Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Эффективная культура / Концепт

Могущество художника и ничейное мастерство


Дмитрий Петров
petrov@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте


«Make love - not war!» - «Занимайся любовью - не войной!» Этот красивый лозунг хиппи - расслабленных, весёлых, джинсовых, длинноволосых юношей и девушек - некогда заполонивших солнечную Калифорнию, а затем и почти весь мир (включая и довольно хмурую его часть, например - СССР), помнят многие1. И многие знают, что и удивительная тусовка «детей цветов», как и другие «контркультурные» и «альтернативные» движения и их лозунги, в очередной раз изменившие мир, родились из художества. Художества в прямом и самом широком смысле слова.

Аrt по-английски - это не только изобразительное искусство, а искусство - вообще. Так и artist - художник - это не только герой, снабжённый холстами, кистями и красками, но и певец, и поэт, и актёр, и скульптор, и режиссёр, и писатель-прозаик, и дизайнер, и создатель перформансов, и все прочие мастера искусств… То есть мастера, творящие произведения не-данные нам природой и совмещающие в себе материальное и идеальное. Эти-то художники (включая дизайнеров одежды, в частности) и сдвинули мощный пласт культурно-политической революции 60-80-х годов, обеспечив содержанием его культурную составляющую.

Западным социологам не пришлось долго маяться с исследованиями, чтобы установить: в ту пору и в Штатах, и в мире песни Боба Дилана, Дженис Джоплин, Джоан Бэйз, Лео Ферре и их соратников по цеху (как и творения всё тех же писателей - Аллена Гинзберга, Джека Керуака, Нормана Мейлера; художников - Энди Уорхолла и множества других; режиссёров - Френсиса Копполы, Федерико Феллини, Люка Годара и… всех не перечислишь; поэтов, актёров, скульпторов, дизайнеров и прочая) повлияли на мировоззрение, образ жизни и деятельность миллионов людей куда сильнее, чем речи любых агитаторов, пропагандистские статьи и политические манифестации. В очередной раз искусство доказало, что может быть мощным инструментом изменения норм и рамок поведения и деятельности людей. А художники - искусными операторами этого инструмента. А те, кто успешно управлял этими операторами… Впрочем - стоп. Кто это 50 - 30 лет назад управлял Бобом Диланом и Джоном Ленноном? Кто управлял Феллини? Не говоря уж об Уорхолле… Кому и чему они служили? Неужто - какому-то проекту, результаты которого мы наблюдаем ныне?.. И снова - стоп…

Это - важный вопрос и большая тема, ждущая своих исследователей. Мы же ограничимся утверждением: перечисленные и не перечисленные артисты, чьё искусство в массовых масштабах изменяло людей (менявших, в свою очередь, мир), создавали не что иное, как произведения прямого действия - средства производства нового. Другого. Будущего.

А служили ли они?.. Об этом - не здесь. И - не прямо сейчас.

* * *

Развитие общества как проект требует разнообразия инструментов. Искусство доказало свою эффективность в этом качестве (мы привели лишь один из недавних зарубежных примеров - а вспомним русский рок - «…еду я на Родину!...» и т.д.).

И если таким стратегическим проектом может стать тот, который «Со-Общение» шифрует под именем «Республика Россия», то чтобы художники могли в нём участвовать и - участвуя - служить чему-либо, нужно чтобы такой проект существовал. Хотя бы на стадии обсуждения, понимания его содержания, аспектов и направлений, т.е. на стадии видения и, возможно, разработки. При этом понятно, что в обществе, из которого служение как ценность вымывалось многими десятилетиями (в которые ценились либо служба, либо услужение), стремление к служению вряд ли появится само. Более того, сложно ожидать, что художники (да и кто угодно) сами решат участвовать в инновационном проекте, во-первых - выходящем далеко за пределы их непосредственной деятельности, а во-вторых - требующем ответственного, осмысленного и воодушевлённого участия. Ведь известно - как только заходит разговор об участии артистов в социальных проектах, сразу приходят на память либо имена Александра Фадеева и Лени Риффеншталь во времена европейских тоталитарных экспериментов, либо - ухмылки российских поп-звёзд на агитконцертах избирательной кампании, скажем - 1996 года…

