Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Путешествие. Приключение. Поиск. / Специальный проект

Шаг за горизонт

Как производственная необходимость


Редакция «Со — Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Время от времени людей настигают усталость, сомнение и страх. Приходит соблазн замереть на месте, гневно вопрошая: и почему мне не выпала прямая стезя, полная веселья и беззаботности? Зачем мне эта траектория, напоминающая скорее лабиринт, где за каждым поворотом слышится рык минотавра?.. Но сдаваться нельзя. Ведь тем, кто отправился в путешествие, следует помнить: многие даже не вышли на старт…

I.

То, что Земля имеет форму шара, мало мешает нам жить. Но и помогает не слишком. Честно говоря, этот факт нас уже не слишком сильно заботит. Как когда-то большинство землян мало заботил вопрос: а действительно ли Земля плоская? А вот меньшинство - заботил. И весьма.

Так буквально за несколько лет до воцарения императора Петра Великого (в царствование которого шарообразность нашей планеты сомнению уже особо не подвергалась), в России считалось, что мы живём на плоской земле, имеющей форму квадратного блина. Когда же афонские монахи неожиданно привезли патриарху депешу от учёных старцев, гласящую, что на самом деле блин этот не квадратный, а круглый, возникла немалая закавыка: и государь, и святейший взволновались: уж не ересь ли? И проблема эта разрешилась не иначе, как при участии учёнейших иноков Киево-Печерской Лавры, которые подтвердили, что да: правы мудрецы с Афона: не по квадратному блину гуляем - по круглому.

А спустя всего несколько лет выяснилось, что и не по блину вовсе, а по колобку, летящему вращаясь в пространстве…

О, сколько нам открытий чудных готовили грядущие годы и века! И почти все эти находки были связаны с путешествиями. И не обязательно - по морям и землям, но и по удивительным мирам учёных изысканий и сочинительских фантазий.

Этим путешествиям мы обязаны не только созданием более или менее целостной и внятной карты нашей планеты, а отчасти и представлением о мироздании. И не только немыслимым числом других интереснейших и полезнейших сведений. Не только неисчислимым количеством разнообразнейших богатств. Но и постройкой кораблей, способных преодолевать колоссальные расстояния, или же изобретением многоместных дилижансов, созданием шоссейных, а затем и железных дорог, с последующей прокладкой морских и воздушных маршрутов для соответствующих лайнеров… А уж сколько путешествия и путешественники подарили человечеству различных инструментов и устройств, технологических и организационных решений, плюс - невероятных, героических историй… Ведь и известная нам мировая литература началась со странствий Одиссея и Ясона, а уж чем продолжилась… Проще говоря, историю человечества подарили нам путешественники. В самом прямом смысле - а именно в том, в каком она в изрядной мере представляет собой описание их предприятий.

Удивительно, но когда-то мир представал перед взором людей чем-то весьма схожим с ситуацией в компьютерной игре. В той, где сперва играющему видна и доступна лишь очень небольшая территория, а всё окружающее скрыто тёмной пеленой, за которой находится нечто неизведанное, и, возможно - небезопасное, и которую можно рассеять, лишь рискуя - продвигаясь в разнообразных направлениях, т.е. - путешествуя.

И понятно, что до изобретения компьютерных игр (да и после него) это продвижение диктовалось не столько любопытством и охотой к перемене мест, сколько военной, экономической и демографической необходимостью, но так или иначе - перемещаясь по лицу земли, люди постепенно - шаг за шагом, миля за милей - рассеивали тёмную пелену, встречаясь при этом с немалым числом неожиданностей.

Эти неожиданности порой превращали путешествие в тяжёлый, а то и опасный труд, делали его жребием сильных и отважных, чреватым славой, но и возможной гибелью.

Сегодня иногда кажется, что те времена миновали. Однако катастрофа шаттла «Колумбия» напомнила человечеству, что его творческий поиск, во-первых, отнюдь не ограничивается поверхностью Земли и близким к ней пространством, а во-вторых - всё ещё в высокой степени связан с риском.

Не случайно же, в самом деле, Юрий Гагарин и члены американского лунного десанта стали и остаются одними из величайших героев человечества.

II.

