Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/4/2/4


Императив национальной стратегии — великая и справедливая Россия

Анализ насущных задач, стоящих перед Россией, показывает, что у страны есть лишь один позитивный сценарий, он же императив национального развития — «строительство Великой России». Отказ от него ведёт к крайне негативным последствиям для будущего страны, граничащим с национальным крахом. Налицо простой и драматичный выбор: либо Россия станет Великой, либо она просто исчезнет с мировой карты как значимый геополитический, национально-государственный и социально-экономический субъект.

Путь к величию России начинается с нового понимания сути этого величия. В XXI веке оно уже не может базироваться лишь на военной мощи, на угрозах соседям, подавлении свобод и активности собственных граждан.

Великая и Справедливая Россия сегодня — самостоятельный выбор страной своей судьбы; процветание свободного народа; нравственно-этическая консолидация общества; твёрдое отстаивание собственных интересов и стратегии развития; эффективное демократическое государство, пользующееся доверием и поддержкой своих граждан; общественная система, успешно реализующая способности и дарования личности, квалификацию, трудолюбие и упорство народа; экономика, эффективно использующая все имеющиеся ресурсы страны; качественная и современная военная компонента государства.

Справедливое общество

Прошедшие десятилетия серьёзно изменили базовые представления о справедливости. Сегодня уже невозможен прежний традиционалистский, уравнительный подход к справедливости. Одновременно неприемлем и подход, связанный лишь с формальным равенством прав, но не затрагивающий условия их реализации.

Новое понимание социальной справедливости развития исходит из следующих принципов:

Солидарность всех, считающая нравственно недопустимым, когда сограждане бедствуют, а меньшинство утопает в роскоши.

Гарантии слабым — тем, кто, действительно, в силу объективных обстоятельств, при любом старании, не может самостоятельно решить свои жизненные проблемы. Одновременно неприемлем любой социальный паразитизм, злоупотребление принципом солидарности, траты ресурсов обществана нужды тех, кто вполне может обойтись без его поддержки.

Поддержка активных — тех, кто способен и хочет самостоятельно решать свои жизненные проблемы, готов много и упорно трудиться, использовать свои знания и талант, но для этого нуждается в стартовой помощи. Социальная справедливость и эффективность требуют последовательного наращивания поддержки социально-экономической активности населения. Создание социального комфорта для наиболее активных слоёв российского общества — главный приоритет общественного развития, квинтэссенция нового понимания социальной справедливости.

Ответственность богатых за своё общественное поведение, прежде всего, за попрание норм общественной морали, на которое остро реагирует большинство.

Национальная ответственность бизнеса связана с осознанием своей особой роли в развитии страны и непреходящей социальной ответственности. Под социальной же ответственностью бизнеса мы понимаем набор следующих факторов: установление высокого уровня оплаты труда работников, не подрывающего конкурентоспособность бизнеса; реализацию социальных программ, создание возможно комфортных условий труда. Такая ответственная позиция бизнеса откроет дорогу для его социальной интеграции, общественной консолидации, утверждения в обществе единых принципов социальной справедливости.

Важным социальным приоритетом должно стать формирование ясных ориентиров вертикальной мобильности. Необходимо утвердить в общественном сознании и на практике принципы меритократии: заслуга, реальный вклад — основной источник социального статуса, материального и морального вознаграждения.

Такой социальный механизм обеспечит возрастание доли самодостаточного населения, позволит увеличивать объём «национального пирога» — ресурсов для повышения социальной защищённости бедных, искоренения бедности. Утверждение принципов социальной справедливости — основной ресурс легитимации государственно-политической системы страны.

Социальная справедливость — необходимый элемент Великой России. Сегодня без справедливости — нет подлинного величия России.

