Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Эффективная культура / Оперативный простор

Феномен Робски: Культуру - в массы!

Какую культуру?.. В какие массы?..


Версия для печати
Послать по почте

Сталкиваясь с литературой, пропагандирующей сомнительные ценности, не способные вызывать положительных эмоций и одобрений, такие как праздное одиночество, бесконечное безделье, ограниченность, бесцельность,- от непонимания возникает вопрос: откуда у пропагандиста такие тиражи и популярность? Или реклама в России теперь может поддерживать спрос на товар плохого качества на хорошем уровне в течение долгого времени? Но это, вроде, не так… Или нашему читателю стала близка пресыщенная жизнь? И это сомнительно… Последняя книга Оксаны Робски заслуживает внимания на фоне остальных её произведений. Главным образом - из-за исчезновения из-под обложки прежней Оксаны - её мыслей и стиля жизни. Книга – не о Рублёвке. Это рождает недоумение.

Оксана Робски «Про любoff/on»,
Росмэн'Пресс,
М.: 2006

Учимся праздности и тоске?

Робски стала модной внезапно. И, хотя горячих её поклонников найти трудно - прочли её почти все. При этом думающие и много читающие люди, замечая ваш особый взгляд, обращённый на книгу в их руках, отвечают: «Ну, надо же самому узнать, что это такое»…

Так что же это за феномен - Робски? Проводя аналогию с выражением «каждый народ заслуживает ту власть, которая у него есть», предположим, что и каждое общество заслуживает писателей, правящих умами и вкусами, хочет оно того или нет.

Робски вошла в каждый дом наравне с Донцовой, Марининой и Толстой. Но в отличие от авторов детективного жанра, Оксана взялась показать, а желающих ещё и научить, как надо жить, чтобы быть счастливым. И каково это - быть счастливым. Ведь если посмотреть на описание жизни героев этих романов по-житейски спокойно - убрать форму и оставить содержание, т.е. изъять ярлыки одежды, вывески магазинов, ресторанов и марки машин, то не останется даже разговоров, потому что они - только о ресторанах, машинах и шмотках.

Это можно было бы принять за обличение праздности и пустоты светской жизни. Но нет - Робски, будучи уверенна в правильности описываемого ею стиля жизни, не могла написать хоть что-то, что не служило бы манифестом рублевской жизни.

Книга «Casual» разошлась очень хорошо. Возможно, потому что это был первый подобный опыт российского читателя. Для многих он стал достаточным и последним. И это понятно: мало кому понравится рассказ о том, какое это облегчение - смерть мужа, потому что ревность ушла вместе с ним. Особенно после размышления героини о том, как могла она рассказать ментам «о нашей любви. И нашей жизни. И про нашу замечательную дочь. И тогда бы они поняли. И, наверное, позавидовали бы».

Не позавидовали бы. Менты таким не завидуют.

Но читатели всё же купили и вторую книгу, из интереса: «а что ещё можно написать о такой жизни?» Или: «а что ещё может написать о жизни Робски?» Оказалось - ничего. Если в первом своём творении Оксана придумала всякие чуждые для прочих людей, но такие жизненно-важные для главной героини занятия и события, то в романе «День счастья завтра» событий нет. Там вообще ничего нет кроме клубов и «коко-джанго», который ближе к финалу становится таким заурядным -без «коко» не начинается ни один разговор), будто это просто кола. И само собой, ведь в книге больше не за что зацепится. Умиляет возмущение героини домработницей, когда она находит у «женщины с глубинки» книгу из серии «Как быть стервой». Героиня ужасается мысли, что горничная хочет занять её место. -Как это она не удивилась, что та вообще умеет читать?) И тут же - рассказывает, как сама выбиралась «с глубинки», правда из московской, и о том, как она старается об этом забыть. И это делает её окраинную пятиэтажку куда глуше пятиэтажек Красноярского края. Глушь ведь не там, где живёшь, а то - с какими мыслями. Вообще - всё печально: успешный муж отправляет сына в Лондон от подсевшей на «коко» и потерявшейся в лейблах мамочки. Заканчивается, конечно, всё хорошо, как по команде: «счастливый конец!» Наркотики брошены, сын возвращается, семья торжествует. Но… Автору, уважающему читателя, нужно помнить: читатель - не глупее его, и иметь это в виду, и любить за это читателя. Кстати, в литературе последнего времени можно проследить тенденцию к установлению довольно странных отношений «читатель-писатель». Они всё больше напоминают садомазохистскую любовь. Когда читатель будто говорит: «ударь меня, а лучше - плюнь в лицо», а писатель нежно отвечает: «пожалуйста». И наступает взаимоудовлетворение.

