Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Путешествие. Приключение. Поиск. / Практика

Бал-мадагаскар русского утопизма

Напутствуя нас, Наташа Ростова нашептала имя нашего острова


Игорь Сид писатель директор российского Клуба друзей Мадагаскара
madagascar@bk.ru
Версия для печати
Послать по почте

Почему россияне всё чаще едут в отпуск не в старую Европу, а куда-нибудь на Мадагаскар, в вечно юные джунгли? Чем вообще нашего человека привлекают тропики? И есть ли у нас в этом плане какие-то «национальные особенности»? С этими вопросами мы обратились к специалисту по российско-мадагаскарским связям, гиду-инструктору маршрутов по Великому острову, тропическому биологу и афро-журналисту Игорю Сиду.

Здоровое русло

- Вопрос простой и сакраментальный... Зачем наш человек едет на Мадагаскар?

- Всё не так просто. Несмотря на дороговизну туров, сервис там развит несравненно слабее, чем, скажем, рядом в ЮАР. Поэтому важен момент отталкивания: «подальше от цивилизации». Но ещё сильнее - позитивный стимул. Иррациональная тяга к первобытности. Мечта о Мадагаскаре, вообще о тропическом парадизе, замешана на надежде обмануть, преодолеть природу или судьбу. Мечта при жизни достичь рая на земле, Эдемского сада. Которая, по сути, есть оборотная сторона, изнанка русской революционной традиции...

- Связь любопытная, но не очевидная.

- Однако естественная. Что есть революция, особенно коммунистическая, как не усилие по приближению земного рая? Но приблизить его можно двумя способами: свергнув реакционное правительство, или выдвинувшись в экспедицию в тропики... Чистота этой подмены стала для меня бесспорной, когда я обнаружил в Интернете очередную краеведческую байку о том, как молодой дворянин Бахметьев, ученик Чернышевского и прототип Рахметова в романе «Что делать?», отбыл в своё время на Мадагаскар. На самом-то деле уехал он на Маркизские острова «строить для туземцев социальную республику», где его следы благополучно теряются. А большую часть денег от продажи фамильного имения оставил Герцену на оппозиционную деятельность. Это известный «фонд Павла Бахметьева», употреблённый в дальнейшем в основном на теракты...

Вот такая дихотомия русского утопизма: либо революционный рай, либо рай тропический. Помнится, даже Миклухо-Маклай предлагал российскому правительству создать в Новой Гвинее «свободную русскую колонию». Это могло бы направить утопическую энергию в здоровое русло, и неизвестно, как пошла бы дальше наша история... Не послушали.

В поисках чёрных ног

- Хорошо. Но есть ведь и просто нормальное стремление к экзотике?

- Представление об экзотике у каждого народа своё. Французов на Мадагаскар едет больше всего. Но для Франции Великий остров, как и другие её бывшие заморские территории, не является экзотикой, диковиной; там мотив как бы обратный - ностальгия. Есть сентиментальное понятие «Pieds noirs», «Чёрные ноги» - тоска белых уроженцев колоний по своей африканской малой родине... Такая романтика гораздо ближе к нашему «почвенничеству».

Чтобы понять всю сакральность нашего отношения к теме, нужно осознать, что среди великих империй одна Россия не имела заморских владений (не считая Аляски и части Калифорнии). Это очень важный факт. И эта «история без колоний» имела некий центральный, или поворотный эпизод. Историкам он известен как «мадагаскарский проект Петра Великого». Цель экспедиции была договориться с пиратом Морганом, объявившим себя королём Мадагаскара, о патронаже со стороны России: остров должен был стать для нас оплотом экспансии в Индийский океан. Но из-за поломки одного из кораблей проект провис. Потом Пётр умер, и мечта о тропиках так и осталась мистической грёзой.

