Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Дизайн - это все! / Тактика

Кто виноват? Как дизайнеры погубили мир


Роман Фролов
Версия для печати
Послать по почте


С чего бы начать? Тема звучит до такой степени ужасающе, что непонятно, как не впасть в заумь и избежать тональности научной статьи.

Начну, пожалуй, с холодильника. У меня сломался холодильник — свет есть, но не морозит. Мастер, осмотрев мой холодильник — известной западной марки, заключил: «Слава богу, что он у вас старый, мы только реле поменяем — и будет служить ещё дол‑ го». На мой недоумённый вопрос (я начал было смотреть на холодильного мастера как на консерватора и любителя старины): «Что же такого хорошего в старых холо‑ дильниках?» — он ответил: «Они не ломаются, раньше делали на совесть. А современные долго не служат». Ситуацию с большим белым двухкамерным холодильным шкафом я выбрал в качестве иллюстрации мысли, что размышления о странности мира, в котором мы живём, могут возникнуть в любой, самой прозаической ситуации.

Холодильник служит недолго потому, что компания‑производитель заинтересована, чтобы мы купили обновленную модель, которая может быть другого цвета, более вместительной, иметь более удобные полочки, но функциональная задача которой остается всё же прежней — делать холод. А ведь на производство холодильников потрачено огромное количество сырья — стали, нефти, пластика и прочего. Причём известно, что при нынешних мировых темпах потребления той же нефти она должна закончиться на Земле максимум через пятьдесят лет. Образуются залежи вредных промышленных отходов, грядёт глобальное потепление... Получается, что в прежние времена, при менее совершенной технике, холодильники, например, служили нам дольше. А ведь далеко не всегда мы отказываемся от вещи потому, что она выходит из строя. Нас так выдрессировали, что мы можем выбросить новую вещь только потому, что она перестала считаться модной, или потому, что для поддержания нашего постоянно растущего статуса и общественного положения нам требуется владеть более «крутыми» вещами. Кроме того, магазины и дома полны вещей, без которых мы с лёгкостью можем обойтись. Ради наживы компании пичкают нас вредными для здоровья продуктами. Можно вспомнить генмодифицированные сельскохозяйственные культуры, безопасность которых хотя и не доказана, но известно, что они являются причиной разорения фермеров и крестьян в странах Третьего мира, выращивающих обычные продукты, производство которых требует больших затрат. Конечно, всё несколько упрощено для наглядности, но в принципе всё так и есть. И разве это не абсурд? И для чего же мы все живём?

Вот и получается, что мы живём в мире с весьма смутными перспективами. Основным мотивом жизни людей стало потребление и обогащение, и мир от этого не делается справедливее и человечнее. Прогресс науки и служит интересам немногих либо направляется против обездоленных, против самой природы. Похоже, дизайн вносит посильную лепту в эту мрачную картину всеобщей деградации. С помощью обманных обещаний и красивых картинок продаются бесполезные и бессмысленные вещи в ярких упаковках, и человек оказывается вовлечён в бесконечную гонку за новыми товарами. А в это же время миллионам людей не хватает самого необходимого и они продолжают умирать от голода и болезней.

Недавно на каком‑то столбе видел наклейку — наша Земля, зажатая между половинками гамбургера, приправленная картошкой, кетчупом и салатным листом. И надо полагать, что очень скоро мы в самом деле сжуем планету, с жадностью, но без удовольствия, как гамбургер в «ресторане быстрого обслуживания» McDonald's.

Ну, и что за всеми этими метафорами? Да, то, что все мы бездумно несёмся куда‑то не туда, забыв обо всём в процессе зарабатывания денег на новую модель холодильника. Капитализм, которого мы так вожделели, оказался редкой какой (ударение на первый слог). В принципе, весь этот бизнес не так уж плох, да вот беда — у него нет никакой цели, кроме денег. И главное, у него нет души. Бесконтрольно выпущенный на свободу, он одних людей превращает в зависимых рабов, других буквально губит.

Если попытаться систематизировать вышеизложенное, вот что мы имеем в сухом остатке.

