызов социологам, политологам и другим «штурманам» социокультурной динамики.

Давно ли мы дружно винили власть за невнимание к социальной базе модернизации и увлеченность лишь экономическим дискурсом? Вспоминаю, как, обсуждая Послание президента 2003 года на одном из круглых столов, организованных «Единой Россией», я с сожалением говорил, что в очередной раз не услышал в нём ни слова о демографической проблеме, о здоровье нации, о проблемах трудовой квалификации, трудовой мотивации и т.п. Почти о том же я вёл речь и в Клубе «Ренова» в 2004 году, но уже с упоминанием, что демографический кризис становится темой и президентского послания, и более практического обсуждения в правительственных и бизнес-кругах.

За два года прошедшие с тех пор, активность власти и бизнеса в решении проблемы трудовых ресурсов усилилась. Отмечу, прежде всего, запуск национальных проектов в области образования и здравоохранения, причём в реформе высшего и профессионального образования бизнес-сообщество, пожалуй, начинает выступать не менее важным и заинтересованным игроком, чем государство (вспомним решения РСПП и другие проекты).

Очень много делается (хотя и не всегда последовательно и продуманно) в области миграционной политики, привлечения внешних трудовых ресурсов. В этой связи порадовало принятие программы, стимулирующей возвращение соотечественников из-за рубежа (вот она - репатриация кадров). Более комплексной стала политика бизнес-сообщества и в области социальной ответственности.

Таким образом, похоже, «новому классу» интеллектуалов, которых считает своей аудиторией «Со-Общение», уже сложно почивать на лаврах самых дальновидных без риска стать неинтереснымидля общества, бизнеса и государства. Скорее, наоборот - ускорение внедрения рекомендаций аналитического сообщества в практику государственного управления требует от экспертов более оперативного и практического отклика на актуальные вопросы, более далекого предвидения, более профессионального осмысления.

В этой связи нельзя не отметить то, что остается для нашего бизнеса, да и общества в целом совершенно нерешаемой задачей - повышение трудовой мотивации и формирование трудовой культуры, ориентированной на интенсивное развитие.

Как создать (воспитать) новое поколение работников и предпринимателей, строящих жизненные стратегии, исходя из других культурных образцов, нежели те, что в последние 15 лет нам демонстрировали СМИ, да и сама жизнь (модели быстрого обогащения, не связанного ни с квалификацией, ни с законом, ни с этикой)? Как сделать привлекательными и мотивирующими труд и предпринимательство, основанные на принципах профессиональной чести, долгосрочных стратегиях, социальной ответственности? Как привлечь в бизнес энергетику молодежи?

Такие задачи воспроизводства и освоения человеческого капитала не решить «с наскока», это - настоящий вызов, достойный подлинных интеллектуалов и аналитиков, намеренных быть полезными стране и обществу. Желаю оставаться способными ответить!

Дата публикации: 04:53 | 08.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.