И всё же, в современном мире, а точнее - в его массовой культуре, чем дальше, тем больше путешествие ассоциируется не с опасной миссией первооткрывателя, но с отдыхом и развлечением. Путешествовать стало сравнительно легко. Хорошее материальное положение открывает практически беспредельные географические дали и возможности экзотических впечатлений. Путешествия в изрядной мере превратились в потребительский продукт, в часть той рутины, в которой одиннадцать месяцев и ещё неделю благополучный северный и западный человек пашет, а потом три недели - отрывается. Отрывается, как умеет - на пляже в Крыму, за рулеткой в Лас-Вегасе, с дамами в Тайланде или на плоту посреди бурлящей горной реки…

Однако, в то же время, заметная часть людей по-прежнему видит задачу путешествия не столько в развлечении, сколько в достижении.

И это касается далеко не только (и даже не в первую очередь) спортсменов-экстремалов, устремлённых к рекордам в покорении горных вершин, погружении в водные глубины или, скажем, в постановке новых - предельных - скоростей и дальностей полётов на самых необычных аппаратах. Когда речь заходит о путешествии ради достижения, уместно задаться вопросом - достижения чего?

Помните, как героя одной из знаменитых драматических песен Владимира Высоцкого напутствовали просьбой: «миг не проворонь ты!.. Скажи: а есть предел - там, на краю Земли? И можно ли раздвинуть горизонты?».

И понятно, что не случайно автор выбрал эти особые метафорические образы - край и горизонт.

Край Земли - метафора предела возможностей, той границы, соваться за которую не только нельзя, но и невозможно. Однако с этим не желает мириться человек, одарённый творческой энергией и воодушевлённый мечтой. И тогда он становится разведчиком, представляющим интересы тех, кто осторожно вопрошает: а можно ли?

Он отвечает: можно. И - вперёд.

Горизонт же, на котором желает «первым быть» герой Высоцкого - это наоборот: не предел, но черта, которую можно и должно пересечь, чтобы расширить собственные креативные возможности. Само собой, не обойдётся и без палок в колёса, и выстрелов по скатам, и тросов поперёк трасс… Но это всё - не беда, и канаты рвутся голой грудью. И «горизонт промахивая сходу», победитель утверждает безграничность творчества, в том случае, если ему сопутствуют целеустремлённость, смелость и смысл.

Иными словами, Высоцкий заявляет: езда, перемещение, движение в любом направлении лишь тогда представляют собой ценность, когда пролегают через преодоления и победы, на пути к высокой цели. А это - не кубок, не медаль, и не призовой фонд, а состояние, когда тебе - поборовшему страх и лень - ныне доступны любые награды. То есть речь о том, что материальные блага сулит и несёт верность нематериальной цели и движение к ней, а не наоборот…

Итак, речь идёт не о получении сияющей бляхи на красивой ленте и нескольких слов в новостях, а о достижении особых состояний, влекущих за собой качественные прорывы туда, где предел - это не смерть, но - бессмертие. Что, хочется верить, удалось доказать Высоцкому.

III.

То, что жизнь есть синоним пути - казалось бы, общее место. «Земную жизнь пройдя до середины, я очутился…» - известно где оказался в этот момент Данте. Известно и то, что указание на середину - это способ подчеркнуть, что земная жизнь конечна. И это заставляет успевать…

Ведь успех - это удел успевших.

В этом смысле путешествие - это особое действие, позволяющее сконцентрировать в стандартные отрезки времени куда больше событий, наблюдений, впечатлений, переживаний, поступков и т.д., чем в повседневности. Путешественник постоянно сталкивается с чем-то таким, что прежде лежало вне его опыта. До этого он только читал и слышал о непроходимых джунглях Амазонии, каменных джунглях Нью-Йорка и зелёном море тайги. И вот - теперь приходится через это всё прорубать собственную тропу, имеяв виду, что, возможно, это - тренировка, подготовка к тому, что будет потом, и что время, отведённое на подготовительный этап - ограничено, и заранее не известно. А успеть надо.

В этом плане к путешествию вполне можно отнестись, как к обучению максимально эффективному использованию отпущенного нам времени.

Вот когда путешествие перестаёт быть отдыхом, и превращается в деятельность, в творчество, в искусство создания собственной жизни. А вместе с ней - производства (или открытия, приобретения) того многообразия продуктов, на которое способен путник. Более того, в этом случае путешествие, как креативный акт, может утратить статус выходящей из ряда вон ситуации и перейти в жизнь как таковую, сделав её непрерывным процессом движения, поиска и производства.

