Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Социальное наступление / Оперативный простор

Пугалочка

Отнюдь не пародия


Версия для печати
Послать по почте

«…Губернатор Русак предавался своей любимой забаве. К кровати на цепи был прикован белый бультерьер в наморднике, изрыгая хрипы, кровавую слюну, с красными, набрякшими глазами. Русак стегал пса ременной плетью, приговаривая: «Ах ты, пёс-рацарь поганый, изведай-ка русскую стать!…»».

Фредерик Бегбедер,
«Любовь живет три года»,
«Иностранка»,
М.: 2006

Глава первая

Александра Иваныча накрыло.

Он чувствовал, как в темя, где скрывалось внутреннее око прозаика, впилось жгучее жало полуночного луча… Прожгло шапку волос… Проникло в центр мозга, где тайно таилась таинственная тайна… Только лишь мощным усилием воли автор сумел бы освободиться от мрачного морока. Но - не сумел. И продолжил…

«Подвешенный к перекладине, корчился голый мужчина. Его ноги дымились в огне. Перед ним копошилась громадная глазастая муха - Господи, да что же это? - сдавленным голоском вопросил вконец запуганный читатель. А ведь слыл в аппарате правительства молодцом. Ни разу не моргнув глазом, прочитал «Крейсерову сонату», не поперхнувшись проглотил «Политолога», - с перламутровыми прозрачными крыльями. Тело мухи покрывала воронёная сталь…». Не-е-ет!

- Не-е-ет! - изо рта прозаика вырвался вопль ужаса. Отчаяния. Неведомая, необратимая, необоримая сила торжествуя влекла его пальцы по клавиатуре компьютера. Он хотел написать гимн Добру и Отваге, величальную песнь Русскому Воинскому Духу. Но на дисплей выскакивала то грязная сценка похабного скотоложества. То весёлая пирушка копрофагов. То какая-то потная групповуха. То кровавый садистский экзерсис. То эпизод из мультфильма ужасов.

- Вау, - потёр руки злодей Мордашкин, - вау!.. И этого соловья-мутанта я-таки вытащил из ящика со святым и перепихнул в ящик Пандоры! Молодчинка, Мордашкин! Пусть, путь этот Александр Иваныч пытается воспеть Солдата Великой Руси - у него будет получаться одна лишь постмодернистская пакость, служащая отнюдь не Свету, и даже не Тьме, а пустой серости. И пусть он ежесекундно знает, видит, чувствует: вопреки его стремлению воплотить в текст и в жизнь идею одоления супостата, наперекор его авторскому горению, из-под беглых пальцев тянутся червеподобные нити нечистых, попахивающих гнильцой словес, вызывающих у читателя лишь омерзение, тошноту и головную боль.

Глава вторая

«Повсюду сновали ужасного вида гибриды. Двигались батальоны закованных в броню лилипутов с гигантскими головами… Отряды громадных чернопёрых скворцов с мохнатыми кошачьими лапами… Химеры врывались в храмы, вытряхивали мощи святых. Другие разрывали могилы, расшвыривали кости. Третьи казнили и мучили».

«Огромная серая цапля на ногах из цветной пластмассы держала в титановом клюве младенца. Младенец, пронзённый клювом, замер на острие…».

Что же это я такое делаю? - спрашивал себя автор. Всё ещё спрашивал. Но уже замирал от страха и стыда, чувствуя, что «это он порождает химеры», и что ему это нравится. А посреди вселенского побоища на гигантском кузнечике скакал модельер-заговорщик Славозайцев (подлинное имя - Савл Зайсман) и с наслаждением озирал крах и гибель сокрушённого в человеке Человеческого.

- Да чтоб я когда ещё взялся читать эту чуму? - спросил исходящий потом чиновник, дочитав до места, где генеральный прокурор, обернувшись боровом, насиловал малюточку-свинку, - Да лучше Сорокина куплю, честное слово.

- Вау, - почёсывал подбородок злодей Мордашкин (подлинное имя - Мордехай Душкин), - одной рукой направляя свой волшебный луч в самую сердцевину сердечности автора, а другой - скрещивая неземной красоты модельку с гигантским пингвином, - Вау. Он знал, что добился своего.