Это - проблема. Это значит, что осознание художниками добросовестности, честности, важности, полезности и выгодности включения в такой проект потребует очень специальной и непростой работы с ними. Очевидно, она будет по силам лишь очень хорошо подготовленным профессионалам, освоившим тонкие и сложные навыки эффективного общения с творческими людьми. Более того, тем, кому предстоит работать с художниками, нужно не только освоить высокие коммуникационные техники, но и узнать - кто они их адресаты, каковы они сами и специфические характеристики их цеха, и какие его черты можно выделить как общие для его членов - как сообщества творцов. Конечно, очень опрометчивый человек может решить, что и ныне художниками можно (ведь это - проще) управлять директивно; что можно заставить, принудить, купить или упросить создавать эффективные произведения искусства… Боюсь, это будет ошибка.

И не толькопотому, что, например, наличие даже очень дорогого заказа ещё не гарантирует ни согласия автора, ни качества результата, достаточного для изменения мира… Но и потому, что даже поверхностное представление о жизни и специфике артистического мира говорит нам, что управление художников - т.е. введение их в правила любого проекта - потребует виртуозных, филигранных, поистине артистических непрямых действий. Думается, только такой подход к строительству со-общения с художниками может привести к тому, что творческие люди искренне и воодушевлённо захотят создать эффективные произведения - тексты, полотна, фильмы, инсталляции, спектакли, перформансы - прямого действия.

* * *

Похоже, у нас получился необычный номер. Хотя для журнала уже становится правилом публиковать результаты работы фабрик мысли, на их кухню мы ещё не заглядывали. В этом номере, где обсуждаются, в основном, три вопроса: может ли искусство быть инструментом реализации масштабных исторических проектов?; может ли художник быть проектировщиком и оператором в таком проекте?; что нужно (и нужно ли) сделать, чтобы он стал таковым? - мы предоставляем читателю возможность, познакомиться с эпизодами производственного процесса одной из фабрик мысли.

Мы публикуем фрагменты дискуссий семинара Группы Островского (ГОСТ), прошедшего в Бейруте в марте 2005 года и посвящённого именно теме управления художника и создания им произведения прямого действия как эффективного культурно-политического инструмента. Мы публикуем эти (прежде закрытые) материалы в обрамлении статей методолога Петра Щедровицкого, педагога-новатора Александра Попова, издателя Николая Ютанова, интервью с известными художниками (они же - писатели) Олегом Дивовым, Линор Горалик, Александром Ткаченко, исторических экскурсов Михаила Кутузова и, как обычно - рецензий и со-общений.

И - движемся дальше.

1 Имелась в виду одна из последних горячих войн «красного» Востока и «белого» Запада — вьетнамская.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Эффективная культура
Концепт
Могущество художника и ничейное мастерство
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Волшебная сила
Редакция «Со — Общения»
Культурная политика
Пётр Щедровицкий методолог
Символы будущего, или стратегия обретения себя
Александр Попов научный директор ШГО
Цветы для планеты земля
Николай Ютанов издательство «Terra Fantasica» директор
Стратегический семинар
Славная песня
Редакция «Со — Общения»
Эпос новой страны
Манипуляция — это не искусство
Александр Ткаченко писатель генеральный директор Русского ПЕН-центра
Заново представиться!
Писатель вне яркой позиции
Линор Горалик писатель
Текст прямого действия
Кто выбирает художника? И что выбирает художник?
Олег Дивов писатель
Оперативный простор
Воины, чиновники, театралы, либералы…
Михаил Кутузов Институт регионального развития г Воронеж
Интересное кино?
Марина Щедровицкая Тренер-консультант
Десять лет «на самом дне»
Несколько слов о романтическом эгоизме
Феномен Робски: Культуру - в массы!
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.