Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Дизайн - это все! / Актуальный сюжет

Париж весной — просто картинка!

Он пахнет бензином и фиалками. А революцией — не пахнет…


Эдуард Михневский специально для "Со-Общения"
mihnevsky@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Это только принято так считать, что толпа бесформенна и безобразна (не в смысле — некрасива, а в том смысле, что лишена образа, своего особого лица). Нет, и такие толпы до сих пор, конечно, бывают. Но, похоже, они встречаются всё реже. Сегодня толпа (во всяком случае — толпа политическая) имеет собственное лицо. Но вот вопрос: кто её делает макияж? Ведь от этого зависит немало…

Толпа. Дизайн. Строй

Перед нами толпа хамасовцев, празднующих победу на выборах. Её образ точно определён и очерчен — зелёными флагами и частоколом палящих в небо «калашей». Однако в не меньшей мере форма и специфика этой толпы задаётся её особыми свойствами — фанатизмом и ненавистью к оппонентам: к Израилю, Западу и вообще — к иным, к врагам…

А вот — украинский Майдан. Казалось бы — вот уж толпа-толпой, а между тем — она не только оформлена, а жёстко организована, и к тому же — снабжена мощной уникальностью. Что же сообщило ей эту уникальность и оформленность? Конечно, не только оранжевые шарфики, ленточки, плакаты и прочие «памаранчевые» фенечки, а то, что они отражали — пафос социального протеста, революционный драйв, мечту о переменах и т.п.

Понятно, что при всех очевидных отличиях описанных явлений их объединяют приёмы художественного и социального дизайна — те или иные знаки, вменённые толпам, «надетые» на них и превращающие их из толп в особые виды строя — «македонские фаланги» новых времён.

Но, думается, есть ещё один фактор, объединяющий их в ещё большей степени — это мифология, носителями которой они являются. Ибо именно в ней в значительной мере коренятся те смыслы, благодаря которым все упомянутые (и многие другие) толпы-строи вообще существуют на свете.

Мифы и мифотворцы

Возможно, в случае со сторонниками ХАМАС уместно говорить про миф о возможности реванша. Возможно, в случае с «оранжевыми» активистами 2004-2005 года — это миф о возможности сокрушения надоевших режимов по воле масс и создания новой действительно свободной и европейской страны.

При этом важно учитывать, что мифы живут не только в сознании толп и их лидеров, но и транслируются ими вовне — свидетелям событий, лидерам мнений, обществам, миру, в конце концов. Задача такого послания — привлечение внимания к событию, его внесение в повестку дня и формирование к нему отношения. Т.е. задача в том, чтобы побудить людей «купить» (хотя бы, как минимум, в качестве шоу, которое стоит обсуждать) событие, явление или идею, манифестируемую толпой — внести их в расписание своей жизни, включить в список важных тем.

Другая задача — побудить людей присоединиться к событию: надеть оранжевый шарфик,… взять зелёное знамя… Словом — включить в процесс.

В этом случае речь уже идёт об организации сообщения в рамках мифологии, предъявляемой авторами послания.

Однако понятно, что установление сообщения с частью свидетелей событий или с теми, кто находится в зоне досягаемости (например — посредством SMS-сообщений, громкоговорителей, плакатов, листовок), — задача не такая уж сложная, а вот привлечение внимания общества и, тем более, мира, можно обеспечить, только включив в процесс масс-медиа.

Но вот вопрос: а что расскажут о явлении журналисты? Какую мифологию они предъявят миру в своих видео- и фотоматериалах и комментариях. Во что превратят событие? Ведь можно показать скромный мирный пикет, как сборище орды экстремистов, и наоборот — шествие своры погромщиков представить как ненасильственную акцию обеспокоенных граждан.

Всё зависит от позиции СМИ, от монтажа и комментария — именно они донесут до «покупателя» образ и миф события. В своей версии.

Кстати, масс-медиа могут вообще промолчать, и тогда для общества и мира события просто не будет.

