Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Эффективная культура / Стратегический семинар

Славная песня

Кто её споёт? И - кому?


Редакция «Со — Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте


Публикация материалов семинаров, круглых столов, конференций и других организованных и целенаправленных дискуссий, как правило, требует дополнительных пояснений и комментариев.

Особенно если речь идёт о дискуссии, с одной стороны - продолженной во времени и пока ещё далеко не завершённой, а, с другой стороны - время от времени переживающей паузы.

Собственно, этот текст и представляет собой такое пояснение и, если угодно - комментарий. Он предваряет публикацию ряда материалов одного из упомянутых выше обсуждений - закрытого семинара Группы Островского в Бейруте (Ливан, март 2005), посвящённого эффективности искусства и возможностям и особенностям работы художника и с художником на стадии перетекания замысла в историю.

Причём - в историю в двух смыслах этого слова.

То есть, во-первых - в повествование, наделённое сюжетом, художественными свойствами и практическими задачами.

А во-вторых - в историю, как в последовательность событий жизни и развития человечества.

Как видите, замах был широким, а задачи - трудными.

Не случайно организаторы сочли полезным подключить к их решению поэта и певицу Ирину Богушевскую, писателя Романа Злотникова, руководителей Агентства Эффективной Культуры Виктора Осипова и Анну Фёдорову, главного редактора «Со-Общения» Дмитрия Петрова, мастера тренингов Александра Попова и других наших коллег, партнёров и друзей.

Есть темы, обсуждение которых требует подходов, которые нетрудно счесть вызывающими, и техник, нестандартность которых может у кого-то вызвать удивление.

Такой была тема бейрутской встречи…

***

Бейрут - «ближневосточный Париж», один из красивейших городов средиземноморья, превращённый 40 лет назад в одну из арен сражения держав за ключевые геополитические зоны планеты… Бейрут - место встречи мировых мастеров боевых искусств - мастеров творческих решений, позволяющих сторонам решать возникшие между ними проблемы с максимальной эффективностью. При этом понятно, что это вовсе не обязательно касается непосредственных участников некоего конфликта.

Речь идёт и об учёте всех сторон, в разной мере вовлечённых в процесс, вместе со всем их мастерством, плюс - со всеми их возможностями, ресурсами, интересами, ценностями и стратегиями.

Это означает, что боевое искусство отнюдь не всегда подразумевает силовое решение, пусть даже путём применения в борьбе едва заметного и исключительно тонкого приёма. К числу боевых искусств легко можно присоединить, например, дипломатию. Ведение переговоров. Интеллектуальные игры (например - знаменитую игру Го), рекламу, развитие общественных связей, и вообще - практически все виды искусств.

Да-да, тех самых искусств, о которых принято думать, что они служат развлечению своих аудиторий.

Впрочем, конечно, бывает и так. И даже - много чаще, чем наоборот. Искусство как средство решения проблем и исполнения задач действительно во многом уступило место искусству как развлечению.

Однако вспомним многочисленные примеры успешного выполнения другой миссии искусства - изменения людей.

И обнаружим, что при необходимости и понимании такой необходимости, литература, живопись, музыка и песни, балет, кино, театр, перформансы, граффити и вообще всё, что можно причислить к артистическому пространству, может быть включено в список боевых искусств.

Намеренно стремясь избежать излишних коннотаций с советским (или наоборот - нацистским) прошлым, отнесёмся в поисках примера к значительно более давнему прошлому.

В древней Скандинавии отношение к певцам - т.е. поэтам-скальдам было даже более почтительным, чем отношение к бойцам. Даже в Валхалле им полагались куда более изощрённые утехи и доставался много более сладкий и хмельной мет, чем воинам, павшим с мечом в руке.

Почему?

Да потому, что ловко рубить топором и управляться с парусом могли тысячи викингов. Но зато немногие скальды при желании могли направить воина на ещё большие подвиги и свершения, а могли - лишить самого сильного и опытного воителя его умений, храбрости и доблести.

Они могли возвысить и возвеличить молодого князя, вдохновив его на великие свершения, а могли превратить его в позор для всего рода…

Как же они это делали? Каким образом?

