Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Дизайн - это все! / Тактика

Знаки на лацканах

Знаки пустоты?


Версия для печати
Послать по почте

Говорят, поддельные ёлочные игрушки выглядят как настоящие. Они и стоят как настоящие. Вот только радости от них - никакой. Та же история и с политической символикой: гербы, флаги, эмблемы и гимны российских партий напоминают родную для многих советскую символику и связанную с ней символику КПСС. В них не меньше пафоса и страсти, и всё же трудно избавиться от ощущения их неподлинности - чего с политической символикой, в отличие от ёлочных игрушек, быть не должно. В чём же причина инфляции политических знаков? В их многообразии? В аполитичности и «здоровом» цинизме россиян? В непрофессионализме имидж-мейкеров? Или всё же в отсутствии в «партейном пространстве» ценностей и идеалов?

Сергей Ушан

креативный директор агентства Zerou

Ольга Серебряная

философ, арт-директор киноклуба Zero Cinema

Оксана Вертинская

философ

Миф

Философ Эрнст Кассирер считал, что человек — «символическое животное», и, значит, историю можно рассматривать сквозь призму символики, с помощью которой люди упорядочивают окружающий хаос. А язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы». Кассирер пытался объяснить механизм власти через технику политических мифов, опирающихся на символы. И, возможно, мысль о том, что политическая мифология творится в критические периоды истории, рекомендует нам призму, сквозь которую стоит смотреть на политическую символику современной России. Ведь когда разум не оправдывает ожиданий, люди обращаются к отчаянным средствам. Сегодняшние политические мифы как раз и являются такими отчаянными средствами.

Символ

Проблема соотношения мифов и символов актуальна для стран, находящихся в эпохе перемен, когда идёт активное мифо- и символотворчество. Одни доминирующие политические мифы заменяются другими, но в основе каждого лежит символ, уходящий корнями в прошлое. Какие бы потрясения не терзали государство, в нём действует «закон сохранения политической символики». Политический миф живёт.

Положение с политической символикой в России запутанное. Во-первых, в целостном виде (а в другом она невозможна) у нас осталась советская символика, хоть и растерявшая авторитет. Во-вторых, функционирует символика либерально-западная. В-третьих, восстанавливается русская имперская символика, чему препятствуют как субъективные факторы (связанные с падением гуманитарной культуры и примитивными представлениями о прошлом и настоящем), так и факторы объективные (сопряжённые с бесперспективностью поиска идентичности в архаике в условиях стремительно меняющегося мира).

Игра в политику

Поясняя причины своих занятий современными мифами, Ролан Барт писал: «Я испытывал настоящие муки, видя, как люди, повествующие о современности, ежесекундно путают Природу с Историей; глядя на праздничные витрины само-собой-разумеющегося, мне хотелось вскрыть таящийся в них идеологический обман» . Исследователь современной российской политической символики вынужден констатировать обратное: глядя на её лубочные витрины, испытываешь муки от того, что их невозможно принять за отличительные знаки действующих политических сил. Путать природу и историю не приходится — в качестве само-собой-разумеющегося знаки говорят об отсутствии за ними всякого значимого денотата.

К примеру, эмблема наращивающей популярность Российской Партии Пенсионеров — руки, держащие сердце. Не используя политически значимых кодов, она отсылает нас к архетипическому символизму — сердцу как жизненному центру… Ну, а сердце отсылает к любви, счастью, отзывчивости, вызывает представления об истине и совести.

Руки «говорят» о защите, заботе и силе. Так партия «включает» у избирателя уверенность в защите, сострадании и совести со своей стороны. Политическая специфика отсутствует. Знак даже не пытается маскировать задачи организации: перетянуть голоса аполитичных людей, привыкших участвовать в выборах. Нежелательный культурный код, активируемый этим знаком (он вызывает представления о медучреждениях), видимо, не беспокоит партийное руководство. Знак, пахнущий больницей, не только указывает на распространённый диагноз целевой аудитории этого политического предприятия (сердечно-сосудистые заболевания), но и разоблачает его существо — попытку получить политическую прибыль неполитическими средствами у аполитичной аудитории.

Магия неопределённости

В случаях, когда партия всё же задействует политически значимую символику, она сталкивается с отсутствием всякой конвенциональности в российской политике (кто точно знает, как сегодня выглядят «Родина», «свобода», «будущее»?). Организации, идеологическая платформа которых апеллирует к понятиям о гражданских свободах, «открытому обществу», праву, свободе предпринимательства и другим либеральным атрибутам, обходят эту проблему, создавая абстрактные знаки, допускающие свободу толкования.

