Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/5/1/0


Перед броском?

Недавно один из наших подписчиков — видный предприниматель и управленец одной из ведущих российских компаний — в ответ на просьбу об интервью сказал следующее: «Извините, рад бы, но очень занят. Так что, не сердитесь — останусь вашим читателем. Полезное чтение, жаль — порой затягивается. Дела… А вообще ежедневно я читаю только одну газету (он назвал крупное бизнес-издание)… Что поделаешь — актуалка».

Другой подписчик, которого без преувеличения можно назвать видным российским социальным мыслителем и политическим сценаристом, на предложение написать статью, согласился сразу, и… сильно затянул работу. А прислав отличный текст, пояснял в письме: «Сожалею, что не выполнил обещанное в срок — куча текущих дел, рутины, актуалки…».

Актуалка, рутина — непрерывный поток порой важных сведений и событий — заполоняет всё или почти всё. Иногда кажется, что в нынешней жизни главная задача — успеть. Успеть в жёсткие сроки сделать всё что надо: провести переговоры; многое узнать и осмыслить; разработать; создать; продать; купить; разместить; спланировать…

Что? Да что угодно — информацию; ценные бумаги; повестку дня; рекламные идеи; новые назначения; недвижимость; политические стратегии… И главное — время, время, время…

Но многие деятельные и успешные люди умеют вырваться из потока актуалки. И обращаются к темам и проблемам, лежащим за пределами ежедневной деловой траектории. И больше того — органично и с пользой совмещают: с одной стороны — требования момента, а с другой — сюжеты, продлённые во времени, но имеющие к текущему моменту прямое отношение. Они знают: эти сюжеты порой несут в себе неожиданные находки, приобретения, решения…

Впрочем, сказанное — не новость, известно: умение вшивать тактику и оперативное искусство в стратегический контекст есть искусство полководца.

* * *

Да, лидеров индустрий и корпораций — людей, успешно действующих на активно развивающихся рынках — предпринимателей, политиков, государственных деятелей — уместно сравнить с полководцами. Их жизненная практика вполне соответствует знаменитой формуле Коносукэ Мацусита — business is war.

Равно это может относиться и к профессионалам, готовящим решения лидеров предлагая им планы и концепции, а затем — эффективно претворяющим их в жизнь. То есть к тем, кого справедливо сравнить со штабистами и военачальниками.

Такая деятельность требует не только ориентации в конкретных ситуациях, но и соотнесения с более широкими контекстами. Отказ от их учёта часто ведёт к нежелательным последствиям.

Так было с «оранжевой революцией» в Украине, когда ряд политических технологий, разработанных и опробованных ранее, не был использован одной стороной, и оказался успешно перехвачен конкурентами.

Так было и с «монетизацией льгот», когда попытка изменения подхода к одному из важных аспектов отношений между государством и обществом, проведённая с правых позиций , встретилась с вызовом инерции «социальной защиты», доставшейся стране от «красного проекта», менеджеры которого следовали советской аксиоме: «государство отвечает за всё и за всех».

Эта аксиома была крепко усвоена миллионами россиян, а «социальная защита» была превращена в предмет поклонения, в идол, фетиш. Вот уже почти 20 лет его используют не только левые оппозиционеры, но и другие популистские силы и специальные интересы, отрицающие любые начинания и планы правой направленности.

К услугам этих социальных оборонцев целый веер поводов: от природных и техногенных катастроф — до трудовых конфликтов и возмущения обманутых инвесторов. «Приватизируя» угрозы и человеческую боль, они мобилизуют протестные настроения граждан, которым скоро предстоит вспомнить, что они — избиратели.

Часто им прямо указывают врага — это «правительство», «власть», «Кремль», «Путин»...

А в качестве морального и политического основания такого противостояния предлагают пресловутую «социальную защиту». Власть и деловое сообщество огульно обвиняются в пренебрежении благосостоянием граждан. Т.е. всё та же «защита» служит ещё и пропагандистским оружием. Его используют, чтобы, контролируя страхи и чаяния граждан, не дать им услышать простое послание: государство заботится о благосостоянии и качестве жизни людей, но при этом такая забота — есть, прежде всего, их частная задача. Частная в том смысле, что каждый есть часть общества, а его дело — часть общего дела. Строительства новой России.

Но понимают ли это люди? Знают ли? Чувствуют ли себя участниками такого проекта? Практика показывает, что слишком многие всё ещё остаются безучастными.

Поклонники «социальной защиты» утвердились на рубежах, занятых в их сознании, и постоянно поднимают на отпор.

Но — чему? Что пугает поклонников этого фетиша? Что грозит его власти?

* * *

В последнее время политика борьбы с бедностью и национальные проекты стали объектами критики социальных оборонцев. Однако они не приемлют не только эти действия, но и породившее их идейное пространство. Ту систему, где социальная успешность и благосостояние связаны с частной инициативой, с предприимчивостью; самостоятельностью; капитализацией себя и своего дела. Они отвергают систему общего дела республиканской России.

Однако у неё есть много сторонников — людей, состоявшихсяв рыночном обществе и составляющих новый класс, включающий тех самых полководцев, штабистов и воинов рынка, о которых мы говорили в начале статьи. А также — и об этом нельзя забывать — их семьи. Плюс — множество молодых россиян, готовых искать себя в новом обществе и делать его.

Создание такой системы задаст тот самый (хотя и не единственный) продлённый во времени контекст, формируя который они могут успешно осуществлять свои стратегии и тактики. Одна из них — стратегия социального наступления.

Сразу оговорюсь: мы не предъявляем читателю принципиально новое видение — концепт социального наступления предложен не вчера. Но мы берёмся обсуждать и стараться развить его, поскольку считаем, что этого требует с одной стороны — всё та же актуальная ситуация, а с другой — новый класс, способный освоить его и использовать как инструмент социально-политического самоопределения и деятельности. В том числе, в предстоящих исторических событиях — выборах Государственной Думы и нового Президента России.

Именно поэтому мы предлагаем читателю работу Ефима Островского «Политика социального наступления и приватизация обременений». Полагаем, что этот текст, написанный в начале текущего года (и наследующий статье того же автора, написанной на рубеже десятилетий ), послужит ресурсом для тех, кто строит собственную политику, сопрягая её с идеалами и ценностями, и участвуя в жизни страны, не защищаясь от будущего, но продвигаясь и развиваясь в ходе его проектирования . Идём дальше.

Один из «генералов» японской промышленности второй половины XX века.

Насколько она была квалифицированна и организованна — другой вопрос.

«Наступает новая эпоха. Наше время пришло» — см. комментарий Алексея Чадаева и фрагмент этой статьи, опубликованный в журнале «Эксперт» в 2000 году.

Той же задаче (в разной мере) служат и другие материалы этого номера.

Дата публикации: 03:09 | 29.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.