Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Социальное наступление / Оперативный простор

Любовь живуча

Даже у Бегбедера она протянула годы


Версия для печати
Послать по почте

Это была не первая книжка Бегбедера, которую я прочитала. И честно говоря, я этому рада. «Яркая жемчужина в мире бестселлеров, роман, принесший автору мировую славу» - так написано в аннотации. Но я не могу отделаться от ощущения, что они что-то перепутали. «99 франков» или «Windows on the world» достойны такого описания, а вот «Любовь живет три года» не дотягивает.
Но, тем не менее, перед нами - честный роман о любви, написанный одним из самых обаятельных и наблюдательных эгоистов современной прозы.


Фредерик Бегбедер,
«Любовь живет три года»,
«Иностранка»,
М.: 2006

В поисках нового увлечения

Мне не удалось купить эту книгу в первом книжном, куда я зашла. Популярность книги не удивительна, ведь это роман, завершающий трилогию о жизни, работе и влюбленностях современного героя Марка Марронье.

Первая книжка этой трилогии «99 франков» стала для многих возможностью посмотреть на себя со стороны, ужаснуться и порадоваться. Понять, что мир оказывается, населен похожими на нас существами. А тот бедлам, который творится у них в голове и душе, не так уж и страшен, скорее даже интересен, если читать его в изложение Фредерика Бегбедера.

Первое сомнение появилось, когда я увидела обложку. Книга внешне очень похожа на любовный роман: такая маленькая, тоненькая, белая, с пошловатым сердечком в центре. В сердечке цветочки, соединенные руки, в общем, все, что полагается.

Как оказалось, это не ирония. Обложка очень хорошо соответствует содержанию самой книги.

«Любовь живет три года» - это такой любовный роман, который не стыдно читать приличным людям. Стилистика отменная, завораживающий эстетский эксгибиционизм автора сохранился. Но чего-то не хватает. В какой-то момент, ближе к середине романа я поймала себя на том, что скучаю.

«Вот-вот что-то произойдёт, и скука исчезнет», думала я, «нам бы дотянуть до перелома, до кульминации, может это такой авторский прием, цель которого передать глубину депрессии охватившей главного героя?»

Замечательный, остроумный, наблюдательный писатель. И что с ним могло случиться, когда он писал эту книгу? Он утверждает, что любовь.

И где же она?

И вот она, - кульминация, но скука не пропадает. Конец написан как будто впопыхах, небрежно, скомкано. Создается впечатление, что автор хотел бы, чтобы все было именно так, как он описывает, и поэтому сочиняет. Достоверность, правдивость, голая обнаженность чувств и мыслей, свойственные Бегбедеру, пропадают. Он скатывается в какую-то банальность. Может быть, я излишне цинична, отсюда мое недоверие автору. Может кому-то покажется, что никуда они не делись ни его откровенность, ни его честность. Возможно.

Но у меня есть еще один аргумент в козырях. Это роман о любви, роман о счастливой любви, о долгом пути, многих препятствиях на пути к ней, жертвах и разбитых сердцах. Но разве любовь, - это не чудо для двоих? Почему же в этой книге только один герой. Где его возлюбленная? Где героиня? Предыдущие книжки Бегбедера часто затрагивали тему одиночества. Но это надо было умудриться, написать одинокий роман о разделенной любви. Книгу, в которой есть только один персонаж. Может поэтому концовка кажется пришитой белыми нитками?

Еще одна причина моего недоверия вот в чем. Кажется таким странным, что Марк Марронье, тратящий кучу времени на мысли о том, как плохо ему будет, если он разлюбит Алису, ни разу не задумался о том, что будет с ней, если он разлюбит ее. Разве любовь, это не тот редкий случай, когда чувства другого и несчастье другого становятся для нас важнее своих собственных?

Если он действительно верит в то, что любовь длится три года, почему не боится возможности, что чувство уйдет из ее сердца? Что он опять останется один на один со своею неразделенной любовью? Невозможно говорить о Любви с большой буквы, о переживаниях любящего человека, когда он заботиться и беспокоится только за себя. И самые подробные записи его бормотания, искренние описания его страданий мне не кажутся достаточными, чтобы я поверила в ее существование.

Бегбедер воссоздает внутренний монолог человека, утрирует его до абсурда. Наглядно показывает, как люди своими собственными усилиями рушат то прекрасное, что у них есть. Как страх застилает нам глаза, уничтожая самые лучшие мгновения и чувства.