Новое качество нации

Последовательная реализация принципов социальной справедливости развития — путь к сбережению народа и новому качеству нации. Преодоление депопуляции требует осознания тесной связи демографического поведения с ценностными ориентирами большинства населения. Увеличение рождаемости напрямую связано с преодолением гедонистического морока. Социальный оптимизм россиян уже привел к росту рождаемости. В обществе необходимо утвердить культуру многодетности, прочно связав её с жизненными смыслами и стратегиями большинства россиян. Воспитание и современные технологии должны снять с России позорное пятно — мировое лидерство по числу абортов. Государство должно разработать набор экстраординарных мер, чтобы все желающие рожать детей женщины имели такую возможность, — как медицинском, так и в социальном аспекте.

Необходимо вернуть принцип — всё лучшее детям, создав для этого современные общественно-государственные механизмы. Открытие специализированных центров, покупка и внедрение передовых технологий должны поддержать тенденцию сокращения детской смертности. Государство, вместе с меценатами, обязано создать развитую систему фондов поддержки семьи. Это фонды, в первую очередь, ориентированные на поддержку семей, которые сами не могут создать детям необходимые условия. Важно при этом обусловливать предоставление помощи лишь семьям, обеспечивающих здоровый образ жизни и социальную интеграцию своих детей.

Рост качества нации, принципы справедливого развития требуют, чтобы государство создало честную систему поиска и отбора молодых талантов в различных областях науки, искусства и спорта среди детей в малообеспеченных семьях, создание государственной сети специализированных школ воспитания подлинной российской элиты. Одновременно необходимо сформировать у подрастающего поколения систему здоровых жизненных установок, ориентированных на качественное образование, на социальную интеграцию, благосостояние и успех. Общеобразовательная школа призвана сохранить накопленные традиции, дополнить их новым содержанием образования, тесно связанным с требованиями реальной жизни. Также нужно соединить усилия государства и общества для воссоздания системы внешкольного воспитания и досуга, способной стать действенным инструментом социальной интеграции и самореализации подрастающего поколения.

Сохранение нации неразрывно связано с оздоровлением жизни, с кардинальным снижением алкоголизма и наркомании. Бытовые убийства, дорожные катастрофы, отравления некачественным алкоголем, а также связанные с алкоголизмом и наркоманией заболевания — причины сверхсмертности среди молодых генераций россиян. Нужны цивилизованные меры, повышающие барьеры доступа к алкоголю и исключающие доступ к нему подрастающих поколений. Решению всех этих задач могли бы способствовать инициативы и активные усилия Общественной палаты, члены которой обладают большим социальным кругозором, чем наши законодатели.

Однако всё время нужно помнить, что главное условие формирования позитивных ориентиров молодёжи, её социальной интеграции — включение механизмов вертикальной мобильности, о которых говорилось выше: создание новых рабочих мест для молодёжи (особенно в малых городах, посёлках и деревнях), обеспечение карьерного роста и достойного вознаграждения труда.

Экономика: энергетическая сверхдержава, мобилизация социальных и интеллектуальных ресурсов

Новое качество развития предполагает переход к новой органичной модели функционирования экономики, способной реализовать все имеющиеся ресурсы страны, мобилизовать социально-политическую и предпринимательскую активность тех сил, поддержка которых обеспечивает динамичное и эффективное экономическое развитие.

Необходимые условия — дееспособность государства, создание системы институтов, способных на деле регулировать экономическиеотношения; формировать мотивацию всех субъектов хозяйственной жизни на решение национальных задач экономического развития.

Стратегическая задача — завоевание Россией комфортного места в международном разделении труда, позволяющее реализовать её главные конкурентные преимущества: передовое высшее естественнонаучное и техническое образование, разносторонний научный потенциал, технологические заделы и промышленные производства в ряде перспективных секторов экономики, а также огромные природные ресурсы.

Реализация конкурентных преимуществ России требует существенной структурной перестройки экономики.

России бесполезно стремиться к роли «мастерской мира», производящей товары массового спроса. Это ведёт лишь к неприемлемо низкому уровню оплаты труда.

Ключевые задачи структурной перестройки: завершение строительства энергетической сверхдержавы и становление России как «мирового технологического центра», способного превращать фундаментальные и прикладные исследования в промышленные образцы технологий и продуктов.

Достраивание энергетической сверхдержавы означает не только разыгрывание привычной козырной карты роста добычи и диверсификации экспорта углеводородов, но и задействование всех других доступных энергетических ресурсов страны.

