Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Труд. Творчество. Human resources / Концепт

Слава труду!?

Что менять и за что платить


Редакция «Со-Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Будущее нельзя предсказать - его можно делать. В этом смысле рассуждения футурологов о том, какими станут условия труда и каков окажется облик корпорации завтрашнего дня, звучат диковато: условия не станут никаким, и облик никаким не окажется. Они будут сделаны - в соответствии с планами и проектами.

Да, легенда о невидимой всемогущей руке рынка, которая всё устраивает сама, сыграла в недалёком прошлом важную роль в операции по вытеснению из массового сознания ряда красных кодов. Но, во-первых, легенда, похоже, роль свою уже исчерпала. А во-вторых, как выясняется, операция ещё не закончена, поскольку мало где коды, внедрённые за десятилетия советской власти, угнездились так плотно, как в сфере представлений, привычек и стремлений, касающихся занятости, дела и творчества.


I .

Право на труд - одна из самых потешных гарантий, записанных в советской конституции. Ибо при советах для подавляющего большинства занятость была таким же условием выживания, как и до, и после них. Так что речь шла не о праве, и даже не об обязанности, и уж подавно - не о стремлении к труду, но о его неизбежности.

Причём неизбежность эта чётко структурировалась: каждый (за редким исключением) взрослый член общества был наёмным работником; каждый был встроен в систему субординации, знал своё место и продвигался в ней в соответствии с установленными правилами; причём инициатива и творчество - т.е. создание нового - в любых областях приветствовались, но не иначе, как в рамках этой системы и в пределах этих правил.

Вот почему много лет только в одном окне Кремлёвского дворца, обращённом на Красную площадь, ночами горел свет - там работал Сталин - великий и единственный. У всех прочих, включая заключённых, был строго нормированный рабочий день и перечень обязанностей.

Потом окно погасло, а затем был свёрнут и красный проект. Но кремлёвские звёзды остались. А вместе с ними - тысячи людей, взлелеянных и взращённых этим проектом для его нужд. С тех пор многие из них уже пожили, поучились и потрудились на капиталистическом Западе, многие даже стали собственниками - рулевыми рыночного хозяйства, но, судя по ряду признаков, отношение к деятельности и производству, к их организации и управлению во многом осталось прежним - вполне советским. Его главные характеристики: формальная субординация: строгая регламентация; оценка сотрудника по ряду стандартных признаков (образование, опыт, навыки и т.п.); чёткое разделение на работу и досуг.

Однако подчеркнём: эти характеристики свойственны отнюдь не только советскому отношению к теме, но, во многом, - и отношению западного человека. Того самого, что претендует на место образца для современного мира.

I I .

Вот и скандинавский футуролог Рольф Йенсен1, рассуждая о будущем труда и предприятий, оперирует понятиями работа и досуг. Причём - по отношению к себе самому - устремлённому в будущее творческому человеку, что, согласитесь, немаловажно!

И американский промоутер креативного класса Ричард Флорида2 обсуждает соотношение свободного и рабочего времени в жизни представителей продвигаемой им группы - отгулы, т.н. гибкий график, дедлайны, отпуска и прочее.

Такова мощь стереотипа, созданного в индустриальную эпоху: есть рабочее время, есть рабочее место, есть рабочие обязанности, и есть - выходной!

В соответствии с этим стереотипом множество людей, действующих в качестве нанимателей, наёмных сотрудников и тех, кто по-английски называется selfemployed3, всё ещё строит свою политику в области занятости, найма и деятельностных отношений.

Между тем, мир вступает в эру, когда люди, получающие наслаждение от своего профессионального занятия, не только чувствуют себя свободнее и комфортнее и не только действуют эффективнее, но и добывают больше денег. И относится это и к собственникам - т.е. работодателям, и к их сотрудникам. Причём исследователи выявили существенную взаимосвязь: чем больше на предприятии людей, творчески работающих по найму, и чем выше оплата их труда, тем больше материальная и нематериальная прибыль собственников.