Герой трясется и трусит, потому что верит в то, что любая любовь длится три года. Будучи влюбленным и счастливым, он со страхом считает минуты до того рокового дня, когда все кончится. Когда для того, чтобы поцеловать любимого человека придется приложить усилия, перебороть самого себя. Эти мысли занимают большую часть его жизни. Когда он мог бы быть счастлив, когда рядом любимая женщина, когда они целуются, - он смотрит на часы и боится, что скоро все кончится. В таких условиях любовь не живет, авыживает.

Кому нужна такая любовь?

Это еще одна книжка об одиночестве, страхе и эгоизме. Написанная человеком, который верит и хочет поддержать эту веру в себе и в своем читателе. Как маленькие дети, залезающие под одеяло, верят в то, что теперь монстры, живущие под кроватью, не смогут их достать. Так и Бегбедер старательно шьет свое одеяло, в которое потом старается закутать и себя и своего героя вместе с читателем. Но это - не спасение, локти, пятки и настоящие чувства автора торчат в прорехах, замерзая и постоянно напоминая о том, что настоящие чудовища - Одиночество, Сомнение и Отчаяние - бродят совсем рядом. Именно они и являются главными героями этого романа, впрочем, как и остальных книг этого автора. Возможно, именно честность Бегбедера мешает ему создать красивую иллюзию. Роман, в котором действительно жила бы любовь. «Все, чего тебе хочется, - написать роман о любви очень простыми словами - в общем, самая трудная задача» пророческая цитата из этой книги.

Как можно любить, думая только о себе? Волноваться за себя и в периоды отчаяния и в моменты экстаза. Возможна ли такая любовь и Любовь ли это? Автор не ставит перед собой этот вопрос. Не волнует он и героя. Но существование книги столкнет читателя с этой проблемой. Как получилось, что современные люди так стремящиеся к любви разучились Любить? Есть ли для нас надежда? Или все будущие романы о любви будут об эгоистичном страхе за себя бесценных?

«Ты так любишь себя, что больше тебя ни на кого не хватает, вот в чем твоя проблема» слова, вложенные в уста героини уже в самом финале, кажутся мне самыми честными в этой книге. Автор которой - человек не забывший посмотреть на часы.

Если вы никогда раньше не встречались с этим автором, я бы рекомендовала начать свое знакомство с другой книги. А эту пусть читают другие, кому уже близки и знакомы и автор, и одинокий Марк Марронье.

Дописывая рецензию, подумала, что, наверное, существуют те, кому роман не покажется натянутым, кто не заметит в нем фальши. Пожалуй, я им завидую.

Наталья Бубнова


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Социальное наступление
Концепт
Перед броском?
Дмитрий Петров
О политике социального наступления и приватизации обременений
Ефим Островский гуманитарный технолог
Почему сегодня важно об этом говорить?
Алексей Чадаев публицист член Общественной палаты
Стратегия
Гонцы эпох
Люди общего дела
Редакция «Со-Общения»
Никто и ничего не сделает за нас…
Геннадий Бурбулис член Совета Федерации Федерального Собрания РФ президент Центра «Стратегия»
Неестественная свобода
Зигмунт Бауман социолог
Практика
Свобода от независимости
Мы дождёмся Третьякова…
Владимир Дубоссарский художник
Корпорации — творческие операторы?
Арсений Мещеряков арт-директор Издательской программы
Секреты потанинской стипендии
Надежда Орлова редактор Центра Общественных Связей
Платить за «хвосты»
Евгений Бунимович председатель комитета Московской
Кто защитит российское образование?
Иван Мельников депутат Госдумы заместитель председателя ЦК КПРФ Председатель Комитета по образованию и науке КПРФ
Актуальный сюжет
Тополиный пух, инновации, конкурентоспособность
О ловле мухи на луне
Пётр Щедровицкий методолог
Оперативный простор
В поисках новой связности?
Нина Матусевич специально для «Со-Общения»
Стратегические коммуникации бизнеса и власти
Станислав Наумов Директор Департамента экономического анализа
Демидовы: властители и заложники большого железа …
Михаил Кутузов Институт регионального развития г. Воронеж
Презумпция бесполезности
Пугалочка
Любовь живуча
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.