Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Дизайн - это все! / Тактика

Маяк для инвестора

Дизайнерам и предпринимателям стоит видеть и слышать друг друга


Александр Пас Дизайнер создатель pdf-журнала «5 5»
4pas@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

От русского дизайна ждут многого. Хотя нынешняя специфическая ситуация «бизнеса-по-русски» конечно же «ставит палки в колеса тройке русского дизайна», но нет худа без добра. Наша ситуация в случае её позитивного развития способна индуцировать принципиально новые схемы отношений «художник-бизнес». Если в начале века художников призвала революция, то теперь художники способны призвать своеобразную «гуманитарную (контр)революцию». Об этом и многом другом поведал нам молодой дизайнер Александ Пас, работающий с журналами «Гламур», GQ, «Timeout» и прочим глянцем и создавший собственный pdf-журнал «5 5»

— Разговор о дизайне имеет, если, конечно, можно так выразиться, некие поля, обязательные для заполнения. Это, конечно же, в первую очередь, расцвет искусств в Советской России первых послереволюционных лет. Это факт, по отношению к которому «не позиционироваться» нельзя. Таким вот сложным образом, Саша, я задаю простой вопрос о 20-годах прошлого века.

— Конечно, когда творили ЛЕФ, Малевич, Татлин, Родченко и иже с ними, всё было круто. И не просто круто, а очень круто. Россия предъявляла миру свежий глобальный мессидж. В рамках этого вселенского послания и оказались востребованы художники-экспериментаторы. Им нашлась роль в Большом Деле. История не знает сослагательного наклонения, но в случае с художником есть право на предположения. И я уверен, даже не будь русской революции, множество великих творческих людей, вознесённых её волной, всё равно реализовалось бы. Но без участия в сверхмасштабном государственном проекте они бы нашли себя в иных формах — скажем так: более локальных. Но произошло то, что произошло, и эти люди оказались в нужное время в нужном месте. И всё стало круто.

Опять же, можно предположить, что если бы художники-подпольщики 70-80-х годов имели доступ к производственным мощностям, сейчас мы бы жили в другой стране. Уверен на 100%.

Но, так или иначе, а сегодня дизайн и прикладное искусство в широком смысле — это воздух современного мира. В каком измерении его не возьми, например — общество потребления: миллионы товаров должны иметь эксклюзивные упаковки, значит — нужны миллионы произведений искусства. Ну а если брать не такой прикладной аспект жизни, а, например, сферу идей и гуманитарных технологий, то тут, тем более, дизайн — как превращение мессиджей и стилей в предметы — имеет первостепенное значение. Важная у нас профессия, одним словом.

— В новой, молодой России дизайнер — это не просто модная, а, можно сказать, обязательная профессия. Если вспомнить лозунг советского спорта «массовость рождает рекорды» (который, кстати, работал), то в искусстве дизайна может ли количество перейти в качество?

— Тут вам не здесь, извините за выражение! Это же не любительская советская физкультура, а, в первую очередь, работа. А огромный рынок предложения работников понижает рамку спроса работодателей.

— А разве не наоборот — чем больше предложение, тем более изощрённым и взыскательным может становиться спрос? Разве это не азбука?

— Тут вам не здесь — я же сказал. В России всё не по азбуке. Наш капитализм — он же особенный. Ведь в 90-е годы наверх пробивались, в основном, не талантливые предприниматели, а те, кто, что называется, «попал в струю». И эта схема наложила отпечаток практически на любую структуру. Грубо говоря, главный редактор, назначенный другом своего папы, возьмёт на работу дизайнером своего одноклассника, даже если тот бездарь, и, соответственно, талантливому человеку нужно будет подлаживаться под мерки, которые выработают тысячи таких одноклассников.

— Ну да, на Западе, конечно, всё немного по-другому… Но, тем не менее, многие эксперты утверждают, что тот же самый Запад сегодня ждёт от России откровений в сфере дизайна. Несмотря на то, что наше «современное искусство галерейного типа» пока не является на художественном рынке Запада серьёзным конкурентом тамошним «производителям». Во многих сферах страна всё ещё немножко отстаёт от мировой цивилизации. Так почему же мы можем прорваться именно в сфере дизайна?

— Тут, видите ли, предполагается своего рода геополитика. Россия географически находится между Европой и Азией… И вот в Японии, например, совершенно дикая школа дизайна, а Европа более консервативна. Соответственно, здесь у нас может получиться некий неожиданный синтез творческих энергий.

Опять же 20-е годы — это серьёзный фундамент. Опять же — российская экономика растёт, рынок растёт, всё больше людей зарабатывают всё больше денег, которые могут потратить на покупку глянцевого журнала, например… Но их запросы становятся более изощрёнными. Им нужно новое. И значит — нужно им это новое предлагать.

— Любое дело — это, прежде всего, люди. С какого рода людьми приходится иметь дело дизайнеру? Спрошу шире: с какими людьми хотелось бы иметь большое Дело?

— Давайте договоримся: без имён — мне ведь работать надо... А в моём любимом ритме фриланса никогда не знаешь, кто завтра будет твоим начальником.

Так вот, в российском, да и вообще в деловом мире можно провести чёткую грань между, условно говоря, бизнесменом и предпринимателем. Первый — это, в принципе, как чиновник «на трубе». Для чего-нибудь нового он всё время «занят». У него есть накатанная дорожка продаж, и поэтому обычно максимум, на что он способен — это кальки с западных образцов. Ему, что называется, «хватает». Такой «человек при деле», как можно перевести слово businessmаn, он по определению зашорен, его сознание просто не пускает в сферу его интересов ничего такого, что выходит за рамки его понимания. И, к сожалению, пока таких — большинство. А предприниматель — это другое, он делец-творец. Он всегда в поиске новых решений, новых предприятий. Его интересуют сферы, которые ему непонятны, и, приходя туда, он часто находит успешные решения. Вон Колумб — искал путь в Индию, а открыл Америку… Таких людей пока куда меньше, чем нужно стране. Но их число растёт — это закон истории.

