Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/4/3/1


Сценарии на российском рынке

В России публикуется всё больше открытых стратегических докладов. Порой эти тексты заметно влияют на политико-информационные процессы. Кто их производит и продвигает? Зачем? Каковы технологии их производства? Как с ними работать?

— С площадей всё это, наверное, иначе виделось.

— А что можно увидеть с площадей?

Андрей Лазрачук, Михаил Успенский

Фабрики мысли — это производства. Предприятия особого типа. Их задача — содействовать принятию решений. Пользователи их продукции — государственные деятели и учреждения, корпорации, партии, их объединения. Фабрики мысли создаются либо по воле заказчиков их продуктов (и работают на них), либо — по инициативе частных лиц (и ищут успеха на рынке сценариев и стратегий — одном из секторов рынка гуманитарных технологий).

Их продукт — текст, содержащий аналитические данные и стратегические рекомендации. Он может иметь форму устных консультаций, лекци, семинаров, специальных игр, справок и записок, закрытых и публичных статей и докладов1 .

Как предприятия, фабрики мысли (независимо от того, есть у них или нет собственная стратегическая/идеологическая программа) стремятся обеспечить себя стабильными контрактами. Для расширения спроса на производимые продукты, они продвигают свои бренды, часто используя как маркетинговый инструмент публичные выступления и дискуссии и предлагая те или иные темы для внесения в повестку дня.

Стратегические доклады и повестка дня

На российском рынке стратегий и сценариев предложение превышает спрос. Число заказчиков, готовых платить адекватную цену 2 за интеллект сравнительно невелико. Конкуренция остра. Особенно сложно тем, кто претендует на место в числе разработчиков национальной стратегии и повестки дня.

Не секрет: те, кто формирует повестку дня — управляют процессами идущими в обществе. Зная это, центры идеологического влияния продвигают в центры принятия решений свои картины мира, чтобы добиться включения в число субъектов повестки дня. И, как следствие, повысить рыночную стоимость своей продукции и бренда. Стратегические доклады3 — документы, несущие в себе такие картины мира.

При этом конкуренция побуждает их авторов выделяться из ряда других претендентов на внимание. Не случайно звучание слова «доклад» указывает на то, что докладчик добавляет новое знание к тому, которым располагает адресат. Поэтому авторы стремятся, во-первых — предлагать новый взгляд на ситуацию, на угрозы/преимущества, на средства отведения угроз и реализации преимуществ; а во-вторых — акцентировать конфликт.

Это удаётся не всегда. Так, в докладе СНС «Национальная повестка дня и национальная стратегия: контуры преемственности»4 конфликт предъявлен не слишком убедительно — как противостояние сторонников Великой и Справедливой России и неких апатридов. При этом не приводятся ни способы деятельности, ни идейные основания, ни другие характеристики сторон. Возникает впечатление, что речь идёт о битве хороших с плохими, добрых со злыми, порядка с хаосом, света с тьмой. Однако для подобных противоборств обычно используются другие площадки. Похоже, такой конфликт выглядит чересчур абстрактным для внесения в повестку дня…

Производство

Итак, фабрика мысли — это производство. И чем качественней задействованный в нём смысловой, интеллектуальный и дизайнерский ресурс, тем выше конкурентоспособность продукта и предприятия.

Фабрики мысли часто публикуют детали подготовки докладов — информацию о методиках 5, исследованиях и консультациях. Нередко они прибегают к необычным ходам, например — вводят в доклады приёмы взятые из художественной литературы. Так, в «Доклад по проекту 2020» (производитель — Национальный разведывательный совет США) включены вымышленные «документы из будущего» — письмо внука Бен Ладена; расшифровка беседы торговцев ядерным оружием; фрагменты дневника Генерального секретаря ООН и т.д..

Это оживляет текст; помогает читателю ощутить себя в будущем; указывает на то, откуда исходит угроза и что следует делать, например — финансировать (через инвестиции, налоги или пожертвования) политику, направленную на отпор опасности.

