Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/6/3/1


Интересное кино?

Четыре интересных игровых фильма из двадцати четырех, представленных на российской кинопрограмме Московского Международного Кинофестиваля - это много или мало? Четыре киноленты - четыре самодостаточных мира современной России, которые не вкладываются друг в друга, но и не противоречат, а живут параллельной жизнью. «Остров» (реж. Павел Лунгин), «Мне не больно» (реж. Алексей Балабанов), «Точка» (реж. Юрий Мороз), «Изображая жертву» (реж. Кирилл Серебрянников) - эти фильмы объединяет то, что они утратили прямолинейную настырность смыслов присущую российскому кино предыдущей формации, расширив при этом пустое место «на полях» для размышляющего зрителя. Они не получили и скорее всего, не получат единодушных и однозначных интерпретаций и оценок кинокритиков. И именно благодаря этому каждый фильм найдет своего зрителя.

«Интердевочка». Пятнадцать лет спустя

Почти все отзывы в прессе, посвящённые фильму «Точка», начинались с того, что фильм сравнивали с «Интердевочкой» Петра Тодоровского, вышедшей на широкий российский экран в конце 90-х годов прошлого века и наделавшей тогда много шума.

Сегодня тема «судьба проститутки» - предсказуема в своей трагичности и уже архаична.

«Проституция сегодня воспринимается как явление должное, естественное, пусть и ненормальное» (Ольга Шервуд, ЮГА.ру).

«Это чернушное исследование дерьма на предмет духовности» (Сергей Синяков. Газета.Ру).

«Фильм не покажется чернухой только тем, кто обитает в Москве». (Юрий Гладильщиков, Ведомости.ру).

И если Петра Тодоровского в своё время обвиняли в романтизации профессии проститутки, то режиссёр «Точки» Юрий Мороз после премьеры фильма на «Кинотавре» откровенно признался, что кое-где переборщил с ужасами.

Действительно, фильм получился неприятный, болезненный, и крупные киносети от него отказались. Во время московского фестиваля фильм крутили всего на десяти экранах в стране.

Профессионалы от кино утверждают, что фильм построен на трёх китах модного ныне Латиноамериканского кино: на экзотике (всё-таки проститутки), натурализме (съёмка цифровой камерой без искусственного освещения на реальной точке недалеко от Петровки, где в массовках участвовали профессионалки) и на симпатии к трём грешным героиням фильма.

При этом двоих из них играют дочь режиссера - Дарья Мороз и жена - Виктория Исакова, ходили слухи, что более или менее известные актрисы от таких ролей отказались наотрез.

Некоторые дотошные кинокритики уличили авторов фильма не столько в любовании героинями фильма, сколько в любовании той бездной, в которую они падают.

«Авторы словно заглядывают в неё и отшатываются в ужасе: «Ой нет, больше нет сил смотреть» - и тут же снова с любопытством тянутся к краю, смакуя смесь брезгливости, вожделения и сочувствия, звучащую в поэтическом слове «блудница»(Коммерсант.ру).

Тех, кто просто уходил с фильма, не впустив в голову или в сердце эту занозу - понимаю: фильм этот снят очень правдиво и отмахнуться от него трудно, да и есть мировые шедевры на эту тему психологически более глубокие - «Ночи Кабирии»(Феллини), «Мама Рома» (Пазо- лини).

Тем, кто досмотрел до конца как я - сочувствую: экскурсия на российское социальное дно духовно обогащает мало. На этой теме можно спекулировать: как в сторону запрета и искоренения проституции (известно, что борьба с ней тоже приносит деньги), так и в сторону её легализации, улучшения условий работы и оплаты, введении стандартов деятельности, лицензий и налогов.

Всё дело в том, в какую сторону начать разворачивать общественное мнение.

Юрий Мороз, на эти вопросы отвечать не готов: «Это же всего лишь кино…» - говорит он.

Галерея современных характеров

Модный московский театральный режиссер Кирилл Серебрянников снял фильм «Изображая жертву».

Точнее - комедию, где зрителю становится так смешно, что плакать хочется. Автор, получивший за этот фильм главный приз на «Кинотавре» считает свою комедию немного «чёрной».

