Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/7-8/concept/11


Очередное открытие Америки

Путевой дневник Виктора Осипова

(www.livejournal , illynx)

26/й день путешествия 28 июля

Historical route 66. «Главная улица Америки». Первая дорога, которая соединила Восток США с Западом в 1857. Дорога, по которой ездили битники и хиппи в поисках любви и радости, за Граалем Водолея.

Что рассказать об этой трассе? Она - какая-то другая. Об этом, похоже, по-своему сказали создатели мультфильма «Тачки», который я не видел, но слушал сюжет в пересказе.

Неподалёку - неправдоподобно длинные поезда, которые влекут по несколько тепловозов, телеграфные столбы на обочинах, неизменные Павлиньи горы далеко по сторонам пути…

Самое яркое впечатление - мотель Frontier, мимо которого мы проезжали.

Сеть мотелей Frontier была создана в начале 80Hх гг. Джоном Стивеном Кларком по прозвищу Росомаха (Vulverine).

Джон много путешествовал в молодости по всей стране, часто останавливался в дешёвых мотелях. Уже тогда он думал, что было бы здорово, если бы в разных странных и удивительных местах были дешёвые, но friendly и romantic мотели, в которых могли бы найти приют столь же удивительные, дружелюбные и романтические путешественники. Мотели с просторными и уютными каминными залами, где они могли бы знакомиться, флиртовать и рассказывать истории.

Потом судьба занесла Джона на Аляску, где он долго и успешно занимался торговлей мехами. Безжалостность и деловая хватка заслужили ему прозвище Росомаха. После встречи с Брижит Бардо Джон раскаялся, стал вегетарианцем и убеждённым противником убийства животных ради меха. Большую часть своих денег он вложил в реализацию юношеской мечты - создание той самой сети мотелей.

Сейчас Джон Стивен Кларк с женой и четырьмя детьми живёт в своём поместье Frontier Lodge под Миннеаполисом.

Так создаются истории, так создаются бренды. Route 66 оказалась очень подходящим местом для мастерHкласса по брендингу

<…>

В Лас-Вегасе, в столице развлечений, мне было не по себе. Я раньше нигде не видел так ясно те нити, которые делают людей куклами, марионетками, автоматами.

За игральными автоматами сидели автоматы в человеческом облике. Автоматы ходили по улицам, автоматы пили и веселились, автоматы брали у десятков зазывал карточки с телефонами доступных «красавиц». Здесь очень хорошо понятно, что имел в виду Гурджиев, считая всех людей марионетками.

Лас-Вегас - это механизм по превращению в деньги человеческих желаний. Лас-Вегас - совокупность всего «сладкого», на которое не может не попасться мушка-человек.

Начиная освобождаться, чувствуешь себя не в своей тарелке в таком месте. Слишком всё очевидно, откровенно, слишком видны все механизмы. Город как механизм. Казино как механизм.

Развлекающийся человек как механизм…

Английское platitude - плоскость, средний, массовый уровень. Ничего необычного и выделяющегося. Так и нужно, чтобы поняли и соблазнились наверняка. Нет, не все, но всех соблазнять и не надо.

Соблазнить нужно большинство, соблазнить нужно массы. Именно массы работают ради денег и приносят их потом в казино, гипермаркеты и кинотеатры.

Находясь в Лас-Вегасе, я словно бы находился внутри довольно прямолинейного пропагандистского фильма (какого-нибудь советского или антиглобалистского), призванного продемонстрировать всю пошлость и механистичность мира потребления. Или даже - внутри какой-то анимации, где все ниточки, управляющие людьми, тоже показаны явно.

***

… Мы поехали в Голливуд, в тематический парк студии Universal. Это - своего рода квинтэссенция мира кино. Подлинная тема парка - преодоление границ меду кино и жизнью. Все аттракционы построены на этом трансующем ходе.

C участниками происходит то, что происходит с героями фильмов. Их завозят в павильон, изображающий метро из фильма «Фактор страха», и неожиданно начинается пожар, льётся вода, рушатся стены. Морда Кинг-Конга лезет сбоку, крутятся стены гробницы Имхотепа из «Мумии».

Зрителя помещают одновременно в позицию героя фильма и актёра - участника съёмок.

Преодоление границ между кино и жизнью, между экскурсией и съёмками, экскурсией и сюжетом фильма - основная тема парка и указание на будущее.

Это - будущее, в котором реальное и вымышленное будут идти ко всё большему взаимному оборачиванию. Вымышленное оказывается реальным, реальное - вымышленным. Вплоть до почти полной неразличимости. Кино изображает жизнь, которая подражает кино, которое изображает жизнь, которая подражает кино…

Слова Владимира Ульянова о важнейшем из искусств цитировались многократно. Неизвестно, знали их или нет создатели американской киноиндустрии, но - создали мощную фабрику, производящую множество вещей - образцы красоты и уродства; примеры для подражания; вожделения и страхи… И в том числе - нити, превращающие людей в кукол. И тут же, на другой производственной линии - волшебные лучи, дарящие им освобождение…

В этом - одна из миссий искусства: служить почти волшебным инструментом управления поведением и деятельностью огромных человеческих масс, а точнее - производством тех образных систем, которые формируют мотивации к их поступкам.

Не случайно театр назвали храмом. Храм - это пространство, где земная человеческая деятельность встречается с внечеловеческим, сообразуется с ним, следует его наставлениям…

То же делают с людьми все остальные искусства. Мастерство художника (в самом широком смысле) в сочетании с точно выверенными методами воздействия на сознание, способно при необходимости повергать людей в тоску и апатию, в одних случаях - настраивать их на слепое повиновение, а в других - вдохновлять на акты милосердия и подвиги. Оно может открывать глаза на проблемы. Дарить видение новых возможностей. Вовлекать в творческий процесс.

В каждом городе (кроме Лас-Вегаса) мы отправлялись в музей современного искусства. Любопытные ощущения нам довелось пережить в Сан-Франциско, в музее де Янг в Парке Золотых Ворот. Там художники Барбара Моррис и Нэнси Элиотт осуществляли интерактивный арт-проект Fight or Flight?, приглашая к участию всех желающих. Мы и поучаствовали, оставив очередной след в современном искусстве. И не позабыв побеседовать с нашими соавторами…

Продолжение

Дата публикации: 05:40 | 18.09


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.