Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/7-8/concept/12


Fight or flight?

Как выяснилось, такое противопоставление есть ничто иное, как плод творческого воображения. Художник может позволить себе многое - не только пригласить к сотрудничеству гостей своей мастерской, но и оторваться от земли, выскользнуть из плена повседневности. Увлекая за собой героев и соавторов.
Этим и занимались Барбара Моррис и Нэнси Элиотт, превратившие в мастерскую зал музея де Янг, построенного в самом сердце роскошного Парка Золотых Ворот в Сан-Франциско. В обширной комнате стояли столы, за которыми трудились несколько десятков гостей музея, нанося на прозрачный цветной пластик контуры различных летающих созданий и превращая их в бабочек, птиц и стрекоз. Сотни их уже заполняли обширное окно музея, выходящее в парк…
Тем временем Барбара и Нэнси орудовали кистями, устроившись на стремянках и превращая стены в панно, заполненное летающими людьми.
Мы не преминули поучаствовать. И наши бабочки тоже взлетели на границе между музеем и миром, между внутри и снаружи…
Попутно мы выяснили, зачем это всё.

 

Барбара Моррис художник

BMorrisArt@aol.com

 

Нэнси Элиотт художник

vivalasbadgirls@yahoo.com

- Почему вы считаете свой новый проект интерактивным?

Барбара Моррис: Наш проект должен эмоционально и эстетически сочетаться cо специфической средой музея де Янг, который ежедневно посещают многие сотни гостей. Наша задача - вовлечение публики в процесс создания художественных произведений. В частности - нашего произведения. Кроме того, мы считаем: важно, чтобы гости лично знакомились с художниками прямо во время работы и участвовали в ней.

Нэнси Элиотт: Это действительно так. Посетители музея получают возможность поэкспериментировать с нетрадиционными подходами к живописи (в частности - к живописи на прозрачном пластике). Так мы рассеиваем миф о живописи как о консервативной технике, ограниченной нормами реализма.

Осуществляя свой проект, мы предлагаем публике взять разукрашенные акварелью листы прозрачного пластика и нарисовать на них силуэты птиц, бабочек и других летучих существ, а затем - прикрепить их на стекле огромного музейного окна. Это окно станет частью совместно созданной художественной композиции, которую увидит множество гостей и парка, и галереи.

- Почему вы выбрали именно такие образы и изобразительные средства: летающие мужчины и женщины… бабочки и стрекозы на стекле… цветная плёнка… акварель… фломастеры?

Нэнси Элиотт: По-моему, образы бабочек здорово «рифмуются» с прекрасным парком, в котором находится музей, и, конечно - со всеобщим стремлением к полёту и свободе.

Барбара Моррис: Верно! Бабочки и другие летучие создания сочетаются со средой, где архитектурный дизайн разрушает границы между «внутри» и «снаружи», подчёркивая праздничную красоту Парка Золотых Ворот, в котором расположен музей де Янг.

Материалы, которые мы используем при создании панно, прежде всего - фломастеры, которыми участники проекта рисуют силуэты, своеобразно отражают популярную ныне технику граффити. Нетрадиционные инструменты - прозрачный пластик, фломастеры с люминисцентной краской, которыми участники проекта раскрашивают бабочек в сочетании с обычной акварелью и гуашью, отражают парадоксальность нашего творчества.

- Какого образовательного эффекта вы хотите достичь?

Барбара Моррис: Совместное творчество позволяет пережить множеству людей радость творческого эксперимента.

- Его интерактивность заключается только в возможности совместного творчества художников и гостей музея? Или здесь есть нечто ещё?

Барбара Моррис: Это - очень важная часть проекта. Вдобавок, большую роль играет общение между художниками и гостями - беседы, шутки, споры…

Нэнси Элиотт: Конечно, это очень важно, что ножницы, фломастер, кисть могут взять гости музея, и вместе создать панно из поэтических образов юных созданий, напоминающих парящих крылатых ангелов. Эти образы отсылают и художников, и будущих зрителей не только к бабочкам и птицам, но и к подросткам, ищущим в этой жизни чистой непринуждённости - свободы…

- Ваш проект называется Fight or Flight - Борьба или Полёт. Почему вы противопоставляете эти понятия, предлагаете выбор между ними? Почему считаете, что Полёт противостоит Борьбе? Очевидно, мы имеем дело с метафорами. Давайте их расшифруем…

Барбара Моррис: Это противопоставление - «fight or flight» - взято из биологии. Известно, что живое существо может отреагировать на опасность двумя способами: обратиться в бегство (улететь), или - приготовиться к борьбе и вступить в неё.

- Но как это связано с техникой и содержанием проекта?

Барбара Моррис: Наша работа включает немало обертонов и борьбы, и полёта - импульсов, сыгравших ключевую роль для выживания видов и продолжающих играть сходную роль в ответах на стрессы и опасности повседневной жизни.

Что же до специфической темы борьбы, то она, конечно, включает и битву полов: мужчин - гостей с Марса, и женщин - существ с Венеры, которым приходится сосуществовать на Земле... При этом женщины сражаются ещё и за право на успех в мире, где продолжают доминировать мужчины. Однако тема полёта и борьбы не исчерпывается феминистской проблематикой. Я глубоко обеспокоена расизмом и классовой рознью, которыми пропитано наше общество…

Вновь и вновь я грежу о полёте. И время от времени образы парящих женщин находят путь в мою мастерскую… Это помогает вырваться из рутины в изящное царство роскошной беззаботности… Однако часто мои герои, что называется, не устроены и не способны скрыться от демонов, которыми они одержимы... Но как бы ни складывалась жизнь, важно точно знать: когда держать их, когда - отпускать, и когда - улетать… - Какие идеи несёт ваш проект? Что он делает с людьми? Барбара Моррис: Задача искусства - создавать ситуации, делающие возможными опыты, выходящие за пределы обыденности - дарить зрителям возможность внезапно увидеть мир не таким, каким он обычно кажется.

Наш проект погружает публику в интерактивную инсталляцию, насыщенную удивительными образами и позволяющую, как мы надеемся, остро почувствовать нашу взаимную связность.

- Вы согласны, что такие проекты, как ваш, могут иметь не только эстетические, но и коммерческие задачи? Легко представить, что компанииHпроизводители или торговые компании используют ваших бабочек в рекламе... Считаете ли вы, что художники и их произведения могут успешно участвовать в создании и продвижении брендов?

Барбара Моррис: Художники всегда будут находить применение своим талантам. В том числе - и в бизнесе, хотя, понятно, что коммерческие проекты, как правило, включают те или иные ограничения, а индивидуальные предполагают куда большую свободу самовыражения, хотя и сулят куда меньше выгод…

Но так или иначе, в ситуации, когда коммерческое взаимодействие художника и заказчика - будь то государственный или частный заказ - несёт людям красоту и ценности (а не продвигает вредные или нелегальные продукты), ваше утверждение кажется мне вполне резонным.

Беседовал Дмитрий Петров

        

Дата публикации: 05:46 | 18.09


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.