Эффективное использование природных, в первую очередь, углеводородных ресурсов страны ещё долго, два-три десятилетия, будет оставаться прочным фундаментом для экономического развития России, служить «магнитом» иностранных инвестиций. Важно не упустить это время, а выстроить стратегию последовательного превращения природного потенциала в фундамент для экономического прорыва, структурной перестройки экономики, стимулирования высоких темпов роста. Условие тому — повышение эффективности недропользования. Статус энергетической сверхдержавы должен подкрепляться впечатляющим ростом разведанных запасов углеводородов. Вложение в геологоразведку должно стать одним из приоритетов бюджета. Одновременно нужны сильные стимулы для частных инвестиций в прирост запасов. Геологоразведка, с её высокими рисками, должна стать очень выгодным бизнесом.

Среди ещё слабо задействованных ресурсов энергетического потенциала следует выделить ядерную энергетику, где имеются уникальные технологические заделы и большие возможности высокотехнологического экспорта. Ядерная энергетика, энергетический комплекс в целом — огромный резерв развития высоких технологий, поддержания спроса на фундаментальные исследования.

Необходимое условие структурной перестройки — «подтягивание тылов», приведение национальной инфраструктуры в соответствие с требованиями развития отечественной экономики. Здесь лидерство, безусловно, остаётся за государством. Настоятельно необходимо разработать Генеральную схему развития национальной инфраструктуры и методологию реализации целевых программ по отдельным её компонентам. За короткий срок должны быть построены крупные трубопроводные системы, морские порты, железные дороги и линии электропередач, восстанавливающие единую энергосистему страны.

Большая традиция России, требующая очень бережного отношения — поддержание на мировом уровне фундаментальной науки, научно-технического образования, классического искусства. Благоприятная сырьевая конъюнктура должна быть использована для национального инновационного прорыва. Тон здесь начинают задавать крупнейшие государственные и частные корпорации. РЖД, РАО ЕЭС, Газпром, Норникель — уже реализуют масштабные научно-технические программы, стимулирующие инновационную динамику страны.

В среднесрочной перспективе необходимо создать динамичный высокотехнологичный сектор экономики, который будет оказывать значимое влияние на структуру и темпы её роста. Ключевая проблема — поиск и оценка перспектив коммерциализации научных достижений. Создаваемый государственный венчурный фонд должен сосредоточиться именно на этой задаче. Серьёзная причина нашей инновационной слабости — нехватка высокопрофессиональных менеджеров. Стоит пойти на радикальную меру: пригласить наших соотечественников — состоявшихся менеджеров западных инновационных компаний возглавить частно-государственные венчурные фонды.

Актуальная задача структурной перестройки — поддержка отечественного тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, имеющего значительный потенциал развития. Заказы ТЭКа и остального сырьевого сектора отечественному машиностроению обеспечат его рост и повышение конкурентоспособности. Нужно энергично поддержать отечественных экспортёров, использовав предоставление государственных связанных и экспортных кредитов, гарантий, грантов на то, чтобы наши товары и услуги достигали экспортных кондиций.

Часть структурной перестройки — государственная поддержка секторов экономики, ориентированных на внутренний рынок. Главный ресурс — активная политика доходов, прежде всего, опережающего роста низкодоходных групп населения. Следует активно искать механизмы защиты отечественного рынка, допустимые правилами ВТО.

В рамках структурной перестройки следует пересмотреть механизм формирования и использования Стабилизационного фонда. Вряд ли разумно откладывать эти резервы на «чёрный день», когда он уже давно наступил для национальной инфраструктуры, ЖКХ, фундаментальной науки. Ресурсами фонда будущих поколений вполне может стать прирост запасов углеводородов,ценного рудного сырья, развитие объектов инфраструктуры (энергетики, порты, нефтеи газопроводы). Эти вполне ликвидные богатства не боятся инфляции.

