Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/3/3/0


Четыре слова газетного дизайна

«Этот дизайн выходит за рамки приличий», — сказал главный редактор Postimees, увидев разворот свежего номера.

Слово первое

Когда в 1997 году было решено делать редизайн крупнейшей в Эстонии газеты Postimees, мы пригласили зарубежного консультанта из США Рольфа Рехе.

Наше руководство прежде всего вдохновляла возможность разнообразить газету, разговаривать с читателем посредством не только текста и фотографий, но и графики. И конечно, мы сами уже делали разнообразную инфографику для газеты — как маленькую, цветную, так и большую. К этому времени Postimees уже был полноцветным, но, например, логотип газеты оставался черным. Также мы уже пробовали всячески оформлять страницы. Иногда редакторы и дизайнеры невероятно увлекались различными идеями, но их воодушевление мало кто разделял, кроме них самих. Одним словом, мы перепробовали множество вариантов газетного дизайна. Рольф Рехе опустил нас с небес на землю. Во время работы с Рехе — я тогда представлял Postimees — мы разнесли весь дизайн газеты и начали строить его заново. И это была вовсе не работа художника. Скорее, это напоминало работу архитектора. Фундамент — цель и идея; пол и стены — типографика, сетка страниц, организация текста; потолочные балки — последовательность страниц, иерархия материалов на странице, инфоящики; крыша — структура газеты целиком, цвета; антенны на крыше этого дома — инфографика, иллюстрации. К тем же временам относится запись в моём блокноте: «Газетный дизайн не декорация, а ОРГАНИЗАЦИЯ». Эта фраза записана в моём блокноте красными чернилами. Теперь, спустя восемь лет, за которые дизайн Postimees сменился еще несколько раз, а я участвовал в редизайне ряда других газет, я всегда начинаю с организации. Конечно, это более скучная работа, чем придумывать эффектную инфографику, обсуждать с художником иллюстрации или оформлять в нарушение всех правил развороты, но без этого нельзя. Без нормальной организации нет нормального дизайна.

Слово второе

Разговор длился около 15 минут. Мы сидели вокруг стола вчетвером: репортёр, фотограф, графический дизайнер и я — дизайн-редактор. Проработав долгое время как пишущий журналист и редактор, я мог за этим столом выполнять также роль редактора. Так что у нас было 4-5 ролей. Стол был овальным.

Материал рассказывал о молодых артистах балета в местном театре. Театр хотел развивать именно балет, решили набирать молодёжь из балетной школы. Вопрос был в том, как это можно показать в газете, чтобы было интересно, эффектно, в то же время информативно и вызывало симпатию. Мы решили, что сделаем большое фото и маленькие фотографии всех артистов. Фотограф предложил на большом фото показать какойнибудь крупный план. Маленькие фотографии не обязательно должны были быть портретами, но фотографиями танцоров в различных позах, полагал дизайнер. Он обещал сделать их интересными. «Можем ли мы попросить их позировать в таких позах?» — спросил репортер. «Можем», — подумал редактор. Каждый высказался, и дизайн-редактор наконец нарисовал макет, где наметил размер и расположение большой и маленьких фотографий и текста. Макет получился простым, многое зависело от большой фотографии. «Непременно ищи крупный план», — сказал редактор фотографу. Позднее из этого получился разворот, который вышел точно таким, как было нарисовано на макете, и который получил приз на мировом конкурсе газетного дизайна. Кажется, что чем точнее наше представление о конечном результате страницы газеты, тем лучше он выходит. Кажется, что чем лучше журналисты (как пишущие, так и визуальные) представляют себе, каким должен быть конечный результат или газетная страница, тем лучше выходит. ПЛАНИРОВАНИЕ обычно занимает 15 минут. Их всегда можно найти.

Слово третье

Когда мы в Postimees стали продумывать новую первую полосу (как её содержание, так и форму), мы сформулировали для себя четыре цели. Так сказать, четыре «столпа», на которые должна опираться первая полоса. Ими стали чёткая организация и иерархия материалов; достаточное количество текста на первой полосе, чтобы читатель мог получить представление о содержании внутренних полос (подразумеваем 5-минутных читателей); сноска на главный материал номера должна быть расположена в «окне» первой полосы; на первой полосе при ссылке на материал необходимо использовать не только фотографии, но и другие визуальные средства (инфографику, иллюстрации, монтаж и т. д.). Что подразумевает этот последний «столп»? Подразумевает, что для газеты очень важно РАЗНООБРАЗИЕ. Одна из самых парадоксальных задач газетного дизайна — создать четкую и понятную читателю систему страниц и в то же время «взорвать» эту регулярность разнообразием.

Слово четвёртое

«Этот дизайн выходит за рамки приличий», — сказал главный редактор, увидев в свежем номере газеты разворот. Журналист хотел написать материал про новую архитектуру и городское планирование Тарту (второго по величине города Эстонии). Мы подумали, что если планирование центральной части города обещает стать чем-то неожиданным, то и дизайн статьи должен это иллюстрировать. Идея родилась из диагонали, которая ограничивала новую часть города, расположенную в излучине реки. Мы сознательно пошли на риск, потому что текст, расположенный по диагонали, читать гораздо труднее, чем обычный текст. Следует свернуть голову или повернуть газету! Повернув текст на 45 градусов, мы решили в следующий раз повернуть его на 90 градусов! Конечно, поворот не был самоцелью, целью было отправить местных поэтов прямиком на Парнас. Как известно, Парнас — это гора. Решено — сделано. На этот раз главный редактор уже не жаловался, что это «слишком».

Чем более чётко сформулированы правила дизайна в газете и чем более точно их придерживаешься, тем лучше. Тем приличнее выглядит газета. Таким образом, газетный дизайнер может написать на доске крупными буквами: «Вырабатывай правила, держись за них зубами и... НАРУШАЙ ЭТИ ПРАВИЛА — местами и временами». У меня эти слова на доске есть.

Заключение

Будучи в 2005 году в составе жюри российского конкурса газетного дизайна, я заметил всё описанное выше и в российских газетах. Была организация (хотя, может быть, как раз её было меньше всего), чувствовалось планирование, в наличии были разнообразие и нарушение правил. Для меня это стало ещё одним свидетельством того, что основные направления в развитии газетного дизайна интернациональны. У газетного дизайна давно нет границ.

[kAk)

Дата публикации: 05:18 | 15.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.