В последнем романе «Про любоff/on» Оксана сама показала читателю один из сильных бизнес-приёмов, которые она так старательно показывала в двух предыдущих книгах у своих героинь: будь это продажа сыворотки или охранное агентство - любой бизнес у современных леди удаётся. Теперь читателю представилась возможность на практике столкнуться с бизнес-идеями Оксаны.

Третий роман Робски ещё более занимателен, если не сказать больше: это вообще первый её роман, который можно читать. Но на каждой странице ловишь себя на мысли, что текст написан не Оксаной. Человеку, читавшему две предыдущих книги, мысль, что новое творение вышло не из-под Оксаниного пера приходит почти с первых страниц, где не маячат лейблы, бренды и места, а повествование - спокойно и порой даже снабжено приятными метафорами из ряда: «снег опускался на землю множеством белых ангелов». Роман подражает хорошей литературной традиции, знакомой, например, по роману Дж. Фаулза «Коллекционер», когда представлены две части романа, где сначала он, а потом она смотрят на отношения через призму своей жизни, опыта и мировидения, и читатель вновь понимает, как далеки миры женщины и мужчины. Приятно удивляет и финал, остаётся даже послевкусие: неизвестно, что победило: мудрость -а точнее - гордость) юного ума или обида брошенного сердца. Право, приятно не ощущать голую бессмысленность проглоченных страниц…

А вместе с послевкусием ощущается намёк - а может, это другая Робски? И, глядишь, это станет возможно читать?

Полезное чтиво

А вообще романы Робски надо читать. Во-первых, если иногда бесконечные заботы делают жизнь похожей на бесцельный спринтерский бег, то чтение о жизни девушек, придающих своим каждодневным делам - т.е. шоппингу и болтовне - мировое значение, понимаешь, сколь полноценно живёшь. И покупая с умом, и ходя с друзьями в те же рестораны, что и герои романа, чувствуешь, что это зов сердца, дружбы и жизни, а не экзальтации и лейбла. Во-вторых, если вы давно хотели начать писать книги, после текстов Робски вы созреете ещё больше и скажете себе: пора писать, потому что пишут все. И занимают нишу, где место для вашего творчества.

История всё равно оставит жить только сильные виды, в том числе - в литературной и культурной жизни. Хотя для приспособленности к выживанию быть умным и сильным как раз не обязательно. А надо читать Робски, чтобы сказать о дамах, которым посвящены её тексты и с которыми всё чаще сталкиваешься в жизни: «А! Мне всё про них известно. Я их знаю: не люблю и не ненавижу. Но в этой жизни, про которую они говорят бесконечно, ничто меня не удивит».

Людмила Евстратова


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Эффективная культура
Концепт
Могущество художника и ничейное мастерство
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Волшебная сила
Редакция «Со — Общения»
Культурная политика
Пётр Щедровицкий методолог
Символы будущего, или стратегия обретения себя
Александр Попов научный директор ШГО
Цветы для планеты земля
Николай Ютанов издательство «Terra Fantasica» директор
Стратегический семинар
Славная песня
Редакция «Со — Общения»
Эпос новой страны
Манипуляция — это не искусство
Александр Ткаченко писатель генеральный директор Русского ПЕН-центра
Заново представиться!
Писатель вне яркой позиции
Линор Горалик писатель
Текст прямого действия
Кто выбирает художника? И что выбирает художник?
Олег Дивов писатель
Оперативный простор
Воины, чиновники, театралы, либералы…
Михаил Кутузов Институт регионального развития г Воронеж
Интересное кино?
Марина Щедровицкая Тренер-консультант
Десять лет «на самом дне»
Несколько слов о романтическом эгоизме
Феномен Робски: Культуру - в массы!
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.