Так, эмблема СПС, например, предельно абстрактна. Название партии — «Союз Правых Сил» расположено на фоне разомкнутого круга голубого цвета. С точки зрения композиционной выдержанности рекламного продукта, придраться не к чему. Но если попытаться поиграть с культурологической, семиотической и психологической интерпретациями изображения, получаются забавные вещи. Круг — универсальный символ.

Он означает целостность, непрерывность, изначальное совершенство. В психоаналитической традиции круг символизирует естественное состояние, содержащее самость, бесконечность и вечность. В системе Дзен круг означает просветление. В буддизме Круг — колесо сансары, включающее всё в мире феноменов. У Платона круг — подвижный образ вечности недвижной и т. д. Но о ратите внимание — у СПС круг разорван! Что это обозначает? Недостаточность всех символических свойств? Что несёт этот символ, какое политически значимое высказывание?

То же и с символикой «Яблока». Яблоко — это, с одной стороны, искушение, а с другой — символ познания. Знак партии представляет композицию, состоящую из кольца красного цвета на белом фоне. Кольцо разорвано в его верхней левой четверти перевёрнутым вершиной вниз зелёным треугольником, направленным вершиной к центру круга. С точки зрения психоанализа такая композиция символизирует зачатие. Но опять же, это не отсылает нас ни к одному политическому мифу, и не поддаётся интерпретации с точки зрения раскрытия политического мессиджа.

«Эмблематический кич»

Но как ни странно, крайность неопределённости символики партий оборачивается одиозной «определённостью». Партии, ориентированные на популистские ценности («стабильность», «порядок», «великое будущее» и пр.), включают в свою символику заведомо однозначные фигуративные элементы, что выглядит как «эмблематический кич».

Там, где пытаются изобразить консервативность, на деле проглядывает дремучесть. Там, где хотят выказать глубокомыслие, на деле показывают дурновкусие, а народность неизменно оборачивается лубочностью.

При этом важно напомнить что партии, в программах которых национальный вопрос и популистские образы играют ключевую роль, демонстрируют широкое разнообразие социально-экономических пристрастий, оказываясь как в «левой», так и в «правой» частях политического спектра.

Эмблема «Единой России» представляет собой земной шар, объятый российским флагом, в верхней части которого расположена стилизованная карта России, а в нижней — медведь, шагающий вправо. Сразу же рождается буйство интерпретаций, ни одна из которых не может претендовать на однозначность. Земной шар, сфера — символизирует мировое владычество. Медведь — символизирует пра-материю, глубинную мощь, примитивную силу. Можно интерпретировать Медведя и как символ дремучести. Ещё: медведь — это одинокий, хитрый, могучий зверь, любящий полакомиться фруктами и мёдом. В психологической символике, например, в символике снов, медведь интерпретируется как олицетворение опасных аспектов бессознательного — жадности, похотливости, жестокости. В западном искусстве медведь олицетворяет грех чревоугодия. Существует мнение, что он может стать символом силы, обращённой на служение высоким целям. Однако «тотемизм сегодня» в применении к российской политике настораживает.

Так в чём же состоит послание, адресованное избирателям? Возможно, «архаические» символы продолжают использоваться в моменты, когда выработанная в ходе развития цивилизации символика не оказывает должного воздействия?

Эмблема Компартии соединяет серп, молот и открытую книгу, символизирующие солидарность рабочих, крестьян и интеллигенции. Её основанием является аббревиатура: КПРФ. По окружности расположены слова «Россия», «труд», «народовластие», «социализм». Ничего нового по сравнению с советской символикой: ни нового звучания, ни иной изобразительной стилистики, если не считать претенциозного шрифта да нового названия страны. Красный цвет в контексте классовой символики читается как отсыл к цвету советского знамени. Налицо эксплуатация ностальгических настроений, но что интересно — в период выборов 1995 года слово «Россия» было выполнено стилизованным «традиционным» русским шрифтом, выбивавшимся из общего аскетического тона эмблемы. Именно эта архаизация шрифта делает понятным смысл программного тезиса: «защита народа, территории и образа жизни». Так шрифт (а не классовые символы) отразил изменения в партийной доктрине, её эволюцию в националистском направлении.

Потом КПРФ отказалась от этой стилизации, но, как говориться, сделала ход конём. В компании 1999 года символом партии стало геральдическое изображение ордена «Победа» с надписью «За победу патриотов России» и названием «КПРФ» внизу по центру. Орден «Победа» отсылает к победе в Великой Отечественной войне, имеющей универсальную ценность для многих граждан России. А текстовое пояснение — «патриотов» — утрирует образ врага — «чужого». Эволюция партийной символики очевидна. С 1999 года рекламный символ коммунистов представляет нацию не как союз рабочих, крестьян и интеллигенции, а как собрание людей, признающих величие советского прошлого. Но апелляция к прошлому не проясняет политической позиции, а является игрой на неуверенности избирателя в будущем.