Они делали это своими песнями.

Драпа - славная песня - давала силу, волю, мудрость, отвагу; вдохновляла и воодушевляла, звала в будущее.

А Нид - уничижительная песня - всего этого лишала, разрушая внутренний мир человека и сокрушая его в мире внешнем.

Пения Драпы в свою честь ждал и жаждал каждый воин. За Нид же, спетый по злой воле, автора могли казнить, поскольку его поступок приравнивался к убийству, каковым, без сомнения, и был, ибо утрата своих качеств, уважения и чести влекла за собой практически неминуемую гибель.

Сам ли скальд решал, кому спеть Драпу? Бывало и так, но чаще он выполнял просьбу конунга - князя викингов - стремившегося таким образом воодушевить свою дружину.

Конечно, нам скажут: то дела давно минувших дней, а ныне певцы сочиняют и исполняют, что пожелают, но их песни отчего-то не наделены магическими свойствами скальдической поэзии…

Так-то оно так… Вот только чем объяснить появление в последние несколько лет десятков гимнов и маршей различных компаний?

Данью моде на корпоративную культуру? Возможно. Но никакая корпоративная культура никогда не понадобилась бы никаким корпорациям, если бы они не предусматривали пользы, в том числе измеряемой и во вполне ясных цифрах роста доходов.

И понятно, что эти марши и гимны порой и написаны не лучшим образом, и персоналу не слишком хорошо известны, но это, скорее, проблема понимания цели теми, кто ставил авторам задачу; таланта самих авторов и вкуса начальства, принимавшего работу.

Как бы то ни было, задачи корпоративных гимнов очень схожи с миссией Драпы - воодушевлять людей, сообщать им дополнительные творческие способности и возможности.

А если вспомнить знаменитое изречение Тахиро Мацусита «business is war», то станет ясно: гимн компании - это боевое искусство.

Равно как и стиль компании, символика компании, умно сделанные статьи о компании, слухи о компании, мастерство сотрудников компании.

***

Методики бейрутского семинара порой напоминали приёмы инструкторов, тренирующих спецназ. Только спецназ вооружённый не разнообразными стреляющими, колюще-режущими и взрывчатыми орудиями убийства, но напротив - оснащённый способностями пробуждать в друзьях стремление к жизни и достижениям, а в соперниках, например - желание сложить оружие и скорее выйти из конфликта.

Например, одно из заданий звучало так: разбиться на три группы, каждая из которых включала бы «писателя», «читателя» и «героя». Погрузиться в машины и отправиться в древний горный город Баальбек1, создавая в пути сюжет книги, ведущим персонажем которой стал бы лично один из членов экипажа.

Более того, сюжет должен был, по возможности, нести в себе ту самую вдохновляющую героя силу, что и древняя скандинавская Драпа

***

Машины шли по горному Ливану, минуя блок-посты ливанских и сирийских войск и КПП различных милиций, контролирующих участки дороги. Вопросов у караульных не возникало - они видели на машинах эмблему одного из лучших отелей Средиземноморья и пропускали их.

За окнами автомобилей вздымались скалы и расстилались удивительнойкрасы долины, но пассажирам, оснащённым блокнотами, диктофонами и авторучками было не до красот - они создавали сюжеты романов, которые нужно было в срок доложить на семинаре.

И действительно: когда шоссе оказалось разделено бетонной стенкой, между плит которой были вставлены древки чёрных, зелёных и красных флагов, с одинаковой эмблемой, включавшей автомат Калашникова, вплетённый в арабскую вязь, во всех машинах сюжеты были продуманы наполовину.

Тем временем, под ритуальные крики, что неслись с многочисленных минаретов, путешественники въезжали в зону, контролируемую экстремистским исламским движением «Хезболла». На тротуарах, спокойно глядя на маленькую автоколонну, стояли небритые и тёмноликие мужчины в кожаных куртках, вооружённые теми самыми автоматами, что были изображены на их знамёнах…

Картина, представшая глазам участников пробега, была поистине удивительной - на невероятной каменной платформе возвышались белоснежные колонны и портики древних храмов.