Ключевая проблема экономического развития России — упрочение институциональной среды. Необходимо преодолеть оторванность государственных мер от условий реальной жизни, стимулировать активность и предприимчивость, эффективность деятельности основных экономических агентов. Нам нужны не «либеральные», а практичные и полезные институты. Только укоренение экономических институтов, активный анализ правоприменительной практики, соответствующая корректировка норм, повысит доверие к этим институтам, позволит «сжать» теневой сектор экономики.

Важной характеристикой институциональной системы является легитимация собственности, которая одновременно выступает важным критерием социальной интеграции российского бизнеса. Процесс легитимации частной собственности в нашей стране, прежде всего, крупного и среднего бизнеса, вероятнее всего, займёт целый период исторического развития России. Завершение этого процесса позволит бизнесу занять место в социально-политической структуре России, соразмерное его экономическому влиянию.

Мощный ресурс развития — мобилизация социального потенциала страны, социально-экономической активности, предприимчивости и инициативы населения России. Для развития малого бизнеса, наряду с развитием институциональной среды, необходимо создать систему привлечения населения к предпринимательской деятельности, включающую обучение, информационную систему, разветвлённую систему лизинга и кредитования. Также должна быть обеспечена политическая поддержка — создание института уполномоченных по защите прав бизнеса при главах исполнительных органов власти всех уровней.

Критичным для роста эффективности и конкурентоспособности отечественной экономики является недостаток менеджмента, способного к рыночному прорыву. Также необходима ускоренная селекция руководителей высшего и среднего звена с использованием национальных и корпоративных конкурсов, с предоставлением грантов для компаний, разрабатывающих свои стратегии роста эффективности на конкурсной основе.

Демократизация общества

Один из стратегических приоритетов — последовательная демократизация общественной и государственной жизни. Без демократизацииневозможен поворот к Великой и Справедливой России. Демократия нужна России не для отчёта перед Западом, а для свободного самоощущения россиян, для создания чистого нравственного климата в стране, для честной конкуренции политических сил, подлинно представительной политической системы, для формирования обновлённой элиты, способной проложить путь к новому величию страны.

Нам нужна демократия, укоренённая в почве народной жизни, обращённая к актуальным ценностям и интересам большинства россиян. Демократический процесс должен шаг за шагом расширять реальное пространство свобод личности, укоренять ценности свободы, сращивать их с историческими традициями и культурными ценностями России. Демократические механизмы призваны подчинить деятельность государства интересам граждан страны.

Запад, долго призывавший нашу страну к общей борьбе с тоталитаризмом, а затем потребовавший геополитические контрибуции за победу в «холодной войне», утратил моральное право учить Россию демократии. Демократизация России возможна лишь на основе усилий самого народа, роста его политической активности и социальной ответственности. Но это неразрывно связано с демократизацией государства, его открытостью, готовностью к диалогу, с чёткой публичной регламентацией норм его функционирования и постоянным общественным контролем, с проведением содержательной административной реформы.

Современное общественное развитие страны, самостоятельность и активность её граждан, реальные меры, направленные на рост дееспособности государства, уже не совместимы с режимом «управляемой демократии». Критерий демократизации — расширение участия граждан в демократическом процессе, рост их доверия и поддержки всей системы государственных институтов.

Современная политическая система нежизнеспособна без энергичной содержательной оппозиции, способной выявлять и делать предметом общественного обсуждения дефекты социально-политического и государственного механизма, предлагать альтернативные решения актуальных проблем. Государство, осознающее свою ответственность за судьбы демократии в России, должно не просто «терпеть» оппозицию, но стимулировать её развитие, расширяя уважительный диалог с её представителями.

Безусловно, важным направлением демократизации должно стать расширение свободы СМИ. Важно не только прекратить государственное давление на СМИ, но и ограничить манипулирование медиа ресурсами со стороны их хозяев. Возможно, здесь оказались бы полезны некоммерческие фонды как гаранты исполнения закона о СМИ, их прозрачного и стабильного финансирования. Приметой нового уровня демократизации должен стать закат «медиакратии» — сосредоточения огромных ресурсов влияния в руках узкого круга владельцев и топ-менеджеров СМИ, устанавливающих «теневые» нормы информационной политики. Острой социальной проблемой становится повышение ответственности журналистов, искоренение практики «заказных» публикаций, «теневой» политической рекламы и, напротив, блокирования «нежелательных» материалов. Важная роль в создании новой системы отношений СМИ, государства и общества принадлежит Общественной палате, призванной стать арбитром, устанавливающим климат взаимного доверия.

