Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/4/2/1


Введение. «Преемник против преемственности»

Сегодня в обществе всё отчётливей чувствуется «синдром 2008 года». Гадание на «преемника» превратилось в национальную забаву. Различные элитные группировки стремятся поучаствовать в «выборе преемника», получить пропуск в «постпутинскую» Россию. «Большая игра» всё больше определяет текущую повестку дня. Началась эскалация пиаровских акций. Многие публичные действия различных представителей власти выглядят стремлением «заработать очки» в гонке за место в списке «преемников». Ведущие мировые игроки также стремятся включиться в выбор «преемника», повлияв тем самым на геополитические ориентиры России.

Проблема «преемника» превратилась в источник социально-политического напряжения в стране.

Примета последнего времени — «распил остатков», запуск сомнительных законодательных инициатив и бюджетных проектов в стремлении «урвать» чтото, пока «свои» при власти. Эти интриги могут расколоть федеральные и региональные элиты, дезорганизовать государственную жизнь. Одновременно складываются группировки поддержки разных кандидатов. Целый ряд социально-политических коллизий — продукт стремления ряда групп подороже «продать» своё влияние, занять место среди участников «торга». В свою очередь, власти, стремясь избежать роста напряжённости, уклоняются от мер, способных привести к серьёзным конфликтам с элитными группами (например, сохраняют у власти «влиятельных» лидеров национальных республик и глав областей). Этим же объясняется готовность «заливать» денежными потоками любые социальные напряжения, возникающие в «низах». Однако сам по себе рост напряжений — лишь негативный «симптом» дисбаланса социальноэкономического развития.

Заострение внимания, зачастую искусственное, на проблеме «преемника» (см. доклады ряда банков, материалы Форума «Лицом к лицу», множество передач и публикаций), отвлекает общество от обсуждения подлинной повестки дня — контуров стратегической преемственности, приоритетов национальной стратегии.

Суета вокруг «преемника», среди всего прочего, создаёт благотворную атмосферу для выдвижения разного рода дорогостоящих «прожектов», отвлекающих от решения насущных проблем страны и общества. Однако многие влиятельные группы региональных элит и бизнеса всё яснее осознают реальные проблемы развития страны. Всё настоятельней становится запрос на национальную повестку дня, национально ответственную стратегию развития. Растущее осознание своих интересов активными слоями и группами населения способно поддержать этот запрос. Однако пока этот запрос глушится интриганской суетой.

Общественный запрос на стратегию развития стремятся заполнить враги национально ответственного развития страны. Ещё заметны попытки идейных апатридов, манипулирующих либеральной фразой и готовых ради успешного вхождения страны в глобальный мир согласиться с потерей суверенитета России.

Активизировались и национал-изоляционисты, готовые ради неопочвенистских иллюзий лишить страну реальных ресурсов развития, втянуть народ России в межнациональные столкновения, угрожающие целостности страны.

Проблема «преемника» превращается во всё более значимый фактор политической дестабилизации и, при одновременном возникновении других источников напряжённости, может стать серьёзной преградой на пути развития страны. Могут обрушиться ещё очень хрупкие общественные, экономические и политические институты — несущие конструкции развития государства.

Обеспечение преемственности функционирования основных институтов — минимально необходимое условие позитивного развития страны.

Не менее важно содержательно определить преемственность. Нужно отделить «мух от котлет», бережно вычленить позитивные тенденции развития страны, конструктивные усилия власти, бизнеса и других элементов гражданского общества. Но одновременно необходимо ясно определить «наследство, от которого мы отказываемся», барьеры на пути развития России.

Нельзя допустить, чтобы проблема «преемника» отодвинула содержательное определение контуров «преемственности» в стратегическом развитии России. Необходимо поддержать формирование новой политической конфигурации: стратегическая национальная ответственность против политического интриганства.

Постановка проблемы преемственности в фокус национальной повестки дня снизит интриганскую составляющую этой повестки, вынудит потенциальных «преемников» чётко определить свою политическую позицию. Актуализация национального диалога по проблемам преемственности, приоритетов национально-государственного развития сильно повысит шансы на то, что Президент не только публично изложит своёвидение таких приоритетов, но и выдвинет своим преемником политика, способного стать гарантом стратегической преемственности. Такая ясная логика существенно снизит возможности манипулировать электоральным процессом.

Задача национально ответственных сил России сформулировать чёткие требования преемственности стратегического курса нашей страны, превратить их в фокус национальной повестки дня. Широкая национальная дискуссия о содержании преемственности (что сохранить, а что отбросить) сама станет важным институтом этой преемственности, не позволит сделать преемственность заложником политтехнологических манипуляций, оградит тем самым страну от кризисных эксцессов. Обсуждение Докладов СНС «Национальная повестка дня и национальная стратегия», «Государство и бизнес: союз за национальную модернизацию» показало обоснованность их базовых положений. Согласие с ними выразил широкий спектр ответственных общественно-политических сил страны. СНС есть чем гордиться.

Дата публикации: 09:52 | 18.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.