— Вы вот всё о работодателях… Оно и понятно: искусство искусством, а ведь дизайн — это ещё и хлеб насущный, надо зарабатывать! Легко ли тут приходится человеку с запросами, вроде Ваших, в ситуации нашего рынка?

— Всё не так плохо, если обращать внимание на детали. Есть возможность даже выбирать, то есть не тухло халтурить, а получать заказ на производство чего-нибудь поэстетичнее. Пусть даже и за меньшие деньги. Всё равно на круг выходит, что жить можно. Понимаете, ведь людей-то с запросами, их пока хотя и меньше чем нужно, но их становится всё больше, и они в разной степени концентрации рассредоточены по весьма денежным структурам. Кроме того (опять же — без личных примеров), всегда можно найти журнал, где будет продвинутый арт-директор, который позволит выполнять стильные и приятные работы.

— То есть если много таких продвинутых авторов подключить к предпринимателям в высоком смысле этого слова, то они то ведь и могут создать те самые суперпродукты, которые увидит и признает мир! И вот мы уже живём в стране, откуда заинтересованный мир черпает чудеса дизайна. И благодарит их создателей почётом и деньгами. Это, конечно, своего рода идеальная ситуация, но в реальности всегда есть пути, цель которых — идеал. Какие пути видите и выбираете Вы?

— Некоммерческие проекты — таков мой сегодняшний ответ. А конкретнее — здесь трудно удержаться от саморекламы — мой собственный pdf-журнал «5 5». Люди, которым интересно делать эстетический продукт, объединяются, в том числе, через моря и океаны и создают электронное pdf-издание. Ноутбук — это уже не сверхдорогая игрушка, не говоря уже о настольных компьютерах. Значит, можно для начала — на энтузиазме — делать электронный журнал, который будет на экране выглядеть как вполне полноценное издание. Это и наша лаборатория, и некий инструмент самопродвижения, и сигнальный маяк для возможных инвесторов. Думаю, что на таких площадках продвинутые люди будут находить друг друга в совместной работе. И мой журнал отнюдь не единственный, уже скоро такие проекты как грибы расти будут.

— А если на свет Вашего «маяка» приплывёт не предприниматель, а какой-нибудь бизнесмен? Купит всё на корню и загонит эксперимент и поиск в новые жёсткие рамки? Такая возможность вполне естественна с точки зрения здравого, но пессимистичного смысла.

— Здесь многое зависит от нас самих. Художник должен не ждать инвестора, а искать и выбирать его.

— То есть Вы предлагаете переворот. Ведь по нынешней логике, наоборот, «деньги выбирают музыку».

— Я же говорил, ситуация на рынке дизайна, в принципе, жить позволяет. В производстве эстетического продукта у художников есть возможность выбирать. Потому что в достижимом идеале схему отношений художника с инвестором можно изменить, скажем так, в сторону партнёрских отношений. Кстати, это, я считаю, нужно и самим инвесторам. Потому что растёт новое поколение потребителей, которые будут требовать, чтобы всё становилось стильнее и стильнее, а на рынке стиля — только художник сможет не просто реагировать на запросы покупателя, но и воспитывать его под товар, предлагаемый производителем. Мы ведь говорим о дизайне, который всегда здесь, рядом — обволакивает всё общество, а не висит на стене в музее. И если есть такие художники, то кто сказал, что нет предпринимателей, которые, делая своё дело, будут прислушиваться к художникам? Думаю, именно эти предприниматели с большой буквы завоюют в результате рынок, да и общество в целом.

— Звучит фантастично, но, тем не менее — разумно. Тогда уж опишите стиль, за которым будущее, конкретизируйте его.

— Вообще-то слова — не моя стихия. Я больше в графике выражаюсь. Хотя видите, сколько наговорил. Стиль надо смотреть, а критики его потом разложат по полочкам. В общих чертах, я считаю, что будущее за своего рода нейтралами — теми, кто в конфликте «гламура» и «радикализма, который на сегодняшний день определяет галерейное искусство, выбирают третий путь — уровень творческого, разумного, но при этом прорывного академизма, на котором возможны изощрённые ходы, превращающие академизм в то самое новое.

Но, повторяю: стиль надо смотреть.

Беседовал Дмитрий Пименов


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Дизайн - это все!
Концепт
О дворниках, космонавтах и нанесении идей на предметы
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Дизайн как он есть
Вячеслав Глазычев Профессор президент Национальной академии дизайна
Искусство замысла
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Классно, когда клиента «вставляет»!
Пётр Банков директор компании «Дизайн Депо» главный редактор журнала [кАк)
Сотворчество в создании мира
Сергей Серов Руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Тактика
Четыре слова газетного дизайна
Вохур Колмре
Кто виноват? Как дизайнеры погубили мир
Роман Фролов
Одна голова!.. Хорошо?
Знаки на лацканах
Маяк для инвестора
Александр Пас Дизайнер создатель pdf-журнала «5 5»
Актуальный сюжет
Парле ву франсе?
Париж весной — просто картинка!
Эдуард Михневский специально для "Со-Общения"
Обирай , кого хочешь!
Константин Голоскоков Государственный университет — Высшая школа экономики
Белорусская операция
Оперативный простор
О капитализации российского искусства
Достоинство имени и польза дела: Рябушинские
Михаил Кутузов
Ещё один новый рынок?
Слова — главное оружие пиарщика. Слова — это его ствол
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.