Ответственное государство

Необходимым инструментом национального развития является государство, ответственное не только за решение проблем, стоящих сегодня перед страной и обществом, но и ясно осознающее грозные вызовы будущего, готовое принять ответственность за подготовку страны к ответу на эти вызовы. Однако сегодняшнее, всё ещё, во многом, «приватизированное» олигархами, государство не способно взять на себя эту миссию. Не оправдывает себя подход, ориентированный на сокращение роли государства, который прикрывают угрозой роста коррупции. Но лекарство — хуже болезни. Прорыв к будущему величию России требует качественно нового, эффективного государства.

Исторический опыт показывает, что формирование такого государства — больше чем правовая и экономическая задача. Для этого нужны также прочные нравственно-этические рамки, способные оказать моральную поддержку государственным нормам и институциям.

Стратегический ориентир государства — упрочение общественного доверия к его институтам, нормам и практике, — что есть необходимое условие его эффективного функционирования. Важный источник такого доверия — живое нравственное чувство россиян, способное стать основой для прочной государственной морали.

Ключевое направление совершенствования государственного аппарата — целенаправленное создание «российской бюрократии». Следует разъяснять отличие современного «номенклатурного» государственного аппарата от классической бюрократии: это чёткая регламентация, публичная ответственность, ясные механизмы продвижения, социальные гарантии. Первый этап — выстраивание иерархии персональной ответственности руководителей за результаты порученной им работы. Должны быть существенно расширены права руководителей в рамках установленной компетенции. Усиление персональной ответственности, сокращение бесполезного документооборота — всё это становится существенным источником сокращения госаппарата, приближения его к реальным нуждам народа.

Восстановление доверия к государству невозможно без отказа от новой «неприкасаемой номенклатуры». Один крупный провал или ряд мелких неудач в решении государственных задач должен неумолимо вести к отставке, что должно быть прокомментировано публично. Любые исключения из этого правила ведут к эрозиигосударства.

Федерация равных возможностей

Развитие федерализма в России — важный ресурс развития отечественной демократии. Сегодня в России столько демократии, сколько в ней федерализма и муниципализма.

Действия федеральной власти в рамках Конституции и в соответствии с духом федерализма позволят России преодолеть колебания, отказаться от элементов унитаризма, от необоснованного вмешательства Центра в компетенцию субъектов Федерации. Все законодательные нормы должны пройти экспертизу на предмет их соответствия основополагающим принципам российского федерализма и приведены в соответствие с задачами стимулирования инициативы и самостоятельности регионов страны. Здесь была бы очень полезна независимая экспертиза Общественной палаты.

Гарантия федерализма в России — незыблемость принципов межбюджетных отношений. Для эффективного развития бюджетного федерализма необходимо законодательно закрепить процедуры реализации полномочий, отнесенных Конституцией к предметам совместного ведения. Укрепление финансовой самостоятельности регионов явится стимулом к росту их инициативы и предприимчивости, к мобилизации внутренних ресурсов.

Укрепление страны и государственности посредством развития федерализма требует изменения порядка формирования верхней палаты парламента. Для того, чтобы Совет Федерации действительно отражал интересы российских регионов, необходимо вернуться к прежней модели: формированию Палаты из глав администраций и глав законодательных органов субъектов Федерации. На данном этапе сочетание демократических и элитарных элементов — приемлемый компромисс.

Серьёзный ресурс российского федерализма — развитие местного самоуправления, что требует качественного повышения социальной инициативы граждан. Это придаст российскому федерализму истинно демократический характер.