Понятно, что компаний, состоящих на 100% из творческих людей, ещё долго будет немного, но при этом число креативных работников в последние десятилетия увеличилось на порядки и продолжает расти. В этом - вызов наследникам систем, оптимальных для индустриального уклада. Потому что для сотрудников, ориентированных на решение задач и проектность, субординация, регламентация, отчётность и иные формальности - это факторы, сдерживающие инициативу и затрудняющие деятельность.

Таким образом, становится ясно, что системы, в которых осуществляется деятельность, нуждаются в реформировании, которое, вероятно, следует начинать с изменения отношения участников рынка труда друг к другу.

Начать его можно, например, с проведения границы между понятиями рабочая сила и человеческие ресурсы, попутноснаряжая смыслом сокращение эйчар4, заменившее слово «кадровик». К рабочей силе резонно отнести тех, в чьей деятельности творческий элемент минимален, а к человеческим ресурсам - творческих сотрудников, создающих новое, - продукты, решения, методы и подходы к их производству.

Однако заявить о своевременности перемен проще, чем спроектировать их и осуществить. Почему?

Здесь нам не обойтись без художественно-исторического отступления; впрочем - в итоге снова выводящего нас в деловую практику сегодняшнего дня.

I I I .

Труд издавна был важной темой русской литературы, имевшей большое влияние на состояние умов и общественные настроения. Можно привести гору цитат и ссылок, но остановимся, пожалуй, на том, что «в соседнем доме окна жёлты, по вечерам… скрипят задумчивые болты - подходят люди к воротам…». Это - стихи Александра Блока «Фабрика»; а люди у ворот - нищие, дёшево продающие себя «бездушному и тёмному кому-то», хохочущему за жёлтыми окнами5.

Похоже, Блока - владельца недвижимости и возвышенного интеллектуала, творца, продающего свои произведения за солидные гонорары, - ужасал быт рабов индустрии, всю жизнь повторяющих набор стандартных операций и лишённых возможности распоряжаться результатами своей работы. И ничего странного.

Странно то, что лет за сто до Блока другой поэт - Гавриил Державин воспел вельможу-чиновника6, который «орудье власти есть, подпора царственного зданья; вся мысль его, слова, деянья должны быть - польза, слава, честь». Вот почему он, будучи всего лишь смиренным слугой престола и державы, служить им рад. И потому - свободен.

Но почему написанное Державиным - странно? Да потому, что после Державина чиновников не воспевали. Их либо осмеивали и порицали как «взяточников, воров и невежд», либо оплакивали, как Акакиев Акакиевичей… Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин и другие «лучшие перья» империи создали отвратительные образы чиновника и аристократа. А попутно - поглумились и над образом дельца-капиталиста, на котором затем топтались Островский и Горький.

Говорят, литература была зеркалом русской действительности. Если так, то в XIX и в начале XX века в стране не существовало деятельностей, достойных уважения.

Ведь как они представлены в литературе? Предприниматель - самодур и обирала. Помещик - либо крепостник, либо лентяй. Аристократ? То фанфарон, то консерватор. Офицер? Кутила, дуэлянт, бабник и тиран, а коли не тиран - то «лишний человек». Ну а интеллигент - болтун без воли и смысла, годный лишь на пустые жалобы и опустошение лафитников. Что же до рабочих и крестьян, то они, в основном, - жалкие и тёмные пьяницы; хотя, возможно, - и грядущие вершители великой расправы.

Весь этот образный ряд продавался тысячам грамотных людей. И многим западал в душу, отнюдь не вдохновляя на труды или служение, а скорее оправдывая работу ради хлеба насущного.

Кстати, вообще, все, кто преуспевал в делах, представлялись публике как люди дурные. «Лучшие перья» громогласно порицали стремление сделать карьеру или состояние. Мало от них отличались и советские авторы, клеймившие «карьеризм» и «стяжательство». Впрочем, они хотя бы славили труд…

«Слава труду!» - при Советах эти слова сияли на всех площадях, цехах и высотках. Но был ли толк в таком пропагандистском усердии? Да - слава труду, но чьему и какому? Труду творческого индивида - хозяина своей судьбы? Вовсе нет - труду коллектива! Личное достижение признавалось достойным, а то и вообще возможным лишь как эпизод перевыполнения ударной бригадой - хоть монтажников-высотников, хоть оперных певцов - плана социалистического соревнования.