Транснациональные компании, чьи доходы больше бюджетов многих стран, контролируют целые отрасли промышленности, разоряют конкурентов (а нет конкуренции — нет заинтересованности в разнообразии, повышении качества, снижении цен, реальном прогрессе). Эти компании, управляемые владельцами или акционерами, не подконтрольны общественным или государственным демократически избранным институтам. Более того, они стараются подчинить себе государство и общество — финансируют политические партии и демократические выборные процедуры.

Происходит нещадная эксплуатация недр Земли, ради доступа к которым до сих пор ведутся кровопролитные войны. Разрушается экология, эксплуатируются страны Третьего мира. Продолжается рост социального неравенства в мире. Вредные производства выводятся в слабо развитые страны, где экологическое законодательство легко нарушается или отсутствует вовсе.

Процветает культурный империализм — разрушаются культурные традиции целых стран и народов, умирают языки и обычаи, агрессивно навязывается примитивная массовая культура.

Средства массовой информации стремятся сделать из нас послушных потребителей.

Реклама вынуждает потребителя делать зачастую не свободный и не самостоятельный выбор, агрессивно навязывая товары и услуги.

Все эти процессы приняли планетарный масштаб. Они вышли из‑под контроля суверенных правительств. Рынок капитала, спекулятивный по своей природе, может в одночасье разорять целые страны и регионы мира. Производства перетекают с континента на континент в поисках лазеек в трудовых законодательствах, позволяющих эксплуатировать несовершеннолетних, устанавливать продолжительность рабочего дня, значительно превышающую нормы, принятые в цивилизованных странах, платить минимальную зарплату, препятствовать созданию независимых профсоюзов — превращать производства в военизированные поселения с использованием рабского труда.

Список — не полный, последовательность — случайная. Выводы каждый может сделать сам. Вся эта малоутешительная картина может быть названа одним ёмким словом — глобализм. И противопоставить ему можно только антиглобализм. Когда речь заходит об антиглобализме, выясняется, что для многих, как ни парадоксально это звучит, антиглобализм вовсе не отрицание глобализма как такового, а лишь отрицание «плохого» глобализма. Антиглобализм является частью более широкого явления, существовавшего во все времена, — поиска альтернативы существующему мироустройству. Этот поиск в современном обществе наряду с эпитетами «антиглобалистский» называют «активизмом», «андеграундом» (русские синонимы: «подпольный», «нелегальный»), а также всем тем, что можно назвать словами «неофициальный» (как противопоставление «официальному»), «альтернативный». В настоящее время антиглобализм объеди‑ нил всех, кто входит в конфликт с существующим «официальным» миропорядком, — от анархистов до защитников дикой природы. Дизайн неофициальный, подпольный, альтернативный, противостоящий официальному коммерческому тоже существует.

Столь лёгким воцарением глобализм, с его бесчеловечностью, как ни странно, обязан поражению коммунистической системы. После того как капитализм остался в одиночестве, утеряв историческую альтернативу в виде коммунизма, многие люди и целые общества — как поборники капитализма, так и представители различных альтернативных течений — почувствовали себя потерянными. Но здесь важны даже не сентиментальные чувства этих людей, главное, образовался опасный вакуум. Чувства несогласия и протеста утеряли традиционные формы выражения, исчезла серьёзная угроза — коммунистическое ниспровержение основ западного общества, которая заставляла прислушиваться к несерьёзной угрозе — умеренной критике (социалистов, профсоюзов, леворадикальных партий).

В последнее время у капитализма снова стало появляться альтер‑эго, хотя правильнее сказать, не у капитализма, поскольку противоборство утратило идеологическую составляющую, а у сложившегося мироустройства, построенного на свободной рыночной экономике, принципах всеобщего потребления и во многом развивающегося спонтанно и бесконтрольно. Достоинства нынешнего миропорядка не оправдывают в глазах многих людей его недостатков — манипуляций общественным сознанием, обогащения немногих людей и стран, нерациональной эксплуатации ресурсов Земли, загрязнения окружающей среды, эксплуатации стран Третьего мира, эрозии культуры, культурного империализма. Альтер‑эго современного капиталистического общества — именно антиглобализм во всех его проявле‑ ниях: «зелёные», пацифисты, анархисты и прочие.