Пустота-2006

Как известно, в марте-апреле в тусовку мировых ньюс-мейкеров влились французские студенты. Агентства и ТВ ежедневно транслировали информацию об их протестах против нового закона о найме на работу. Но вот ведь история: в разгар беспорядков мне довелось обсуждать эту тему с двумя россиянами, имеющими прямое отношение и к медиа, и к теме протеста, и к мифотворчеству — парижским корреспондентом российского телеканала и известным дизайнером и антиглобалистом, только что вернувшимся из Франции. И что же?..

На вопрос: «ну, как там — в мятежном Париже?» антиглобалист, которому, казалось бы, сам Бог велел знать о битвах студентов с силами правопорядка, в некотором изумлении ответил: «а что там происходит-то?»; а узнав, что речь идёт о бурных манифестациях, пояснил: «я, знаете, почти не смотрел там телевизор, а в районы, где шли демонстрации как-то не забредал…». Получив же предложение написать текст об эстетике студенческого мятежа и просмотрев фотографии, отреагировал без энтузиазма: «да не о чем здесь писать — творчество в этой буче отсутствует напрочь: они просто ляпают стандартные поделки — транспаранты, плакаты и стикеры; нет там никакой эстетики и никакого дизайна».

Да и сами протесты, мельтешившие в новостях, выглядели тускло — в них не ощущалось никакой идеи, а только чистый и незамутнённый материальный интерес. И даже участие политических активистов не привнесло в них живой искры.

Пришлось искрить телевидению. И вот уже тот самый телекорреспондент смело проводит параллель между нынешними выступлениями и памятным «красным маем» 1968 года, потрясшим самые устои пятой республики. Основания у него для этого были самые формальные: как и тогда — бунтуют студенты; как и тогда — их целая толпа; как и тогда — оккупируют Сорбонну; как и тогда — дерутся с полицией; как и тогда — мечут «коктейли Молотова»; как и тогда — есть что снимать! Есть картинка!

А если чего-то и нет — например, идей, смыслов, мифов, то это не проблема — сделаем! Так на движение в защиту права неквалифицированных людей получать высокие зарплаты, не боясь увольнения, был надет романтический миф 68-го года. И сделали это не студенты. Такой журналистский ход лежал на поверхности. Его использовали очень многие мировые СМИ. Оно и понятно: иначе зрителям было бы просто не интересно знать обо всех этих французских штучках. А так — драма: новый 68-й! Кто-то — в ужасе… Кто-то — в надеждах… Эмоции!

Но работал этот ход недолго. Даже мощнейшей ТВ-индустрии не удалось скрыть главного отличия революции 1968-го года от беспорядков 2006-го: у участников последних отсутствовали две важнейших характеристики, обеспечивших их предшественникам место в истории: идеология и высокая цель — изменить мир. Если они о чём и мечтали, то точно не о новомсправедливом и радостном мире.

И вот, слезоточивый газ рассеялся, и выяснилось, что от демонстраций и потасовок не осталось вообще ничего. Даже впечатляющей телекартинки. А мифа и подавно.

    


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Дизайн - это все!
Концепт
О дворниках, космонавтах и нанесении идей на предметы
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Дизайн как он есть
Вячеслав Глазычев Профессор президент Национальной академии дизайна
Искусство замысла
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Классно, когда клиента «вставляет»!
Пётр Банков директор компании «Дизайн Депо» главный редактор журнала [кАк)
Сотворчество в создании мира
Сергей Серов Руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Тактика
Четыре слова газетного дизайна
Вохур Колмре
Кто виноват? Как дизайнеры погубили мир
Роман Фролов
Одна голова!.. Хорошо?
Знаки на лацканах
Маяк для инвестора
Александр Пас Дизайнер создатель pdf-журнала «5 5»
Актуальный сюжет
Парле ву франсе?
Париж весной — просто картинка!
Эдуард Михневский специально для "Со-Общения"
Обирай , кого хочешь!
Константин Голоскоков Государственный университет — Высшая школа экономики
Белорусская операция
Оперативный простор
О капитализации российского искусства
Достоинство имени и польза дела: Рябушинские
Михаил Кутузов
Ещё один новый рынок?
Слова — главное оружие пиарщика. Слова — это его ствол
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.