Тех, кто в едином строю круче других мостил путь к коммунизму, - награждали и выделяли, порой превращая в произведения искусства, и запечатлевая не только в холсте и гипсе, но и в банкноте - до 1961 года на рубле красовался шахтёр Алексей Стаханов. А рубль, хоть и советский, это, согласитесь, - серьёзно.

Так формировалось массовое отношение к труду и творчеству. Тех же, кто выпадал из массы, - пусть даже и поэтов7, - гнобили как «единоличников», «тунеядцев», «кустарей» и «ремесленников».

А ведь российская культура, хоть элитная, хоть дворово-базарная, так же недобра к мастерам над ремёслами, как и ко многим прочим. Одни поговорки чего стоят. Есть, конечно, и позитивные, а всё же большая часть замешана на злобе и зависти. Например: «столяры да плотники от Бога прокляты». Или: «у кузнеца что стукнул - то гривна». И дальше: «санник да тележник, а выехать не на чем», «мельник богат шумом», «пьян как сапожник», «сапожник без сапог», «портной - вор, кузнец - пьян, сапожник - буян»…

Минутку! Да уж не врёт ли народная мудрость, издеваясь над теми, чьи постройки, мечи, экипажи, костюмы во множестве признаны истинными произведениями искусства?

И, кстати, сапоги-то чем хуже?

I V .

В начале XX века в высшем обществе Санкт-Петербурга был широко известен некто Егор Савич Яковлев - сапожник. В какой-то момент пара сапог работы этого потомственного мастера (его род шёл в северной столице от самого её основания) стала стоить таких денег, что он брал в год не более пяти-шести заказов.

Сапоги Яковлева носили граф Сергей Витте, банкир Дмитрий Рубинштейн, певец Фёдор Шаляпин, старец Григорий Распутин и немногие другие сановники, предприниматели и деятели искусства. Максим Горький, которому обувь от Яковлева вышла не по карману, вздыхал: не сапожки - драма (имея в виду и жанр, и ситуацию).

Работал Егор Савич один - фабрики не открывал, обходился и без подмастерьев, но обучал искусству детей, растя помощников и наследников дела, капитала и марки. Рыночная стоимость8 клейма «Яковлевъ» и его имени-фамилии была достаточной для того, чтобы он мог жить в собственной преизрядной квартире в соседстве с Невским проспектом. А кроме того - составлять завидную библиотеку, коллекционировать шахматы, содержать немалую семью и дать хорошее образование двум дочерям и четверым сыновьям, старший из которых Юрий после окончания Политехнического института взялся было продолжить отцовское дело, но помешала красная революция.

При этом - пил Егор Савич не больше графа Витте и был известен как хороший христианин (хоть и далеко не фанатик), добрый сосед и вежливый человек.

Вот такая удивительная быль о мастере сапожных дел, связующая вместе важность труда, радость творчества, могущество бренда и ценность семейного наследования. Эта история - жёсткий вызов и злобным пословицам, и отношению к труду множества людей, придавленных страхом, безответственностью и ленью.

Думается, превращение таких примеров в образцы для подражания сослужило бы добрую службу стране. Однако пока всё не так. Толща народная слагает и выплёскивает в Сеть образцы иные.

Вот один из них - очень показательный.

Жил-был менеджер по продажам. И решил он устроиться в компанию. Долго ли коротко ли резюме рассылал, и вот - зашёл в одну контору на собеседование. И шло оно шесть часов. Уже и хозяин взмок, и менеджер пять раз воды просил. А всё не договорятся. Начинали с двухсот баксов в месяц - а уже за два с половиной килобакса зашкалило. И проценты, и бонусы, и спортзал; мобильную связь, обеды, подъёмные, командировочные, страховки, отпуск, машину служебную, ноутбук и ещё кучу всего менеджер себе выбивал. И сдался главный - всё, что менеджер просил, дал.

И приступил тот к работе.

За первый месяц увеличил продажи втрое.

За второй - вдесятеро.

За полгода - в сто раз!

А потом вообще всё продал - мебель, канцтовары, автомобили, секретаршу - в бардак; базы данных - конкурентам; а хозяина - кому надо. А после и себя самого - в рабство в центральную Африку.

