Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Управление повесткой дня / Концепт

Род, страна, история

Как пространство капитализации


Ефим Островский гуманитарный технолог
gost@ropnet.ru
Версия для печати
Послать по почте

В конце минувшего года состоялась традиционная публичная лекция Ефима Островского «Род, страна, история». Лекция прошла в отеле «Националь» при большом стечении слушателей. Мы завершаем публикацию её журнальной версии.

Управленческий класс и сейчас закрытый, и это такая особенность современного общества и его устройства, когда под маской свободы, такой, звериной, на самом деле — собственно, мы это обсуждали всю первую часть — свобода очень условна, чтобы не сказать, что её нет. То же самое касается и многих других сущностей и процессов, например, вертикальной мобильности.

Казалось бы, такая демократичность, размешанность советской системы, из которой мы все выходим, должна была давать какую-то открытость. Но посмотрите реальности в глаза — до какого-то уровня вы растёте, дальше идёт «мембрана», и проникнуть сквозь эту «мембрану» очень трудно.

С другой стороны, сам процесс складывания такой системы — он же не произойдёт ни за год, ни за десять лет. И в этом смысле, да, может быть, когда-нибудь он станет более закрытым. Но само складывание этой системы задаёт скорее повышенную вертикальную мобильность. Почему? Потому что для тех немногих, кто начнёт этот процесс, очень важны будут новые люди рядом, потому что когда вы пытаетесь построить столь масштабный проект, вам нужно его населить.

Мой пафос — это скорее пафос развития вертикальной мобильности, чем её сокращение.

…Тысячи, десятки тысяч вещей мешают нам построить эту систему. Но если их не учитывать, если оставить их пока в стороне, то ничто специфически не мешает нам построить такую модель, в которой мобильность и поступление новой крови была бы заложена.

Но смотрите, важно понимать, что есть правление высшее, есть управление (ниже слоем), есть руководство. Я не думаю, что в случае если такая связность из какого-то количества родов возникнет, она будет заметна невооруженным глазом. Иначе говоря, многие этого даже не заметят. Я же не зря говорил, что, в общем, современное крестьянство — это менеджеры. И для них вообще процесс как был, так и останется.

Многие из вас отлично знают, как сложно входит новый человек в ту или иную предпринимательскую среду — только тогда, когда понятно, что без него не обойтись. Кроме того, это же вход практически в долю, а не на поработать. Сами знаете, как трудно входят дольщики.

И в этом смысле, нельзя сказать, что если мы возьмём и сделаем, как на Западе, то от этого у нас сюда придут западные ценности. Ценностная структура Запада очень сложна и, в общем, для тех, кто работает, для крестьян — для них, в общем, нужна культура работы, про всё остальное им знать не обязательно. Их вовсе не надо затачивать под искусство господства, искусство владения или совладения миром.

…Мы начинаем развивать проект по подготовке из числа мастеров боевых искусств частных наставников для детей, которые могли бы, как это всегда и делали школы боевых искусств, заниматься не обучением «жи-ши» писать с буквой «и» и не тому, сколько будет дважды два, а тому, что такое «быть».

Несколько дней назад руководитель моего научного секретариата прислал мне рецензию на очередную американскую книгу, вышедшую в поле новых экономических теорий, где два автора — не вспомню сейчас их имен — обещают нам следующую экономику — после экономики переживаний — как экономику трансформаций, экономику, продукт которой есть клиент1. Клиент есть продукт. И апеллируют к очень многим росткам, которыми уже сегодня эта экономика присутствует в нашей жизни. Кстати, упоминают там и боевые искусства.

Но мы думаем, что этот проект — проект капитализируемый; и в качестве идеологической среды для него вы видите: наши американские соседи уже готовят нам идеологическое пространство.

Наконец, — я только краем коснусь этой темы, поскольку вся моя прошлая лекция была посвящена ей, а она опубликована — наконец, мы намерены как можно развернутее организовать работу с таким специфическим медийным средством, как бренд. Напомню вам, что в прошлом году мы обсуждали очень важный, на мой взгляд, тезис. Тезис о том, что любой бренд — это такое же медиа, как телеканал, или газета, или радио, или книга, только гораздо более эффективный. Почему — потому что он имеет обратную связь.

Именно тогда мы обсуждали смыслопроводящие товаропотоки, говоря о том, что если вы транслируете некий смысл с помощью бренда — только смотрите: смысл сначала, а бренд потом, когда товар служит у вас носителем смысла, а не смысл продвигает товар — то у вас есть обратная связь, вы точно знаете, продвинули вы его или нет. И это вам позволяет лучше тактически чувствовать реальность, с которой вы взаимодействуете, которую вы преобразовываете. И в этих трёх измерениях нам интересны соинвесторы, клиенты, заказчики, партнеры.

