Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/7-8/concept/13


Очередное открытие Америки

Считается, что в России обсуждать что-либо всерьёз можно либо безапелляционно нечто утверждая, либо (не менее безапелляционно) кого-то критикуя. Иначе, мол, аудитория не отнесётся к выступлению соответствующим образом. Может, оно и верно, но не обязательно. Мир ведь - не правда ли - оставляет много возможностей для разночтений, для широченного многообразия трактовок и пониманий?..

Это касается и политики - как раз в пору нашего путешествия по США израильский Цахал атаковал «Хезболлу». Не проходило и дня, когда наш экипаж не вёл бурные споры о задачах Израиля, США, европейских стран, арабов, иранцев…

Это касается и языка - мало о чём сегодня спорят так горячо и упорно, как о значениях и смыслах слов, и мало что сегодня так тесно связано с практической политикой как язык.

Это касается и дисциплины, которую принято называть история - к которой две только что упомянутые сферы имеют самое прямое отношение.

Из политики, языка и истории (точнее - из миллионов историй) складываются мифы, служащие прообразами брендов. В том числе - и брендов стран.

В частности, сеть шоссе, включающая и «главную улицу США» - знаменитый Route 66 - это один из великих американских мифов, ставших частью «бренда «США»». Принято думать, что дороги эти все отменного качества, невероятной ширины и снабжены чуть ли не чрезмерным количеством стоянок, кемпингов, заправочных станций и автосервисов.

Путешествуя через страну обнаруживаешь, что да - трасса между Вашингтоном и Нью-Йорком и ровна, и широка. Как, например, и торнпайк соединяющий юг и север Калифорнии. Но при этом большинство других шоссе класса интерстейт имеют не больше двух рядов в обе стороны и можно легко ощутить на себе разницу между качеством асфальта в округе Колумбия, где расположен город Вашингтон, и дорожным покрытием в Пенсильвании или Индиане. Но зато дороги в этих штатах и вправду уставлены заправками и кафе, чего не скажешь о Канзасе, Аризоне и Неваде…

Что же касается великого Route 66, то там вообще - по ряду в обе стороны, и почти никаких заправок, хотя асфальт, в целом, конечно, приличный…

Что же касается дороги №1, то там, кажется, вообще ничего нет, кроме кромешной тьмы, крутых спусков, подъёмов и поворотов, а также обрыва справа и отвесной скалы - слева… Хотя, может, это мне показалось, потому что рулить пришлось глухой ночью и много часов, обсуждая с гном Осиповым проблемы свободы, идеального, жизни как игры, креативного путешествия и, конечно, странового брендинга под пение БГ и сопение спящих спутников…

Путевой дневник Виктора Осипова

(www.livejournal , illynx)

30/й день путешествия 1 августа

Эффективные сувениры

Мы ехали из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско по дороге №1 - вдоль океанского берега Калифорнии. Это очень живописная и очень опасная дорога. Она идёт узким горным серпантином. Как и положено для живописной горной дороги, с одной стороны у неё пропасть, с другой - осыпающиеся скалы.

Ехали ночью. Это было так бессмысленно и страшно, что даже начинало обретать какой-то смысл. Луна была под нами. В городке Горда мы всё-таки увидели нечто со скалы - но это был не водяной океан с его китами (сюда ездят их посмотреть), а небесный - с его звёздами.

Впрочем, утром мы продолжили путь и смогли насладиться видами. Видели и океан, и серфингистов, и морских котиков.

Близ Санта-Крус старые камни на берегу океана поведали мне одну забытую историю.

В 1803 г. испанский капитан Франсиско Арро, комендант небольшого городка Санта-Крус, провозгласил создание Республики Святого Креста (Santa-Crus), и заявил об отделении от испанской короны. Это было одно из самых странных государств в истории человечества. Причудливое сочетание христианских и утопических идей руководило капитаном Арро и его сторонниками, среди которых выделялся отец Игнасио Сулано.

Отец Сулано убедил Арро, что рай - здесь на Земле, и в нём можно жить уже сейчас, если начнёшь жить по-другому. Республика Святого Креста была попыткой создать рай, напоминающей подобные попытки радикальных протестантов в Мюнстере.

Республика была уничтожена испанскими войсками в 1808 г., и об её устройстве можно судить лишь по протоколам допросов. Яркая книга сальвадорского писателя Луиса Эстрайо «Путь земного рая», основанная на этих протоколах, была очень популярна в первой половине 90Hгг. В США, Мексике и в Никарагуа возникли даже организации, которые начали следовать «пути земного рая», реконструированному Эстрайо.

Что важно в путешествии? На первый взгляд, что-то увидеть, пережить, а потом - сохранить это впечатление.

Сейчас многие не столько смотрят, сколько фотографируют. Сувенир (воспоминание) становится важнее впечатления.

Мы - это память.

Мы заботимся о памяти.

Оставляем материальные свидетельства, которые не позволят нам забыть, что мы где-то были, что-то пережили. Делаем и покупаем сувениры.

Путешествие для впечатлений - есть путешествие ради сувениров.

Я в течение всего месяца переживал это путешествие как тренинг жизни, постоянно осмысляя разные соответствия. В этой точке, например, можно сказать, что и жизнь, как путешествие, может просто обернуться поиском сувениров, заботой о памяти. Переживание момента сменяется переживанием судорожного страха забыть.

Известно: в ранце солдата лежит маршальский жезл. А что лежит в багаже путешественника?

Воспоминания, фотографии, произведения искусства, такие и сякие предметы обихода, купленные или найденные в пути… Всё это - части нашей только что минувшей и будущей жизни, как и споры в кабине или на берегу океана в свете костров, запалённых лос-анджелесскими купальщиками, как спетые хором песни, как истории, рассказанные нами и рассказанные нам.

Как и реклама - вечная и бесконечная, как шоссе…

Если бы наше путешествие было гигантским живописным полотном во вселенском музее современного искусства, то его рама была бы сделана из множества рекламных носителей. Об этом полотне, об образе Америки, о её настоящем и будущем, равно как и о багаже, впечатлениях и, само собой, о рекламе мы, приближаясь к подведению итогов, беседуем с Александром Беком, для которого всё это - часть жизни. Как и для любого путешественника.

Продолжение

Дата публикации: 08:02 | 18.09


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.