Сегодня слабо осознаётся значение муниципальной реформы для судеб демократии в России. Слабая организационная и кадровая подготовка, крайний недостаток финансовых ресурсов, традиции губернаторского давления на места, отсутствие федерального мониторинга содержательного хода реформ угрожают дискредитировать сам принцип народного самоуправления. Тогда на десятилетия будет потерян шанс на прорастание демократии снизу — шанс на единственно прочный путь демократизации.

Значение муниципальной реформы определяет её место в стратегии России. Сегодня необходим общенациональный общественно-государственный проект — поддержка муниципальной реформы. Инициатива принадлежит Президенту,который призван стать гарантом его национального статуса.

Учитывая установленную Конституцией специфику муниципальных образований, функции координатора этого национального проекта следовало бы возложить на Общественную палату.

Одна из задач Проекта — создать барьер на пути криминалитета. Нельзя допустить появления криминальных анклавов, где правит не закон, а «понятия». Этот Проект должен включать интенсивное повышение квалификации вновь избранных руководителей и работников муниципий. Необходим федеральный мониторинг финансового положения новых муниципальных образований, оперативная поддержка в тех случаях, когда дефицит бюджета — результат ранее сделанных ошибок. Политические партии (вместе со своими молодёжными движениями) могли бы организовать акции по благоустройству поселений, по приведению в порядок муниципальной инфраструктуры. Необходима популяризация достижений муниципальной демократии. Здесь помогли бы федеральные конкурсы с большими грантами, сочувственное внимание СМИ к ходу реформы.

Законодательные органы субъектов Федерации должны достаточно оперативно реагировать на предложения муниципий о корректировке их границ, при условии того, что доктринерские схемы авторов реформы будут устраняться.

Ведущая евразийская держава

История возложила на Россию ответственность за судьбу постсоветского пространства. Исчезновение Советского Союза не может ни уничтожить, ни прервать складывавшихся столетиями тесных культурных, социальных, образовательных, экономических и, следовательно, политических и оборонных связей между государствами и народами, ранее входившими в состав Российской и советской империй. Эта ответственность не умаляет независимости новых государств, но делает для России абсолютно морально и политически неприемлемым нарушение политической стабильности, соблюдения прав граждан, национальных и религиозных меньшинств.

Мировое сообщество всякий раз связывает события на постсоветском пространстве с политикой России. Налицо презумпция имперских амбиций России, вне зависимости от её реальных намерений и действий. Но, тогда давайте скажем себе и другим — фактическая ответственность России за положение на постсоветском пространстве, в регионах её традиционного влияния должна быть, по меньшей мере, подкреплена признанием за Россией преимущественных геополитических прав.

Столь же общепризнанным должен стать принцип взаимной транспарентности России и «ведущих игроков» (США, Китай, Европа) относительно намерений и действий на постсоветском пространстве. Россия должна быть готова к поиску разумных компромиссов, к учёту взаимных интересов. Однако любые односторонние действия «ведущих игроков» на постсоветском пространстве, без учёта позиций и интересов России, должны рассматриваться как явный вызов её законным интересам.

Основными средствами влияния России на постсоветском пространстве должны стать: экономическое влияние; притягательный образ нашей Родины, русская культура и язык; активная и последовательная политика России; забота о реальных нуждах соотечественников.

Чаще всего к успеху ведут дружеский совет и участие, бескорыстная помощь в беде, добровольное посредничество. Но реалии современной жизни не позволяют исключить меры энергичного увещевания и даже давления. Не следует создавать иллюзию того, что игра против интересов России, разыгрывание противоречий между «ведущими игроками» могут оставаться безнаказанными.

Приоритетное направление — экономическая интеграция. Эффект от роста масштабов общего рынка, восстановления привычных экономических связей и кооперационных поставок, развитие научно-технического потенциала участников — всё это должно стать убедительной аргументацией в пользу создания единого экономического пространства заинтересованных государств. Жёсткое требование к развитию экономических отношений — недопущение какой-либо дискриминации инвестиционных проектов российского бизнеса на постсоветском пространстве.