Знал, что будет длить своё мучительство сколько пожелает, а поражённый слепотой и одержимый тщеславием прозаик так и будет крутиться подобно мошке, надетый на его магический луч…

Глава третья

В рецензиях мы ограничены объёмом. Но порой, поддаваясь искушению, тратим место на фрагменты сочинений, играющие с эмоциями - омерзением, стыдом, презрением. К тексту. Таких эпизодов в романе Проханова «Теплоход «Иосиф Бродский»» хоть пруд пруди. Но они - не главное. Не то, на что стоило обратить особое внимание.

Нет, главное - вовсе не детально просмакованные сцены извращений и убийств. И не глумливое издевательство над теми, кого принято называть «российской элитой» (многих персонажей читатель узнает, да и они сами себя - легко). А тем более - не высмеивание «простых русских людей» - учёных, военных, крестьян, художников, в котором преуспел автор…

Главное - это его открытие. Состоящее в том, что зловещий заговор против России сформирован не в американских империалистических джунглях, и не в катакомбах вольных каменщиков. Агенты ЦРУ и масонские конспираторы - пешки в игре более изощрённых злоумышленников. Кто же они?

По Проханову - люди, решившие, наконец, изменить человека, подвергнув сомнению ценность естественного, и утвердив власть искусственного - т.е. приоритет Искусства Божественного Творения над произволом природы.

Приоритет осмысленного управления - над стихией.

Торжество владения собой (а, значит, людьми и миром) - над посконной простотой примитивности.

Главенство Воли над эмоцией. Мечты - над унынием повседневности. Да как же они это сделают? А успешно влияя на нормы и рамки поведения и деятельности людей.

Да кто ж это влияет-то? А кто же, кроме гуманитарных технологов?! Ведь это их миссия - влиять на нормы и рамки поведения и деятельности… Так вот кто, оказывается, несёт угрозу!

Описанные автором ужасы, творцом которых выступает в книге дизайнер (о, не случайно - дизайнер!) Славозайцев (конечно, еврей; но не американский - русский) - это метафора последствий внедрения гуманитарных (в романе - генноинженерных) технологий в обиход человечества.

Так что же делает Проханов с читателем? А ничего особенного - запугивает самыми передовыми и эффективными находками нашего времени.

Но - зачем? И чего больше в прохановских кошмарах - анархической аллергии к любому управлению? Страха перед будущим, которое не умеешь предсказать, но ленишься проектировать? Или - тоски писателя, понимающего, что его миссия - управлять, а он - не в силах, не умеет, не обучен?…

Сдаётся мне - больше последнего. А жаль. А то справился бы с наваждением…

Кондратий Рылеев


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Социальное наступление
Концепт
Перед броском?
Дмитрий Петров
О политике социального наступления и приватизации обременений
Ефим Островский гуманитарный технолог
Почему сегодня важно об этом говорить?
Алексей Чадаев публицист член Общественной палаты
Стратегия
Гонцы эпох
Люди общего дела
Редакция «Со-Общения»
Никто и ничего не сделает за нас…
Геннадий Бурбулис член Совета Федерации Федерального Собрания РФ президент Центра «Стратегия»
Неестественная свобода
Зигмунт Бауман социолог
Практика
Свобода от независимости
Мы дождёмся Третьякова…
Владимир Дубоссарский художник
Корпорации — творческие операторы?
Арсений Мещеряков арт-директор Издательской программы
Секреты потанинской стипендии
Надежда Орлова редактор Центра Общественных Связей
Платить за «хвосты»
Евгений Бунимович председатель комитета Московской
Кто защитит российское образование?
Иван Мельников депутат Госдумы заместитель председателя ЦК КПРФ Председатель Комитета по образованию и науке КПРФ
Актуальный сюжет
Тополиный пух, инновации, конкурентоспособность
О ловле мухи на луне
Пётр Щедровицкий методолог
Оперативный простор
В поисках новой связности?
Нина Матусевич специально для «Со-Общения»
Стратегические коммуникации бизнеса и власти
Станислав Наумов Директор Департамента экономического анализа
Демидовы: властители и заложники большого железа …
Михаил Кутузов Институт регионального развития г. Воронеж
Презумпция бесполезности
Пугалочка
Любовь живуча
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.