Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/5/5/3


Презумпция бесполезности

Обычно мы рецензируем книги. Реже - фильмы. Почти никогда - выставки. Ещё реже - социо-культурные проекты. Однако старт проекта OUTVIDEO, анонсированный в Москве 5 июня побудил нашего постоянного автора Виктора Осипова отнестись к этой акции. Причём отнестись критически.
OUTVIDEO, проект креативной группы «ART IN PRO/GRESS» и компании «City Vision», Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Самара, Сочи, Сургут, Уфа, Ярославль, 2006.

Видеоарт без границ

Перед началом круглого стола, посвящённого началу в Москве и других городах России, прочитав пресс-релиз, я представлял суть проекта приблизительно так: на рекламных экранах на улицах городов будут демонстрироваться произведения современных художников, авторов видеоарта (модный жанр современного искусства) - попросту говоря - видеофильмы.

Отчего-то я полагал, что работы будут представлять собой рекламные ролики. В связи с этим я размышлял о преодолении границы между рекламой и искусством (этой темы мы касались в 12-м номере «Со-Общения» за 2005 г.).

Промелькнули в моём размышлении такие ходы мысли как «реклама как искусство» и «искусство как реклама». Особенно плодотворным мне показался второй - искусство как «крик», «призыв» (от этого слова происходит слово «реклама»), искусство как способ привлечь внимание к чему-то.

Такая постановка вопроса сразу заставляет задуматься: к чему же и зачем должно привлекать внимание искусство?

Однако эти мои размышления имели, как оказалось, мало отношения к фестивалю.

Оказалось, что он отнюдь не был задуман как преодоление границы между рекламой и искусством. Скорее наоборот - фестиваль призван ещё более зримо и чётко прочертить эту границу. Граница же, которую преодолевает эта акция (а любое значимое культурное событие сегодня непременно должно преодолевать какую-нибудь границу, существующую в обыденном сознании) - это граница между пространством музея и пространством города.

Произведения, представленные на экранах, не являются рекламой и даже не обыгрывают её. Это - просто видеоарт, отбираемый по конкурсу.

Цель - создать новый канал трансляции искусства - современный способ существования искусства в городской среде.

Свобода как осознанный отказ приобретать

В ходе круглого стола организаторы фестиваля заявили ценность свободы как основание для собственной деятельности.

Я спросил себя: что это означает? Оказалось, что в ходе акции людей не заставляют ничего покупать. Т.е. идеология фестиваля основана на дискурсе демонизации рекламы - феномене, который сегодня очень распространён в общественном сознании.

Суть этогодискурса кратко сводится к следующей фразе: «Реклама - это плохо, потому что она заставляет покупать».

В своих выступлениях организаторы фестиваля несколько раз подчеркнули, что они не хотят что-то навязывать людям с помощью видеороликов. Такие фразы наводят на мысль, что здесь мы имеем дело не только с демонизацией рекламы как таковой, но и с демонизацией любых способов воздействия на людей, т.е. - с демонизацией гуманитарных технологий.

Получается, что если с рекламой ещё можно смириться, то искусство уж точно не должно делать с людьми что бы то ни было.

Потому что это будет принуждение - нечто, противоположное свободе.

Таким образом, этот фестиваль в очередной раз вскрывает проблему, с которой сегодня приходится сталкиваться любому гуманитарному технологу: в среде художников широко распространена презумпция бесполезности искусства.

По мнению многих из них искусство должно быть бескорыстным, т.е. бесполезным как для художника, так и для зрителей.

Они утверждают: продавать - плохо. А ещё хуже - навязывать зрителям какие-то смыслы. Из чего следует, что искусство должно быть ещё и максимально лишено смысла. Желательно, чтобы это просто была фиксация переживания, которое может вызывать ответное переживание у зрителя.

Когда художник «так видит»

Впрочем, организаторы фестиваля не могли полностью обойти проблему воздействия. Она была проинтерпретирована в том смысле, что фестиваль окажет воздействие на городскую среду. Сделает её более дружелюбной, более «сообщительной» (так выразился Олег Генисаретский).

Вообще, в идеологию фестиваля заложена гипотеза о благотворном («терапевтическом») воздействии любого искусства, вне зависимости от его содержания. Эта гипотеза также очень распространена в художественной среде и препятствует любым обсуждениям смысла искусства. Зачем его обсуждать, если искусство хорошо само по себе?

«Сообщительность» действительно нуждается в развитии. Возникновение новых каналов и способов связи между людьми, которое иллюстрирует этот фестиваль - весьма позитивное явление. Но вот вопрос: о чём будут говорить люди, которые посмотрят ролики фестиваля?

Организаторам хочется, чтобы они испытывали какие-то чувства и, должно быть, говорили о фестивале.

Вероятно, им - организаторам - безразлично, какие идеи хочет высказать художник и хочет ли высказать какие-то вообще. Лишь бы не было секса и насилия.

Этот пример в очередной раз подтверждает тезис, что отсутствие гуманитарно-технологической рефлексии всё ещё остаётся главной проблемой любой работы с художниками и вообще - любыми творцами.

Даже в тех случаях, когда эта рефлексия, на первый взгляд, присутствует, и в аудитории обсуждается, например, преобразование городской среды, упускается из виду, что не только media is the message, но и message is the media.

Т.е. что для оценки того или иного произведения искусства драматически недостаточно технологических (подходит под формат или нет) и эстетических (что бы это ни значило) критериев.

Необходима оценка возможного эффекта его смыслового воздействия. В том числе - и на городскую среду, одним из важных фрагментов которой, кстати, является и идущий по улице невольный зритель.

И при этом не так уж важно, является ли это воздействие преднамеренным или художник просто «так видит».

Виктор Осипов
Благодарим «Институт экономики города»
за информацию о фестивале

Дата публикации: 04:55 | 29.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.