Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/4/2/9


Гражданское общество и создание условий прозрачной преемственности

В оставшиеся два года до президентских выборов необходимо принять ряд мер, направленных на поддержание перехода к новому механизму общественного развития, формирование модернизаторской коалиции. Эти меры должны расширять национальный консенсус, формировать убеждение в твёрдости модернизаторских намерений руководства страны.

Учитывая специфику современного этапа, эти меры должны быть направлены на решение ключевых проблем российского государства, придание импульса демократическому развитию страны.

Специфика этих мер состоит в том, что инициатива должна принадлежать гражданскому обществу, экспертному сообществу. СНС считает своим долгом внести вклад в эти инициативы.

К приоритетным шагам следует отнести повышение доверия к судебной системе. Ключевая задача легитимации российского государства — поиск реальных ресурсов повышения доверия к ключевым институтам государства. Краеугольный камень — судебная система. Без повышения доверия к судебной системе нет шансов двигаться дальше в развитии государственно-политической системы, наращивании эффективности хозяйственных механизмов.

Задача совершенствования судебной системы может сплотить широкую коалицию ответственных сил России. Она непосредственно связана с включением в национальный консенсус ценности социальной справедливости, т.к. без честного и беспристрастного суда справедливость — пустой звук.

В первую очередь речь должна идти именно о повышении доверия, т.к. по оценке экспертов, мнение населения о судебной системе существенно хуже, чем практика её работы. При сохранении презумпции тотальной коррумпированности судебной системы бесполезно начинать какое-либо реформирование этой системы. Оно, вне зависимости от реального содержания, будет дискредитировано и, следовательно, не даст результата.

Повышение доверия требует совместных усилий гражданского общества и судебной системы. Гражданское общество должно показать свою готовность предоставить судебной системе шанс на самоочищение. В то же время, изменение положения невозможно без изменения нравственнойатмосферы внутри самого судейского корпуса, преодоления им самоощущения «осаждённого стана», агрессивного отпора любым, даже самым доброжелательным попыткам изменить ситуацию. Должны быть созданы механизмы поддержки усилий активной и нравственно чувствительной части судейского сообщества, направленные на создание атмосферы нетерпимости к тем судьям, которые бросают тень на судейскую мантию. Эти задачи необходимо решать безотлагательно, в особенности, если вспомнить, что сейчас представителями власти выдвигаются предложения по ограничению независимости судей.

Общественно-государственная поддержка муниципальной реформы

Значение муниципальной реформы для создания нормальных условий жизнедеятельности населения страны, развития демократии в России ставит её в центр усилий гражданского общества, всех ответственных политических сил.

Сейчас уже не время критиковать прежние ошибки. Гражданское общество должно сплотиться в решении подлинно общенациональной задачи. Задача — создать действенное массовое движение в поддержку муниципальной реформы, консолидирующее действие которого может многое изменить в общественно-политической жизни России.

Новым национальным проектом должно стать развитие системы муниципального управления. Учитывая специфику проекта, лидерство здесь должно принадлежать гражданскому обществу. Представляется, что руководство разработкой этого национального проекта должно быть возложено на Общественно-государственный совет, возглавляемый на паритетных началах представителями Общественной палаты, Конгресса муниципальных образований и Правительства РФ.

Национальный проект должен быть утвержден Указом Президента РФ. Это должно подкрепить реализуемость поставленных в нём задач, обеспечить ресурсное обеспечение проекта.

Успех этого проекта может оказать комплексное воздействие на функционирование всей государственной и социальной системы страны, убедить народ страны в возможности более справедливой и успешной жизни.

Социальное государство и социальная справедливость: целостная государственная политика

Конституция страны установила, что Российская Федерация — социальное государство. Президент России в своём Послании определил справедливость — как «открытие широких и равных возможностей развития для всех, успеха для всех, лучшей жизни для всех».

Однако длительное время в руководстве страны доминировал «реактивный» подход к решению социальных проблем, ориентированный лишь на снижение уровня социального напряжения. Для изменения этой ситуации необходимо развивать конституционные принципы и обязательства государства по практической реализации принципов социальной справедливости. Здесь, в первую очередь, необходимо упорядочить социальные обязательства государства, устранить внутренние противоречия в подходах и обеспечить концептуальное единство в реализации социальных программ.

В соответствиисо сложившейся в нашей стране законодательной практикой, решение данной задачи предполагает разработку и принятие Социального кодекса РФ.

Совет по национальной стратегии готов представить соответствующие концептуальные наработки.

* * *

Предлагаемые меры должны постепенно преодолевать широко распространённые в российском обществе представления о несправедливости общественного устройства. Это, в свою очередь, будет упрочивать легитимность существующей власти, её основных институтов.

* * *

Совет по национальной стратегии, представляя обществу Доклад «Национальная повестка дня и национальная стратегия: контуры преемственности», призывает к диалогу всех, кто искренне заинтересован в процветании нашего народа, в Великой и Справедливой России.

Дата публикации: 03:42 | 19.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.