К тем, кого условно называют антиглобалистами, примкнули представители профессий, создающих рекламные образы и бренды (инструменты манипуляции сознанием), а они лучше других понимают опасность и лучше других знают, как с нею бороться. Философия антиглобализма может показаться на первый взгляд противоречащей духу современного дизайна — отказ от работы с брендами, рекламой лишает хлеба большинство дизайнеров, и, казалось бы, среди них не должно быть сторонников антиглобализма. В определённом смысле может показаться, что эти люди рубят сук, на котором сидят, и, если следовать аналогии, современное общество своими каждодневными действиями рубит сук, на котором сидит всё человечество. С одной стороны, глобализм дает работу дизайнерам, с другой — его стремление к унификации и доминированию небольшого числа известных брендов (отсюда взрыв подделок и копирования известных марок) в конечном счёте ведёт к монополизму и монокультуре, а значит, отбирает работу, ограничивает возможности поиска нового косной корпоративной культурой, рассчитанной на прибыль любой ценой. Поэтому общим явлением последнего времени становится стремление дизайнеров обнаруживать своё авторство, сохранять независимость.

Что в таких условиях можно сделать? Как ненасильственными методами раскрепостить общественное сознание? Как откорректировать политику корпораций, сделать невыгодной существующую убийственную для мира политику? В конечном счёте бизнес зависит от нас, потребителей. Если мы откажемся покупать, корпорациям придётся искать выход. Нужно использовать возможности демократического государства и общественных институтов для ограничения пагубной деятельности корпораций.

Крупный бизнес не осознаёт свою ответственность перед потребителями, его больше волнует высокая вероятность возникновения эффективного бойкота товарам (недавние примеры — бойкот французского вина и сыра в ответ на ядерные испытания, отказ от потребления в Европе генмодифицированных продуктов питания, бойкот продукции Nike за эксплуатацию малолетних и труда политзаключённых в Китае и др.), и он пытается бороться всеми доступными средствами, в том числе насильственными, со своими противниками‑антиглобалистами. При помощи СМИ, принадлежащих крупному капиталу либо зависимых от рекламных денег, в общественное сознание активно внедряется образ антиглобалиста как нерационального дебошира и хулигана. Попытайтесь вспомнить публикацию, в которой бы деятельность антиглобалистского движения освещалась в позитивном ключе, и, когда не вспомните, задайтесь вопросом, почему это так. Нас в журнале [кАк) прежде всего интересует визуальный ряд антиглобализма, который является самым доступным и доходчивым инструментом воздействия на общество. Так дизайнеры создают альтернативу обществу потребления, и прежде всего это касается стандартов общества: товара и его упаковки, торговли и рекламы. И эта альтернатива рождена не ретроградами, аскетами или луддитами, а людьми, которые борются с манипулированием их сознанием и поведением. Антиглобализм уже нашёл своё выражение в дизайне. У этого дизайна есть выразительное лицо, есть многообразные проявления и он имеет богатую культурную предысторию.

Казалось бы, для России тема выглядит пока неактуальнойу нас нет общественных движений, у нас пока не чувствуют опасности, мы ещё не успели «наесться» рыночным обществом, но тема важна как своего рода «предсказание" будущего, которое уже здесь, но мы его просто ещё не замечаем.

Текст предоставлен журналом [кАк).


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Дизайн - это все!
Концепт
О дворниках, космонавтах и нанесении идей на предметы
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Дизайн как он есть
Вячеслав Глазычев Профессор президент Национальной академии дизайна
Искусство замысла
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Классно, когда клиента «вставляет»!
Пётр Банков директор компании «Дизайн Депо» главный редактор журнала [кАк)
Сотворчество в создании мира
Сергей Серов Руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Тактика
Четыре слова газетного дизайна
Вохур Колмре
Кто виноват? Как дизайнеры погубили мир
Роман Фролов
Одна голова!.. Хорошо?
Знаки на лацканах
Маяк для инвестора
Александр Пас Дизайнер создатель pdf-журнала «5 5»
Актуальный сюжет
Парле ву франсе?
Париж весной — просто картинка!
Эдуард Михневский специально для "Со-Общения"
Обирай , кого хочешь!
Константин Голоскоков Государственный университет — Высшая школа экономики
Белорусская операция
Оперативный простор
О капитализации российского искусства
Достоинство имени и польза дела: Рябушинские
Михаил Кутузов
Ещё один новый рынок?
Слова — главное оружие пиарщика. Слова — это его ствол
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.