IV.

Как видим, можно обсуждать несколько вариантов отношения к теме путешествия, приключения, поиска. Остановимся на двух.

Итак, во-первых, мы говорим о пути, как о маршруте организованного движения в известном направлении (условно - из пункта «А» в пункт «Б» ). Его пределы ограничены временем и траекторией движения, в ходе которого приобретаются новые переживания, впечатления, знания и умения, в дальнейшем пригодные к использованию в качестве ресурсов для создания новых и оригинальных продуктов, решений, товаров.

Во-вторых, мы говорим о пути, как о жизни. И в этом случае дело приобретает другой оборот. И речь идёт уже не о том, что двухмесячная поездка по далёким краям завершилась написанием популярного приключенческого романа или ряда мощных деловых предложений, за которыми последовали прибыльные проекты, а о том, что путь - это вся биография; что результат - это то, что создаётся в пути; и что дальние края - везде. «Взаимодействие предзаданных рамок с различными аспектами внешнего мира приводит - через коммуникацию с другими участниками путешествия - к новым сочетаниям смыслов, в результате которых и появляются идеи, концепции, другие продукты», - пишет в тексте «Креативное путешествие» философ Виктор Осипов. Соглашаясь с ним, отметим, что среди упомянутых других продуктов немало и вполне материальных носителей смыслов, которым можно назначить цену и для которых предстоит создавать рынки.

Что же касается конечного итога путешествия, то он зависит от того, к чему стремится путник. Что побуждает его встать на эту дорогу. Какова его цель.

Но поскольку цель лежит за пределами материального мира1, и может определяться каждым исходя из его личного опыта и в его собственном языке, остановимся на том, что движение к ней можно считать состоявшимся тогда, когда о нём, как минимум, можно рассказать увлекательные, поучительные, а то и героические истории.

Этапы удивительного путешествия - жизни, где есть место и импровизации, и планированию, и производству - от открытия к открытию, от истории к истории.

По светлому лабиринту – не в берлогу минотавра, а к новым загадкам.

1 По светлому лабиринту - н Цель – это то, ради чего человек живёт и действует. То, во что он верует. Это идеал, определяющий его поведение; отношение со всем окружающим; нормы и правила жизни, которым он следует и которым стремится соответствовать. Цель, это то, чему посвящено материальное бытие человека. Это окончательный ответ на вопрос: для чего Бог и (или) другие высшие существа создали мир и человека (эта тема подробно обсуждается в статье Виктора Осипова «Главный вопрос», «Со-Общение» № 4, 2006 г.).е в берлогу минотавра, а к новым загадкам.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Путешествие. Приключение. Поиск.
Специальный проект
Гонцы эпох
Ждите корабли. Но не жгите мосты
Дмитрий Петров
Шаг за горизонт
Редакция «Со — Общения»
Очередное открытие Америки
Участники «Русского поиска в Америке»
Очередное открытие Америки
«Я наконец поверил, что Америка существует»
Александр Карасёв президент Санкт-Петербургской Гуманитарно-технологической
Очередное открытие Америки
Инновация или смерть
Стенли Мосс руководитель «Группы Медины»
Очередное открытие Америки
Пророки грядущей Америки
Джерри Кимино хозяин Музея Битников
Очередное открытие Америки
Fight or flight?
Очередное открытие Америки
Нужная Америка
Александр Бек генеральный директор компании AdRus
Очередное открытие Америки
Практика
Креативные путешественники
Одиссея почётного железнодорожника
Андрей Битов писатель Президент Русского ПЕН-Центра
Маршруты брендов в джунглях бизнеса
Сергей Трофименко Председатель Совета директоров коммуникационной группы Пойнт Пассат
Бал-мадагаскар русского утопизма
Игорь Сид писатель директор российского Клуба друзей Мадагаскара
Хождение в Лондон
Денис Перепелицын обозреватель РИА «Новости»
Оперативный простор
Культурная политика
Пётр Щедровицкий методолог
От рода Магометова: Юсуповы
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
«}{ОТТ@БЬ)Ч»
«Пираты Карибского моря». Сундук мертвеца
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.