Необходимо на всех уровнях разъяснять, что интеграция с Россией, создание единого экономического пространства — не возврат под гнёт империи, а рост экономик всех участников, благосостояния людей, возрождение машиностроения и высоких технологий. Это воссоздание на новой основе единого образовательного и культурного пространства, в котором жизненно заинтересованы сами народы родственных нам стран.

Моральной обязанностью нашей страны и эффективным средством её внешней политики является активная поддержка «руссофонии» — любви к России и русской культуре. Необходимо правовыми и экономическими средствами поддерживать активное использование русского языка в бытовом общении, социальном и хозяйственном обороте на всём постсоветском пространстве. Нужно придать новый импульс связям с российской диаспорой во всём мире.

Видная роль в новом мировом порядке

Международное положение России серьёзно осложняет явно неудачная попытка формирования однополюсного мирового порядка. В этом «проекте» принижается статус норм международного права и национально-государственного суверенитета, единых для всех стран критериев прав и свобод граждан, этнических и конфессиональных меньшинств. Этот порядок был презентован как необходимый и неизбежный ответ на вызовы глобализации, на угрозу мирового терроризма. Однако он игнорирует иные, не менее значимые угрозы развитию, миру и стабильности: углубляющуюся пропасть между «богатыми и бедными странами», различия между ними в доступе к современным технологиям, сохраняющую застойную бедность во многих регионах мира.

Обозначившийся крах этого проекта (фактически, показавший пределы имперской мощи США), актуализировал поиск новых «правил мирового порядка» с участием игроков, ранее списанных во «второй эшелон» (Европа, Китай, Японии, Индия и Россия). Это открывает «окно возможностей» для роста мирового влияния нашей страны. Россия должна содействовать выработке справедливых правил глобализации, активизировать многовекторный диалог о принципах межгосударственных отношений. Нужен баланс прав граждан, этнических и религиозных сообществ, с одной стороны, и законных интересов цивилизаций и государств — с другой. Полезно интенсифицировать этот диалог в рамках G8, а также в ООН. Важным элементом становления нового миропорядка является реформа Организации Объединённых Наций. Для России принципиально сохранение принципа единогласия постоянных членов СБ.

Серьёзным успехом В.В. Путина стало отвоёвывание Россией геополитической субъектности. Истерика в западных СМИ об «имперских замыслах» России — надёжный признак этого успеха. Отчасти, здесь прорывается крайняя досада — ведущие ТНК не могут получить желанную долю в российском нефтегазовом Эльдорадо. Этим ТНК очень обидно, что они лишь младшие партнёры российских корпораций.

Россия вновь стала ведущим игроком в «большой игре». Новая роль России сделала её центром притяжения тех «игроков», которые не хотят втягиваться в воронку противостояния США-КНР.

Задача — превратить этот геополитический капитал в ресурс безопасности, в источник экономического развития России. Безусловно, новые и старые друзья России понимают правила игры и готовы «платить» за открывающиеся возможности.

Безопасность для родины

Национальная безопасность России должна строиться, исходя из реальной структуры внешних и внутренних угроз. Сегодня на границах России нет государств или военно-политических союзов, угрожающих её территориальной целостности или жизненным интересам.

Стратегическая задача — создание интегрированной системы обеспечения национальной безопасности, направленной на своевременное выявление и парирование комплекса угроз внешней и внутренней безопасности России. Переоценка угроз, как показывает история, не менее опасна для развития страны, чем их недооценка. Эта задача должна решаться, прежде всего, государственно-политическими, а не, привычно, — военными структурами страны.

России нужны Вооружённые Силы, соответствующие угрозам её национальной безопасности. Сегодня же видные эксперты указывают, что структура ВС РФ оторвана от актуальных угроз безопасности страны.

В первую очередь, следует учитывать возможность действия на территории России и её союзников по ДКМБ хорошо подготовленных и оснащённых иррегулярных формирований, связанных со структурами международного терроризма. В силу того, что Россия — один из лидеров борьбы с глобальной террористической угрозой.

В структуру угроз следует включать эскалацию военно-политического гегемонизма, прежде всего, военных операций США в Центральной и Южной Азии. Дестабилизация этого региона — прямая угроза безопасности России.