Поскольку его тонкая режиссерская работа посвящена обычным мерзостям нашей жизни, рассматриваемым через кинокамеру следственного эксперимента: один зарезал любимую девушку, другой утопил из ревности, третий - пальнул в одноклассника.

Авторы фильма не осуждают никого и никому не сочувствуют.

Они рассматривают.

С такой невозмутимостью и всепрощением, пожалуй, только Господь Бог может смотреть на подобные человеческие поступки через свою невидимую подзорную трубу.

Уж он то и не такое видел…

Наверное, поэтому режиссёр так увлечён поисками в свойственной ему манере, в характерах и коллизиях аналогии и ассоциации из классики: от Шекспира до Толстого и Горького.

Литературно образованный зритель имеет возможность на протяжении всего фильма разгадывать этот замысловатый литературно-художественный кроссворд.

Наслаждаясь превосходной игрой актеров и красотой художественного кадра, я поймала себя на мысли, что тонко выписанные характеры героев фильма, стоящих на обочине жизни, меня «не цепляют».

Они не живут - доживают. Такая своеобразная галерея человеческого антиквариата, который присутствует в настоящем и перетечёт и в будущее. Но он истончается, он - вне мощных течений современности…

Молодые герои фильма Андрея Балабанова «Мне не больно» наоборот - активно встраиваются в жизнь, ищут своё место. Это какая-то другая молодёжь, из другой России.

Я хоть немного воодушевилась - с такими можно и обучение продолжать, и тренинги проводить и горе переживать - живые люди, стремятся в будущее, готовы двигаться по жизни.

Этим героям присуща такая основная личностная характеристика, которую нынче принято называть модным словом компетенции.

Это когда человек не только много чего знает, или знает, но мало, самое главное - что он умеет этим адекватно пользоваться в определённом социокультурном контексте.

И это означает, что он не только умеет овладевать своим поведением, но и учится рефлексивно управлять собой и своей деятельностью.

Именно способность разворачивать - или развивать деятельность во многом определит то, каков путь ты готов пройти в этой жизни.

Остров в море милосердия

Павел Лунгин снял во всех смыслах удивительное кино - «Остров».

Сюжет этой картины - размеренная жизнь монахов в 70-е годы на далёком от всей цивилизации острове в Северном море.

Правда, один из них - старец Анатолий своим усердием в покаянии и странными выходками умудряется будоражить тихое служение остальных.

Честно говоря, писать про этот фильм робею. Так обрадовалась, когда отзвук этого чувства отыскала и в интервью с главным героем картины - Петром Мамоновым.

«Это очень робкий фильм… там никакой нет этой нахальной уверенности… есть дурачьё такое, что вот только православие, а остальные все погибнут… Откуда такое? Ты веруешь - очень хорошо, для тебя вот этот Бог есть - и хорошо, и не суйся дальше. И вот эта робость в фильме видна…» (Мумин Шакиров, svobodanews.ru).

Действительно, писать про этот фильм - это всё равно, что громко спрашивать у довольно большой аудитории: «А вы в Бога верите?».

Авторы картины верят, и весь фильм посвящён тому, что вера - это долгий путь духовной работы - воцерковления, а не просто вопрос принятия решения.

Фильм огромен как Титаник.

Фильм удивителен.

Такого от кино не ожидаешь.

Именно после просмотра этого фильма мне захотелось сразу написать о кино, изменилось к нему отношение. Сам Пётр Мамонов, в прошлом лихой лидер рок-группы «Звуки Му», нынче стал человеком загадкой.

Сегодня он живёт отшельником в деревне, лишь изредка выезжает в Москву на моноспектакль в театре Станиславского.

Без него этот фильм не мыслим.

Из своей духовной жизни не делает тайну: «Я натворил очень много дел всяческих, и сердце моё повернулось ко Христу на 180 градусов, и Господь мне все простил и залил любовью. И я обезоруженный, в изумлении стою» (из интервью).

Так мы и живём в этой растяжке между двумя бесспорными истинами, что «всё в наших руках» и «на всё воля Божья»…

Дата публикации: 04:08 | 24.07


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.