Потому что это был, блин, очень качественный менеджер по продажам...

Это - злая, но честная сказка. Потому что - не будем лицемерить - вот такие менеджеры считаются нынче в России (да и только ли в ней?) качественными. Ну, а если кто-то скажет, что хозяин, не умеющий управлять человеческими ресурсами, сам виноват в таком финале - спорить мы не станем.

V .

Реальная жизнь, в том числе и деловая, - состоит из историй. И порой она удаётся тем лучше, чем вернее уроки, которые мы из этих историй извлекаем.

Думается, можно предложить читателям скромный веер выводов.

Наряду с национальными проектами в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и т.д. не лишним, думается, был бы и проект по изменению отношения жителей России к деятельности как таковой, к творческой деятельности в частности, и - как следствие - к творческому человеку.

Очевидно, такой проект, как, впрочем, и любой из уже принятых национальных проектов, может быть осуществлён, прежде всего, гуманитарно-технологическими средствами и потребует от делового сообщества разделения с государством обременений по его осуществлению.

Проектирования и планирования требует и изменение отношения собственников и наёмных сотрудников и друг к другу, и к компании как к площадке их взаимодействия. Умело управляя этим процессом, работодатели смогут решать проблему нехватки человеческих ресурсов, создавая при этом новые возможности для развития и роста сотрудников.

1 Скандинавский футуролог, автор книги «Общество мечты».

2 Рецензия на книгу Ричарда Флориды «Креативный класс» опубликована в этом номере на стр. 88.

3 Англ. Те, кто является нанимателями по отношению к самим себе. В русском языке этому понятию отчасти соответствует термин «лица свободных профессий».

4 Англ. Human resources - человеческие ресурсы.

5 Так и сказано: «…бездушный кто-то, тёмный ктото людей считает…», и дальше: «…и в жёлтых окнах засмеются, что этих нищих провели».

6 Он и сам служил министром финансов в чине действительного тайного советника.

7 Хрестоматийный пример - Иосиф Бродский.

8 Сейчас сказали бы капитализация.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Труд. Творчество. Human resources
Концепт
Гонцы эпох
Кто вращает этот мир?
Дмитнрий Петров
Слава труду!?
Редакция «Со-Общения»
Семь вопросов российскому бизнесу
Игорь Задорин руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН
Вызов новых границ
Елена Русская руководитель Русской школы имиджа
Русские компетенции
Александр Попов научный директор открытого корпоративного университета «Школа гуманитарного образования»
Практика
Как лечить нерабочее слабосилие
Плюсы железной логики
Владимир Мединский депутат Государственной Думы
Герои репутационного фронта
Александр Вихров исполнительный директор по связям с общественностью корпорации «УРАЛСИБ»
Люди - те же. Требования – новые
Михаил Умаров директор Службы по связям с общественностью «ВымпелКом»
И заново открывать себя
Дэвид Синей президент генеральный директор компании Flеishman-Hillard
Россия - кладезь талантов
Пьер Брансвик Региональный директор AMD по продажам
Если вы хотите воспитать отличных сотрудников
Андрей Баранников генеральный директор агентства SPN Ogilvy PR
Стенгазета для корпорации
Джемир Дегтяренко исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России главный редактор журнала «Новости СМИ»
Актуальный сюжет
Кадры решают - что?
Новая смена
Олег Бочаров руководитель проекта Правительства Москвы «Гражданская смена»
Тайны ядра электората
Александр Морозов советник Первого заместителя Председателя «Российской Партии Жизни»
Требуются гавроши?!
Марина Литвинович советник лидера «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова главный редактор сайта pravdabeslana.ru
Информационный авангард творческого пролетариата
Илья Пономарёв лидер «молодого крыла КПРФ» и движения «Левый фронт»
Чей это стон раздаётся?
Оперативный простор
Как мы делали этот номер...
Инвестирование в инновации
Владимир Минин консультант компании «Республиканская инновационная корпорация»
Noblesse oblige
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Кто стучится в дверь ко мне?
Кодекс Олсопа
Русская метла
Телеигры. Телелюди


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.