Положения докладов часто иллюстрируются привлекающими вниманиеи поясняющими его положения фотографиями, рисунками, таблицами…

Но это — не главное. Авторы докладов, стремящиеся к высокой эффективности, опираются в своих трудах на те или иные ценности, транслируя их пользователям, для которых они порой более важны, чем данные и прогнозы. Можно предположить, что рыночная стоимость этих документов (в чём бы она не выражалась) в своей изрядной части формируется именно их смысловой, идейной составляющей и в значительной мере повышает их конкурентоспособность.

Продвижение

Приёмы авторов докладов при их производстве и продвижении определяются ценностями, задачами и интересами заказчиков и самих производителей, понимающих, что мало назваться фабрикой мысли — важно чтобы это признал рынок.

Стратегии и сценарии могут приобретаться и эффективно использоваться главным образом субъектами социально-политических процессов. Поэтому они, в первую очередь, адресуются элитам и распространяются, например, через чиновников и советников, близких к потенциальным пользователям. Есть и более изощрённый способ продвижения — распространение слухов о документе.

Другой путь — проведение круглых столов и более широких дискуссий, с целью переноса обсуждения в экспертное сообщество. Похожий эффект могут дать публичные и кулуарные презентации доклада в ходе форумов, организованных другими инициаторами и по другим поводам.

В соседнем ряду стоят упоминания доклада и производителя, цитирование в СМИ, пресс-конференции, публикации о документе и интервью с его авторами. Вплоть до организации их участия в телевизионных ток-шоу6 , которые в центрах принятия решений принято замечать.

Перечислять техники продвижения доклада можно вплоть до его публикации на сотнях сайтов и Живых Журналов, однако, в конечном счёте, его успех зависит от того, удалось или нет превратить адресатов в пользователей.

Использование

Стратегические доклады обнародуют, стремясь продвинуть на рынке производителя и продукт; решить специальные задачи заказчика; и т.п.. Что же касается читателей, то они оценивают не только содержание текстов. Часто им важно знать: что представляют собой его производители — в идейном, интеллектуальном, профессиональном, хозяйственном и даже личностном измерениях. Кроме того, читатель (если доклад заказал не он) может стремится выяснить: для кого подготовлен документ и зачем был обнародован.

Возможно — чтобы отследить реакцию деятельных сограждан на некий план. Или — сформировать в общественном мнении особое отношение к неким политическим и социальным проблемам и группам. 7 А то и — отвлечь внимание СМИ и их аудиторий от тех или иных политических или хозяйственных операций — побудить их обсуждать доклад, а тем временем осуществить свои — скрытые — сценарии.

Вероятен и вариант, когда предлагается действительно новый проект, образ будущего и средства его воплощения. Тогда задача — вовлечь массы в его осуществление.

Читатель понимает, что производители стараются побудить его присоединиться к одной из сторон описываемого конфликта. А именно — к той, которую занимают авторы. И вот уже они на одной стороне! Но читатель хочет знать, насколько этот конфликт отвечает его ценностям и интересам. И можно ли использовать его как один из перечисленных инструментов — как тест, указание на врага, отвлекающий манёвр и т.п.. При этом анализируется не только сам текст, но и то, что в нём не сказано. И порой выясняется, что за его пределами остались именно вопросы актуальные для читателя. Тогда он лишь учитывает тематику доклада, не включая её в свою повестку дня.

Такой читатель напоминает кроссвордиста, разгадывающего сложный кроссворд. Он не обращает внимания на случайные подсказки. Но тех советников без которых не обойтись — слушает очень внимательно.

1 Впрочем, подготовка стратегических докладов может включать все эти формы деятельности, в том числе разноплановые и разнообразные исследования.

2 При этом речь идёт не обязательно о деньгах.

3 Описание общей структуры стратегического доклада дано в статье «Докладывайте». «Со-Общение», текущий номер.

4 «Со-Общение», текущий номер.

5 От методологии исследования, как известно, во многом зависит его результат.

6 Новостные передачи, как правило, менее эффектны и эффективны, но тоже подойдут.

7 Так можно описать задачу доклада СНС «Государство и олигархия» (2003 г.), хотя прямых ссылок на его заказчиков нет.

Дата публикации: 09:28 | 18.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.