Согласно Уставу другой популистской партии — ЛДПР, она имеет эмблему, «которая представляет собой прямоугольник синего цвета с соотношением сторон 2:3, с изображением на нём в центре краткого наименования партии «ЛДПР» буквами жёлтого цвета». Эта эмблема никогда не фигурировала в качестве официального символа партии на выборах, а название партии всегда было вторичным по отношению к имени её лидера Владимира Жириновского. Однако эмблема партии хорошо известна, и потому её анализ оправдан. Перед нами голубое поле геральдического щита стилизованной варяжской формы, с изображением окрашенной в розовый (на официальном сайте — в красный) цвет территории России в дореволюционных границах (включая Финляндию и Польшу) и с надписью «Россия». Над ней в лучах восходящего солнца — орёл и название: ЛДПР.

По всей видимости, щит символизирует герб, а значит, и государственность. Золото на голубом фоне вызывает имперские ассоциации. Орёл, выдержанный в духе императорской геральдики, может быть истолкован как сила или стремление. Он одноглав, но, тем не менее, служит отсылом к гербу РФ — государства Российского. Восходящее же солнце — древнейший символ возрождения и одновременно отсыл к советскому гербу, а щит отсылает к оружию, силе, безопасности и т. д., в то время как красный цвет — к СССР, сигнализируя о преемственности в сфере государственности.

Эта эмблема рассчитана на людей с самыми разными пристрастиями, имеющих набор идеологических предпочтений, включающих имперские амбиции дореволюционного образца. Символическая неопределённость этой эмблемы соответствует электоральной стратегии ЛДПР.

Политики без политики

Для объяснения феномена отсутствия политики в политической символике прибегнем к более технической гипотезе: сохраняя статус знаков, политическая символика испытывает трудности с приобретением статуса вторичной знаковой системы. Иными словами, эмблематика той или иной партии означает (да и то для человека хорошо информированного) эту партию — и ничего больше. Имея внутри себя грамотно сформулированные схемы коннотирования (включённые туда политтехнологами и одобренные заказчиками), элементы политической символики не могут запустить функционирование этих механизмов. Медведь на гербе «Единой России» должен был бы отсылать к неясному заснеженному означаемому необъятных просторов нашей Родины, а на деле отсылает лишь к самой «Единой России». Таким образом, вторичный слой значений, обладающий искомой убедительностью, оказывается полностью заблокированным.

Итак, анализ политической символики показывает, какое послание и каким именно образом закодировано в эмблематике политических партий.

Неэффективность партийной символики говорит о парадоксальной политической ситуации. Эти знаки вопиют о том, что позиционированные с их помощью партии не ставят перед собой общественно-политических целей. Они не заинтересованы в участии в формировании стратегии развития страны, осознанном и целенаправленном влиянии на происходящее и в творении истории. Реальный интерес партий — места в Думе, дающие возможность участия в распределении государственных активов. Выборы как средство реализации этого интереса оказываются в действительности акцией по добровольному пожертвованию избирателями своих голосов. Именно на исполнение этой функции и нацелена партийная символика. Знаки на лацканах российских политиков есть прямое указание на отсутствие в России партийной политики. А то, чего нет, не может стать мифом.

 

P. Барт. Избранные Работы. Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс», 1994

    


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Дизайн - это все!
Концепт
О дворниках, космонавтах и нанесении идей на предметы
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Дизайн как он есть
Вячеслав Глазычев Профессор президент Национальной академии дизайна
Искусство замысла
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Классно, когда клиента «вставляет»!
Пётр Банков директор компании «Дизайн Депо» главный редактор журнала [кАк)
Сотворчество в создании мира
Сергей Серов Руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Тактика
Четыре слова газетного дизайна
Вохур Колмре
Кто виноват? Как дизайнеры погубили мир
Роман Фролов
Одна голова!.. Хорошо?
Знаки на лацканах
Маяк для инвестора
Александр Пас Дизайнер создатель pdf-журнала «5 5»
Актуальный сюжет
Парле ву франсе?
Париж весной — просто картинка!
Эдуард Михневский специально для "Со-Общения"
Обирай , кого хочешь!
Константин Голоскоков Государственный университет — Высшая школа экономики
Белорусская операция
Оперативный простор
О капитализации российского искусства
Достоинство имени и польза дела: Рябушинские
Михаил Кутузов
Ещё один новый рынок?
Слова — главное оружие пиарщика. Слова — это его ствол
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.