Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Эффективная культура / Концепт

Культурная политика

Новый тип и сфера мыследеятельности.


Пётр Щедровицкий методолог
pgs@ainf.ru
Версия для печати
Послать по почте

Седьмой океан Наряду с постиндустриальной революцией в промышленности и сельском хозяйстве, экологическим и демографическим кризисом, формированием глобальных финансовых рынков и трансфертом технологий, вторая половина ХХ века сделала нас свидетелями становления и бурного роста нового типа и новой сферы мыследеятельности - культурной политики. О том, что несёт человечеству появление этого нового исторического фактора размышляет методолог, основатель Школы культурной политики Пётр Щедровицкий.

Идея «культуры» и история культурных способов организации и самоорганизации человека и человеческих со-обществ соразмерна истории человеческого рода. История политизации культурных факторов человеческого существования сомасштабна истории политической практики. В определённом смысле можно сказать, что не существует никакой другой политики кроме «культурной». Привычные инструменты экономической, социальной, международной или образовательной политики являются лишь вариантами использования социо-культурных различий и стремления отдельного человека и сплочённых групп к обретению культурной идентичности.

Однако превращение «культурной политики» в особую сферу мыследеятельности, а всех остальных политик - в её разделы, без сомнения, является радикальной инновацией ХХ века. Мы являемся свидетелями того, как меняется вся топология и география мира мыследеятельности.

Несомненно, эти радикальные изменения имеют свои материально-технологические предпосылки. Так же как крестовые походы и великие географические открытия вовлекли в торговый и хозяйственный оборот новые территории и сделали возможным экономическую и политическую игру на разности потенциалов различных регионов, возникновение новых информационных, экранных и коммуникационных технологий в течении ХХ века вновь принципиально изменило («расширило» и трансформировало) пространство человеческого существования. Однако никакая сумма технических и технологических нововведений не тождественна качественным изменениям пространства самоопределения человека, вызванным, в том числе, появлением и распространением новых технологий1. Для того, чтобы стала возможной мирохозяйственная кооперация и конкуренция, мало было переплыть океан. Определённая прослойка людей - политики, миссионеры, предприниматели - должны были ещё осознать себя в качестве действующих агентов этого расширившегося пространства и начать трактовать его как пространство своих действий и своей жизни.

Уже в силу этого данное пространство перестало быть чисто физическим или географическим и получило свое ментальное, семиотическое и антропотехническое измерение.

Иногда эти глобальные изменения форм и способов реализации совокупного человеческого мышления и деятельности называют «капитализмом». В работах французской исторической школы и особенно Фернана Броделя была прослежена связь между изменением ментальных моделей и эволюцией социальных и хозяйственных практик в этот исторический период.

Мы уверены, что базовой формой существования чего бы то ни было в мире мыследеятельности является существование в форме знания и через знание. Виртуальное пространство, создаваемое знанием о том, что должно и может быть, ещё должно быть освоено человеком. Знание в этом случае становится рамкой процессов актуального самоопределения. А живая мыследеятельность в процессах осуществления - реализации, роста и эволюции - как бы «заполняет», «заселяет» и осваивает названное пространство.

Понадобилось более пятисот лет, чтобы сформировать алфавит операций и действий, соразмерных границам новой ойкумены, и наполнить это пространство человеческой активностью. Этот процесс принёс нам современные политические институты, правовое государство, глобальные технологии, транснациональные корпорации, международную мирохозяйственную конкуренцию и, наконец, мировые войны и революции. Таково лицо современного «капитализма», действующего в масштабах пространства Земли.

Однако всякое пространство имеет свои границы. Точно так же, как реальное освоение Средиземноморья - этой первой Ойкумены Европейского человека - сопровождалось серьёзными катаклизмами, выход на границы физического и ментального пространства, сформированного в ХIII - ХVII столетиях принёс сегодня новую остановку, осмысляемую в терминах экологического, политического и культурного кризиса.

Вновь интуитивно ощущается необходимость реструктуризации пространства человеческой мыследеятельности и жизнедеятельности, изменения существующих форм и способов реализации человеческой активности - таких как наука, инженерия, проектирование, промышленное и сельскохозяйственное производство - и стоящих за ними форм рационализма. Необходим отказ от экстенсивного освоения данного пространства в любом понимании этого слова.

Освоение нового пространства требует изменения самого человека и способов организации его активности. Нельзя выйти в новое измерение, не меняясь.

Имперская политика Александра Македонского, движимая идеями Аристотеля о различии эллинов и варваров, была попыткой расширить пространство, не меняя средств его освоения. В этом смысле, эта попытка не могла закончиться удачно. Формирование Римской империи было бы невозможно, если бы не начался процесс трансформации военных, хозяйственных и политических способов действия, а главное - если бы не возникло новой формы освоения - через право и юридические техники, с одной стороны, и через новую антропологию и антропотехнику, лежащую в основе христианства, с другой.

XХ век закончился. Вместе с ним близится к завершению эпоха «капитализма».

Исторические перспективы сложившихся политических, образовательных и хозяйственных технологий, по-видимому, исчерпаны, хотя их функционирование будет продолжаться ещё не один десяток лет, а инструментальные возможности станут основой новых способов деятельности. Мы стоим на пороге новых «географических» открытий. Новое пространство, по всей видимости, будет пространством коллективной мыследеятельности, новых языков, сетевой коммуникации и новых человеческих способностей и компетенций. Путь к этому пространству, как всегда, лежит через океан незнания.

Однако это - лишь метафора.