Объективный анализ потенциальных угроз требует учитывать крайне негативный, хотя и не слишком вероятный сценарий националистического гегемонистского поворота Китая в результате посткоммунистического транзита. Такой Китай (в отличие от существующего режима — стратегического партнера России) может превратиться в серьёзную угрозу безопасности. В контексте этого сценария США могут стать союзником России: усиление Китая за счёт России не отвечает интересам США.

Ослабление оборонной мощи России может открыть дорогу иным, более драматичным сценариям. Сегодня оживает вся калькуляция угроз и ущербов, поддержания стабильности времён «холодной войны». Россия нуждается в мощных вооружённых силах, прежде всего, в средствах ядерного сдерживания. Необходимо поддерживать надёжность ракетно-ядерных сил, средств космической разведки и раннего предупреждения, исключающих внезапность и гарантирующих нанесение неприемлемого ущерба вероятному противнику. Частью стратегии России должно стать укрепление ДКМБ, создание надёжного щита не только для нашей страны, но и для её союзников. Здесь необходимы интеграция противовоздушной и противоракетной обороны, систем разведки и связи, приемлемое распределение оборонной ответственности, защиты внешних границ союзников. Отражение наиболее вероятных угроз, исходящих от иррегулярных военных формирований, требует относительно немногочисленных, но хорошо подготовленных и технически оснащённых контртеррористических сил специального назначения.

Решение комплекса задач национальной безопасности связано с модернизацией Вооружённых Сил России. Ключ к этому — разработка «целевой» модели ВС, чётко привязанной к структуре потенциальных угроз, к современным задачам обеспечения обороноспособности. Разработку предложений по решению этой стратегической задачи разумно организовать на альтернативной основе: как Генеральным штабом ВС, так и комиссией военных и гражданских экспертов, созданной Президентом России под эгидой Совета безопасности РФ.

Главное условие реформирования ВС — прекращение системы «негативного отбора», назначение на командно-штабные должности людей, отвечающих самым высоким критериям преданности воинскому долгу, военного таланта, инициативы, квалификации и трудолюбия. Верховный главнокомандующий должен принять давно назревшие меры по очищению Вооружённых сил России от лиц, скомпрометировавших себя профессиональной несостоятельностью, безнравственностью, стяжательством и коррупцией. Нужен механизм противостояния несправедливости в продвижении по службе. Здесь полезно повысить статус института офицерских собраний. Без доверия к армии, к её руководству реформа не даст результатов.

Необходимо безотлагательно приступить к добровольному комплектованию унтер-офицерского состава ВС (младших командиров и технических специалистов), при существенном повышении уровня подготовки этого «станового хребта» армии. Одновременно должны быть созданы социальные гарантии по выходе в отставку. Здесь нужна разумнаящедрость. Она окупится подъемом качества эксплуатации дорогостоящей военной техники и возросшим уровнем подготовки личного состава. Профессиональные сержанты смогут на деле победить «дедовщину», неуставные отношения.

Параллельно должен быть решен вопрос о соразмерном повышении окладов офицерскому составу. Важно создать сильную мотивацию карьерного роста офицеров. Выпускники военных академий при назначении на должности в войсках должны получать достойные оклады, соразмерные современным жизненным стандартам.

Опыт перехода к контрактному комплектованию армии показал, что в его рамках необходимо внедрить систему профессионального и морально-психологического тренинга этой категории военнослужащих. Без него смена принципа комплектования не решит проблемы.

Необходимое условие военной реформы — широкий диалог между армией и обществом, создание атмосферы взаимного доверия, понимания обществом реальных проблем армии. Нужна публикация открытых ежегодных докладов о положении в ВС, подготовленных Советом безопасности с участием независимых экспертов. Важным шагом может стать расследование конфликтов и нештатных ситуаций в ВС под эгидой Общественной палаты и с привлечением независимых экспертов. Средством усиления гражданского контроля могло бы стать также учреждение должности Уполномоченного президента РФ по делам ВС РФ.

Дата публикации: 03:04 | 19.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.