Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Социальное наступление / Оперативный простор

Презумпция бесполезности

Презентация фестиваля OUTVIDEO и свобода


Версия для печати
Послать по почте

Обычно мы рецензируем книги. Реже - фильмы. Почти никогда - выставки. Ещё реже - социо-культурные проекты. Однако старт проекта OUTVIDEO, анонсированный в Москве 5 июня побудил нашего постоянного автора Виктора Осипова отнестись к этой акции. Причём отнестись критически.
OUTVIDEO, проект креативной группы «ART IN PRO/GRESS» и компании «City Vision», Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Самара, Сочи, Сургут, Уфа, Ярославль, 2006.


Видеоарт без границ

Перед началом круглого стола, посвящённого началу в Москве и других городах России, прочитав пресс-релиз, я представлял суть проекта приблизительно так: на рекламных экранах на улицах городов будут демонстрироваться произведения современных художников, авторов видеоарта (модный жанр современного искусства) - попросту говоря - видеофильмы.

Отчего-то я полагал, что работы будут представлять собой рекламные ролики. В связи с этим я размышлял о преодолении границы между рекламой и искусством (этой темы мы касались в 12-м номере «Со-Общения» за 2005 г.).

Промелькнули в моём размышлении такие ходы мысли как «реклама как искусство» и «искусство как реклама». Особенно плодотворным мне показался второй - искусство как «крик», «призыв» (от этого слова происходит слово «реклама»), искусство как способ привлечь внимание к чему-то.

Такая постановка вопроса сразу заставляет задуматься: к чему же и зачем должно привлекать внимание искусство?

Однако эти мои размышления имели, как оказалось, мало отношения к фестивалю.

Оказалось, что он отнюдь не был задуман как преодоление границы между рекламой и искусством. Скорее наоборот - фестиваль призван ещё более зримо и чётко прочертить эту границу. Граница же, которую преодолевает эта акция (а любое значимое культурное событие сегодня непременно должно преодолевать какую-нибудь границу, существующую в обыденном сознании) - это граница между пространством музея и пространством города.

Произведения, представленные на экранах, не являются рекламой и даже не обыгрывают её. Это - просто видеоарт, отбираемый по конкурсу.

Цель - создать новый канал трансляции искусства - современный способ существования искусства в городской среде.

Свобода как осознанный отказ приобретать

В ходе круглого стола организаторы фестиваля заявили ценность свободы как основание для собственной деятельности.

Я спросил себя: что это означает? Оказалось, что в ходе акции людей не заставляют ничего покупать. Т.е. идеология фестиваля основана на дискурсе демонизации рекламы - феномене, который сегодня очень распространён в общественном сознании.

Суть этогодискурса кратко сводится к следующей фразе: «Реклама - это плохо, потому что она заставляет покупать».

В своих выступлениях организаторы фестиваля несколько раз подчеркнули, что они не хотят что-то навязывать людям с помощью видеороликов. Такие фразы наводят на мысль, что здесь мы имеем дело не только с демонизацией рекламы как таковой, но и с демонизацией любых способов воздействия на людей, т.е. - с демонизацией гуманитарных технологий.

Получается, что если с рекламой ещё можно смириться, то искусство уж точно не должно делать с людьми что бы то ни было.

Потому что это будет принуждение - нечто, противоположное свободе.

Таким образом, этот фестиваль в очередной раз вскрывает проблему, с которой сегодня приходится сталкиваться любому гуманитарному технологу: в среде художников широко распространена презумпция бесполезности искусства.

По мнению многих из них искусство должно быть бескорыстным, т.е. бесполезным как для художника, так и для зрителей.

Они утверждают: продавать - плохо. А ещё хуже - навязывать зрителям какие-то смыслы. Из чего следует, что искусство должно быть ещё и максимально лишено смысла. Желательно, чтобы это просто была фиксация переживания, которое может вызывать ответное переживание у зрителя.

Когда художник «так видит»

Впрочем, организаторы фестиваля не могли полностью обойти проблему воздействия. Она была проинтерпретирована в том смысле, что фестиваль окажет воздействие на городскую среду. Сделает её более дружелюбной, более «сообщительной» (так выразился Олег Генисаретский).

Вообще, в идеологию фестиваля заложена гипотеза о благотворном («терапевтическом») воздействии любого искусства, вне зависимости от его содержания. Эта гипотеза также очень распространена в художественной среде и препятствует любым обсуждениям смысла искусства. Зачем его обсуждать, если искусство хорошо само по себе?

«Сообщительность» действительно нуждается в развитии. Возникновение новых каналов и способов связи между людьми, которое иллюстрирует этот фестиваль - весьма позитивное явление. Но вот вопрос: о чём будут говорить люди, которые посмотрят ролики фестиваля?

Организаторам хочется, чтобы они испытывали какие-то чувства и, должно быть, говорили о фестивале.

Вероятно, им - организаторам - безразлично, какие идеи хочет высказать художник и хочет ли высказать какие-то вообще. Лишь бы не было секса и насилия.

Этот пример в очередной раз подтверждает тезис, что отсутствие гуманитарно-технологической рефлексии всё ещё остаётся главной проблемой любой работы с художниками и вообще - любыми творцами.

Даже в тех случаях, когда эта рефлексия, на первый взгляд, присутствует, и в аудитории обсуждается, например, преобразование городской среды, упускается из виду, что не только media is the message, но и message is the media.

Т.е. что для оценки того или иного произведения искусства драматически недостаточно технологических (подходит под формат или нет) и эстетических (что бы это ни значило) критериев.

Необходима оценка возможного эффекта его смыслового воздействия. В том числе - и на городскую среду, одним из важных фрагментов которой, кстати, является и идущий по улице невольный зритель.

И при этом не так уж важно, является ли это воздействие преднамеренным или художник просто «так видит».

Виктор Осипов
Благодарим «Институт экономики города»
за информацию о фестивале


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Социальное наступление
Концепт
Перед броском?
Дмитрий Петров
О политике социального наступления и приватизации обременений
Ефим Островский гуманитарный технолог
Почему сегодня важно об этом говорить?
Алексей Чадаев публицист член Общественной палаты
Стратегия
Гонцы эпох
Люди общего дела
Редакция «Со-Общения»
Никто и ничего не сделает за нас…
Геннадий Бурбулис член Совета Федерации Федерального Собрания РФ президент Центра «Стратегия»
Неестественная свобода
Зигмунт Бауман социолог
Практика
Свобода от независимости
Мы дождёмся Третьякова…
Владимир Дубоссарский художник
Корпорации — творческие операторы?
Арсений Мещеряков арт-директор Издательской программы
Секреты потанинской стипендии
Надежда Орлова редактор Центра Общественных Связей
Платить за «хвосты»
Евгений Бунимович председатель комитета Московской
Кто защитит российское образование?
Иван Мельников депутат Госдумы заместитель председателя ЦК КПРФ Председатель Комитета по образованию и науке КПРФ
Актуальный сюжет
Тополиный пух, инновации, конкурентоспособность
О ловле мухи на луне
Пётр Щедровицкий методолог
Оперативный простор
В поисках новой связности?
Нина Матусевич специально для «Со-Общения»
Стратегические коммуникации бизнеса и власти
Станислав Наумов Директор Департамента экономического анализа
Демидовы: властители и заложники большого железа …
Михаил Кутузов Институт регионального развития г. Воронеж
Презумпция бесполезности
Пугалочка
Любовь живуча
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.