Незнание само становится предметом специального знания - знания о незнании или проблемы - и это, как показал Николай Кузанский, является первым шагом на пути будущих изменений. Культурная политика как новый тип и сфера мыследеятельности, сегодня представляет собой проблематическую дисциплину. Вместе с тем, культурная политика, аккумулирует в себе результаты поисковых работ в различных областях деятельности, позитивные знания о возможных направлениях формирования ситуаций и систем коллективной мыследеятельности и о средствах, с помощью которых мы можем повышать коэффициент полезного действия (КПД) подобных мегамашин2.

Понятие политики

Являя собой особую культурную универсалию, политика как тип мышления и деятельности возникает во всех тех ситуациях, где мы имеем дело с несколькими (по крайней мере, двумя) агентами действия, в равной степени претендующими на достижение собственных целей и реализацию программ, затрагивающих интересы, цели и программы других агентов. При этом само наличие нескольких конкурирующих агентов и даже наличие конфликта между ними само по себе ещё не создает политической ситуации. Политическая ситуация складывается в тот момент, когда названные агенты осознают не только собственные цели и трудности на пути их достижения, но и факт наличия других агентов и программ. Агентов, которых невозможно впрямую подчинить или устранить с арены деятельности. Проектов и программ, которые не могут быть интерпретированы как часть проектов, реализуемых другими агентами действия.

Следует подчеркнуть, что в подобных ситуациях всегда в принципе может быть достигнута ситуация доминирования одного из названных агентов, либо за счёт ловкости и устремленности действия, либо за счёт идеологической работы, либо за счёт подавления одним из действующих агентов других.

Формирование той или иной ситуации как политическойесть, во многом, вопрос сознания и воли участников плюс - специальной профессиональной работы политика, который может поддержать слабого или ограничить сильного, ориентируясь на специфические ценности многообразия, развития, органичности движения целого и т.д.

Другими словами, политическая ситуация складывается только в том случае, если у её участников есть установки на реализацию ценностей коллективности и совместности, питаемые идеей производства общества или общественной связности.

В этом смысле можно утверждать, что политика возникает в тот момент, когда ни один из действующих в ситуации агентов не может реализовать своих целей и программ без учёта других и не может (или не хочет) подчинить себе других участников ситуации, превратив её в акт руководства или организации. В этом случае он вынужден отойти от плана своего непосредственного действия, как бы выйти в метаплан (в надсистему или, как в последнее время модно говорить в околофилософских кругах - в рефлексию) и начать формировать особое пространство отношений, где будет решаться вопрос о допустимости (или недопустимости) того или иного действия, целей, программ, сценариев взаимодействия и т.д.

Актуальным или потенциальным участником политической ситуации (к которому должно применяться императивное требование политического самоопределения) можно считать любого агента, имеющего собственную программу действий в условиях конкуренции. Профессиональным политиком следует считать лишь того агента, который удерживает в поле своего постоянного анализа, как план исторического развития некоторых общественных целостностей, так и самих агентов, с их целями, программами и интересами.

Политика есть тот специфический тип мышления и деятельности, который связывает друг с другом план исторических процессов и локального ситуативного действия. В этом смысле, условием реализации политической позиции является разотождествление с конкретными целями и содержанием деятельности отдельных агентов, включённых в ситуацию. Однако реализация политики, как мы уже подчеркнули выше, тесно связана с видением исторической рамки и перспектив возможной соорганизации действующих агентов. Следовательно, нельзя утверждать, что политическая деятельность и мышление бессодержательны, однако содержанием политики является связь исторических процессов и действий, а не продукты и результаты того или иного действия.

Из всего сказанного следует, что структура и мощность политического пространства во многом зависит от сложности того слоя социальной активности, в котором двигаются непосредственные агенты действия и носители тех или иных программ. В случае, если таких автономных агентов мало, то политическое пространство редуцируется и упрощается, если их много и их программы впрямую конкурируют друг с другом, то это пространство должно развёртываться и усложняться.

При этом следует подчеркнуть ещё раз, что в политическом пространстве мы имеем дело не только и не столько с фактическими столкновениями и конкуренцией за те или иные материальные фрагменты или элементы деятельности, но и с подразумеваемыми конфликтами, с проектами и программами будущей деятельности.

С тем, чего ещё нет, но что может быть…

Читайте продолжение статьи Петра Щедровицкого - в следующем номере

1 В одной из своих работ П.Друкер подчёркивает, что появление в 182830 годах железных дорог было одним из следствий изменения ментальной географии, происшедшей в Европе в первой четверти ХIХ века.

2 Термин Л.Мамфорда, которому мы в данном контексте придаём расширительный смысл, понимая под мегамашинами любые системы коллективного мышления и деятельности, составленные из людей и обладающие синергетическим потенциалом.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Эффективная культура
Концепт
Могущество художника и ничейное мастерство
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Волшебная сила
Редакция «Со — Общения»
Культурная политика
Пётр Щедровицкий методолог
Символы будущего, или стратегия обретения себя
Александр Попов научный директор ШГО
Цветы для планеты земля
Николай Ютанов издательство «Terra Fantasica» директор
Стратегический семинар
Славная песня
Редакция «Со — Общения»
Эпос новой страны
Манипуляция — это не искусство
Александр Ткаченко писатель генеральный директор Русского ПЕН-центра
Заново представиться!
Писатель вне яркой позиции
Линор Горалик писатель
Текст прямого действия
Кто выбирает художника? И что выбирает художник?
Олег Дивов писатель
Оперативный простор
Воины, чиновники, театралы, либералы…
Михаил Кутузов Институт регионального развития г Воронеж
Интересное кино?
Марина Щедровицкая Тренер-консультант
Десять лет «на самом дне»
Несколько слов о романтическом эгоизме
Феномен Робски: Культуру - в массы!
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.