Освещённые прожекторами, они вздымались в южные небеса, как памятник невероятной мощи человеческой созидательной воли, мастерства проектировщиков и целеустремлённости строителей.

Обратно в Бейрут возвращались в темноте. Вдоль шоссе чередовались неоновые вывески придорожных магазинов и харчевен и тёмные громады танков и БТРов.

Утром в Бейруте были представлены три сюжета трёх романов, каждый из которых был возвращён на доработку и до сих пор обдумывается авторами и героями. Будем надеяться, что им предстоит обсуждаться читателями.

Причём - не игровыми-внутрисеминарскими, а самыми настоящими - строгими читателями-покупателями современной русской литературы.

***

Другим заданием стало написание авторами фрагмента романа или другого литературного произведения, отражающую задачу, поставленную перед участниками - создать текст прямого действия. Как и положено такому тексту, после крайне жёсткого, содержательного и критичного обсуждения самих сюжетов, для его написания авторам осталась ночь.

Работать средиземноморской ночью над текстом прямого действия - это, как оказалось, далеко не то же самое, что обсуждать его завтрашним средиземноморским днём.

Так или иначе, авторы с задачей справились.

И вот тут - началось.

Нелицеприятная критика сюжетов, беспощадное обсуждение фрагментов художественных текстов сменились разговором о том, что такое текст прямого действия, какими средствами располагает автор для того, чтобы его создать. Что, собственно, представляет собой этот текст.

И, главное - зачем и кому он нужен.

И потом… Что (или кто) может побудить автора создавать такие тексты? Какими средствами? Как убедить его, что они - тексты, меняющие людей и мир - нужны? И надо ли убеждать…

Читайте.

Мы знакомим вас с материалами, ещё недавно не доступными никому, кроме членов ГОСТ и дружественных корпорации экспертов и предпринимателей. На наш взгляд, они хорошо иллюстрируют тему номера. Более того - органично входят в эту тему.

Отнеситесь к ним не только как к источникам. Несмотря на то, что бейрутский семинар завершился весной 2005, обсуждение продолжается и, как видим - выносится на журнальныестраницы.

Весь 2005 год роль художника как человека, меняющего людей и мир и погружённого при этом в конкретную ситуацию хозяйственного или социального проекта, была предметом дискуссий, организованных в Москве ГОСТ в содружестве с компанией «Фаберлик».

Одним из результатов этих обсуждений стала работа над концепцией создания и продвижения «бренда "Россия"»2.

Однако тема далеко не закрыта.

Дискуссия продолжается.

Движемся дальше.

P.S. И переходим к фрагментам материалов бейрутского семинара. И комментариям к ним, которые дают известные современные российские писатели. В виде интервью.

1 Древний город в горном Ливане, где находятся удивительной красоты руины древнеримских храмов, расположенные на платформе, с одной стороны — несомненно, искусственной, а с другой — не понятно как созданной руками человеческими.

2 «Со-Общение» № 1, 2006.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Эффективная культура
Концепт
Могущество художника и ничейное мастерство
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Волшебная сила
Редакция «Со — Общения»
Культурная политика
Пётр Щедровицкий методолог
Символы будущего, или стратегия обретения себя
Александр Попов научный директор ШГО
Цветы для планеты земля
Николай Ютанов издательство «Terra Fantasica» директор
Стратегический семинар
Славная песня
Редакция «Со — Общения»
Эпос новой страны
Манипуляция — это не искусство
Александр Ткаченко писатель генеральный директор Русского ПЕН-центра
Заново представиться!
Писатель вне яркой позиции
Линор Горалик писатель
Текст прямого действия
Кто выбирает художника? И что выбирает художник?
Олег Дивов писатель
Оперативный простор
Воины, чиновники, театралы, либералы…
Михаил Кутузов Институт регионального развития г Воронеж
Интересное кино?
Марина Щедровицкая Тренер-консультант
Десять лет «на самом дне»
Несколько слов о романтическом эгоизме
Феномен Робски: Культуру - в массы!
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.