Так что для русских Мадагаскар остаётся квинтэссенцией всего диковинного, чудесного и сказочного. Наш человек обретает здесь на время как бы новые корни. Скажем, знаменитый мадагаскарский эпиорнис, или птица-слон - недавно вымерший трёхметровый страус, давший жизнь восточному мифу о птице Рухх, - по-малагасийски называется почему-то voronatrana, «птица-дом». Как не вспомнить нашу избушку на курьих ножках! Наши мифы местами ложатся друг в друга, как паззлы... А само слово vorona, «птица»? Его сходство с русским «ворона» интриговало даже прежнего президента страны Дидье Рацираку1...

Социализм с пиратским лицом

- Пираты на Мадагаскаре, очевидно, отдельная тема?..

- И при том она тоже отчасти завязана на революцию, точнее, на коммунизм. Уже третье столетие существует, и вдохновляет разных писателей, легенда про Либерталию, средневековую социалистическую пиратскую республику на Мадагаскаре. Мир справедливости на «одном отдельно взятом острове», разрушенный якобы туземцами...

Мадагаскар, как удобная метафора рая или мечты о рае, обильно присутствует в мировой литературе и искусстве. У нас до сих пор мало известна вторая книга Даниэля Дефо о Робинзоне - где маршрут Крузо проходит через Россию и Мадагаскар!

На «Мадагаскарском портрете» Ван Дейка граф Арундель демонстрирует супруге с помощью глобуса мечту о завоевании Великого острова для британской короны. И так далее.

Сионисты рассматривали его как вариант плацдарма для создания Израиля, позже Гитлер выдвинул концепт последней резервации для евреев на острове. Мечтали о Мадагаскаре поляки, для которых завоеватель Мадагаскара, беглый камчатский каторжанин и авантюрист с венгерской кровью Бенёвский является национальным героем. В недавнем театральном хите Ивашкявичуса нарисован образ литовского Мадагаскара...

Мадагаскар и утопия, Мадагаскар и авантюризм - вещи неразрывно связанные.

Тут и мы очередной раз отличились - несколько лет назад некий г-н Русаков выпустил на острове ценные бумаги на полмиллиарда долларов под несуществующие чайные плантации. С ним разобрался Интерпол.

Код Толстого

- Известен вклад Голливуда в мифотворчество о Мадагаскаре. А что мы?..

- О, Великий остров в нашей словесности - чемпион по упоминаниям. Вся классика пестрит им, и Серебряный век, и современные авангардные эксперименты. Аксёнов, Акунин, Астафьев, Блаватская, Батюшков, Веллер, далее по алфавиту... Отметились, хотя бы разовым упоминанием острова, очень многие. Часто остров возникает как важная деталь или метафора. Виктор Некрасов в «Маленькой печальной повести» пишет про романтические поездки в эмиграции: «...Ах, какая это была неделя! Потом такой же вольт сделали с Испанией, с Барселоной. Попали даже на бой быков. С тех пор все это называлось Мадагаскаром». Да что литература? Земфира который год поёт: «Я сбегу же в Антананариву», где, по её мнению, «сёрфинги и оушен» - хотя столица острова лежит вроде бы посреди плато...

Объяснение этому феномену есть, и довольно фундаментальное. Поскольку тема Мадагаскара в России начала XIX века уже была популярна из-за всем известной истории с Бенёвским, но также и благодаря переводам «Мадагаскарских песен» Эвариста Парни, то в романе Толстого «Война и мир» она всплывает очень правдоподобно при описании той эпохи, как антитеза к рутине и тупости помещичьей жизни. Наташа Ростова в ожидании Андрея Болконского, бродя в тоске и скуке по своему имению, вдруг начинает бредить, повторяя: «Остров Мадагаскар»! Этот маленький романтический бунт заканчивается ничем. Но, учитывая, что последние полтораста лет прочтение этой эпопеи, как Библии русской жизни, было обязательным для нашего человека в самом восприимчивом возрасте - неудивительно, что Мадагаскар безнадёжно застрял в нашем подсознании, особенно у литераторов.