…Что же касается брендинга, промоушена и дизайна, то, во-первых, если мы хорошо знаем историю этих понятий, то мы скажем: «Вообще-то достаточно одного слова: дизайн». В некотором смысле.

Теперь, зачем нам нужно слово «промоушн», оно же «пропаганда», на самом деле? Только для того, чтобы задать пространственную метафору для пространства знакоткани, то есть для виртуального пространства.

В этом, собственно, на мой взгляд, единственная его функция, всё остальное потом придумано в ПТУ, чтобы обучать в ПТУ манагеров. Все слова очень простые. Сложные, конечно, но при этом, когда добрался до сложности, выясняется, что буддизм — это очень просто, а всё остальное придумывается, чтобы мучить студиозов и ПТУшников.

У нас регулярно в одном из московских ресторанов уже давно проходит такой семинар, и обсуждаем мы тему брендинга. Причём по шесть часов в день — это мы, действительно, не поужинать встречаемся, а потом называем семинаром, а сидим по шесть, по восемь часов. И некоторые едят в это время, а некоторым вообще не до еды.

Так вот, мы обсуждали как раз на последнем таком семинаре, что для того, чтобы обсуждать брендинг, надо, прежде всего, положить на его место какое-то другое слово. Потому что это слишком затасканное сейчас слово — слишком все всё понимают про это, этому уже учат в управленческих ПТУ, в американских и даже в наших уже — все, уже куча людей, которые знают, что такое брендинг, расскажут вам десятью разными способами.

И в этом смысле, например, я, для того чтобы понять, что такое бренд, использую вот это такое придуманное понятие «смыслопроводящие товаропотоки». Вот оно мне помогает, я после этого понимаю, о чём идёт речь. Или, например, развитая система общественных связей. Развитие общественной связности — это брендинг. А смыслопроводящие товаропотоки — это, собственно, его несущая схема.

Ну, и третье, что для меня важно: что бренд — это медиа, медийная форма. Многие думают, что бренд движется по медиа. Я утверждаю: нет, бренд и есть медиа.

Вообще схема смыслопроводящего товаропотока кольцевая. Это факт. Если бы сегодня был предусмотрен такой дискурс со схемами, я бы нарисовал вам схему СПТП: она круговая, четырехсекторная. Но именно в этом его ценность: он имеет в себе обратную связь. И он может спирально развиваться.

Пока поставлю многоточие, иначе мы просто утомим тех, кому это неинтересно. Если помните, год назад я заканчивалтем, что, в общем, собираясь раз за разом уже пять, а теперь уже шесть лет, неплохо бы чего-нибудь и сделать. Мы начинаем набрасывать кроки2 того, что могло бы быть сделано.

Я перебираю свои записки. Как говорят опытные лекторы, у выступающего должно быть в голове в десять раз больше содержания, чем он выложит в лекции. Я тоже хочу быть похожим на опытного лектора, поэтому тезисов у меня 27, а комментировал я явно только два.

Я надеюсь, что я остался понят, и надеюсь, что принес здесь присутствующим пользу. Потому что нет ничего более важного для выступающего, для говорящего, чем то, чтобы его слова приносили пользу. Спасибо.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Управление повесткой дня
Концепт
Трудный путь в субъекты
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Докладывайте
Редакция «Со-Общения»
Сценарии на российском рынке
Дмитрий Петров главный редактор журнала «Со-Общение»
Наша цель — национальный диалог
Иосиф Дискин сопредседатель Совета по национальной стратегии
Стратегический доклад
К великой и справедливой России!
Введение. «Преемник против преемственности»
Рамки преемственности
Государство или смерть
Александр Ципко политический обозреватель «Литературной газеты»
Императив национальной стратегии — великая и справедливая Россия
Без сливок и сиропа
Сергей Кара-Мурза профессор член Союза писателей России
Стратегический поворот
«…КПРФ озвучила эти предложения лет 10-15 назад…»
Олег Куликов Член президиума секретарь ЦК КПРФ
Прозрачная преемственность
Гражданское общество и создание условий прозрачной преемственности
Преемственность политики VS критика курса
Антропологические размышления на полях
Александр Попов научный директор Открытого корпоративного университета «Школа
Оперативный простор
Простор для поисков и вопросов
Главный вопрос
Виктор Осипов Агентство Эффективной Культуры
Рецепт управления развитием?
Вызов шаблонам повседневности


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.