Вообще, Толстого любопытно перечитывать. Вот его поздние дневники. «Я знаю, что земля кругла и вертится, и есть Япония и Мадагаскар, и т.п. Всё это сомнительно». (Неожиданная запись от 29 апреля 1904.) Почему писатель связывает вдруг эти два острова на третьем месяце Русско-Японской войны, ещё за полгода до стоянки 2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Рожественского на Мадагаскаре, и за год до её гибели в Цусимском сражении?..

Здесь же и самая острая связь Мадагаскара с русской революцией. Один из наших кораблей, долго стоявших на Великом острове, но затем уцелевший в Цусиме - крейсер «Аврора»! С тех пор бухта в мадагаскарском порту Андуани называется Русской...

Иная реальность

- Ну, а реальный Мадагаскар - каков он?..

- Он, конечно, абсолютно не совпадает с литературными и прочими мифами о нём, вплоть до голливудского мультика.

Ожидания оправдываются лишь в плане отставания инфраструктуры... Зато дикой природы и её диковин - хватит не то что на целую Африку, на ещё одну планету.

Собственно, если сочинять новый миф о Мадагаскаре, правильно было бы раскрыть его биосистему как инопланетную - настолько там всё другое. Бобы фасоли в человеческий рост (увы, несъедобные), тараканы с ладонь (к счастью, съедобные), бутылочные и сосисочные деревья, осьминоговые деревья и т.д., и т.п.

Всё это называется «высокая степень эндемизма», в смысле, что фауна и флора там на 90% отличается даже от соседнего Чёрного континента.

Поэтому биологи считают Мадагаскар не островом, а малым континентом.

...Возвращаясь к теме утопии. Выскажу предположение, что сама подверженность России революционным процессам была в какой-то мере обусловленаименно отсутствием у неё заморских территорий. Возьмём Францию: после первой волны революции страна полтораста лет наращивала колониальную экспансию, тем самым «дренируя» усилия авантюристов и утопистов вовне, на более прагматичные цели.

- Не хочешь ли ты сказать, что ради более гармоничного внутреннего развития наша страна должна стремиться приобретать колонии?..

- Разумеется, нет. Новая эпоха требует иных форматов. Думаю, достаточно развивать экспедиционные исследования. И в целом сферу путешествий.

Беседовала Анна Бражкина

1 Д. Рацирака был известен своей просоветской ориентацией.

    


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Путешествие. Приключение. Поиск.
Специальный проект
Гонцы эпох
Ждите корабли. Но не жгите мосты
Дмитрий Петров
Шаг за горизонт
Редакция «Со — Общения»
Очередное открытие Америки
Участники «Русского поиска в Америке»
Очередное открытие Америки
«Я наконец поверил, что Америка существует»
Александр Карасёв президент Санкт-Петербургской Гуманитарно-технологической
Очередное открытие Америки
Инновация или смерть
Стенли Мосс руководитель «Группы Медины»
Очередное открытие Америки
Пророки грядущей Америки
Джерри Кимино хозяин Музея Битников
Очередное открытие Америки
Fight or flight?
Очередное открытие Америки
Нужная Америка
Александр Бек генеральный директор компании AdRus
Очередное открытие Америки
Практика
Креативные путешественники
Одиссея почётного железнодорожника
Андрей Битов писатель Президент Русского ПЕН-Центра
Маршруты брендов в джунглях бизнеса
Сергей Трофименко Председатель Совета директоров коммуникационной группы Пойнт Пассат
Бал-мадагаскар русского утопизма
Игорь Сид писатель директор российского Клуба друзей Мадагаскара
Хождение в Лондон
Денис Перепелицын обозреватель РИА «Новости»
Оперативный простор
Культурная политика
Пётр Щедровицкий методолог
От рода Магометова: Юсуповы
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
«}{ОТТ@БЬ)Ч»
«Пираты Карибского моря». Сундук мертвеца
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.