Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Детальная информация ivc линолеум тут.



soob.ru / Архив журналов / 2006 / Дизайн - это все! / Стратегия

Классно, когда клиента «вставляет»!

Дизайн жизни невозможен без дизайна души


Пётр Банков директор компании «Дизайн Депо» главный редактор журнала [кАк)
info@designdepot.ru
Версия для печати
Послать по почте

Дизайнеры, добившиеся известности и успеха, склонны делиться соображениями, тревогами и прогнозами, связанными с их деятельностью. Не пожадничал и Пётр Банков — директор компании «Дизайн Депо», главный редактор журнала [кАк).

— Какое современное определение дизайна вы считаете наиболее верным?

— Меня куда больше интересует, как будет развиваться современный дизайн.

Я убеждён, что это невозможно в условиях тоталитаризма. Почему? Потому что для тоталитарного режима главное — это снаряжение, ресурсы, боеприпасы — то, что внутри. А как это выглядит — не важно. Вот «ЗИЛы» — символ тоталитарного режима, мощные устойчивые машины — сильный мотор, надёжная ходовая, крепкий кузов. А дизайн — это лишнее. Растрата энергии на отопление космоса.

А в свободном обществе и начинка, и душа, и внешность — всё должно быть в гармонии. Иначе продать это можно только по дешёвке подданным какого-нибудь провинциального сатрапа.

— А стоит ли сходу вторгаться в политическое измерение? Ведь на вопрос о развитии дизайна нельзя ответить, не зная — а что он делает. В чём его миссия.

— Пожалуй — в создании идеальной модели мира. И в переводе её на язык пластики. Потому что дизайн — искусство пластическое, работающее с целостностью и гармонией. С гармонией белого листа — если делаем книгу. С гармонией цвета, если плакат или рекламное обращение.

Вот белое поле. На нём — точка. А вот тут — крестик. И понятно, что этот крест улетает. Но почему он улетает? Потому что воля дизайнера придаёт изображению темп и ритмическую структуру. И он, да — улетает.

Но это так только если есть пластика, гармония, смысл и идея.

— То есть дизайн — это воздействие на человека, которому он адресован?

— Да. И в том числе — воздействие через бездействие.

Возьмём Японию. Там в дизайне всё подчинено рутине практической повседневности. Если это машина — то надо, чтобы ехала. Чтобы можно было её быстро вымыть. Чтобы шуруп был подходящего размера по отношению к панели. Тотальный практицизм.

Это, конечно, связано с историей, с культурой…

Почему у них красивые блюда? Суши… Ведь все эти тунцы и креветки идеальны с точки зрения дизайна: белое, красное, коричневое и снова белое — рис... На любой тарелке они смотрятся как цветовые пятна, связанные ритмом!

Но почему, там такая кухня? Ведь у нас, например, еда редко бывает эстетичной. У китайцев вообще что-то страшное...

Штука в том, что столетиями японцами правили «злые сёгуны», которые стремились всё, включая еду, сделать абсолютно утилитарным. Отдушина была только в дизайне. И вот перед нами эти разноцветные роллы, суши, сашими, и рядом — ярко-зелёное васаби. И каждая тарелка — это дизайнерское решение.

— Но и при Советах были тарелки, которые и без суши несли дизайнерские решения. На них писали: «10 лет Октября», «Слава труду!»...

— Это — попытка породить эффективность и связность средствами дизайна.

Вот сидит пролетарий, ест щи. Вроде съел. Беспокоится: точно ли ничего не осталось? Гладит в тарелку, а там: «Пятилетку в четыре года!». Супер. Агитация на высшем уровне — через тарелку, карандаш, вазу с портретом. Такие технологии с тех времён никому и не снились.

— А одежда? Та же эсэсовская форма?.. Правда, что её спроектировал Хьюго Босс?

— Не уверен. Но знаю, что к 1917 году Александр Васнецов спроектировал новую русскую военную форму — головные уборы, подобные шлемам витязей, шинели с «разговорами»... Её пошили ещё до революции, но армию переодеть не успели. И она досталась красным. Помните будёновки? Так их сделал Васнецов! А что им двигало? Идея, конечно. Стремление привнести в армейскую рутину дух традиции. И это удалось. Но не ему. И будёновка стала символом революционного героизма.

— Как же быть с этим парадоксом? Если в тоталитарной культуре дизайн не нужен, то откуда эта мощь серпа и молота, красной звезды?

— Их энергетика сильнее дизайна. В самой по себе звёздочке нет ничего. Но то, что она вобрала в себя «красное идеальное», сделало её сокрушительной и одновременно — зовущей. То же самое — серп и молот. Серп, например, плодотворно использовался модерном: осень, сбор урожая…

— …А тут — бац! — молот добавили. И вот строй сменился, а они — повсюду. Доминирующей коммунистической идеологии нет, а куда ни глянь — серпы и молоты, молоты и серпы.

— Это оттого, что новый строй ещё не утвердился в смыслах. Новые культурные коды не вытеснили старые. Отсюда и башенки на зданиях — версии лагерных вышек. Только вертухаев не хватает. Зековская архитектура. Вышки вышли из подсознания и залезли на новые, дорогие дома, внутри которых — плоские, с низкими потолками, тёмные, тюремные пеналы-квартиры.

— А во французском кино поражает обилие в квартире пространства и света — огромное окно, простор, ванна посреди комнаты, а в ней — красивая и свободная девушка…

Итак, вы считаете, что на уровне кодов — управляющих знаковых систем — до сих пор ничего не изменилось?

— Коды живут глубже, чем мозаики в метро и квартирная планировка. Когда входишь на станцию, ужас не в том, что вокруг всё сталинское (оно сделано прекрасными художниками и даже гениями — вспомним Дейнеку). Ужас в пустоте и стёртости лица толпы. В лицах без дизайна.

Вы знаете людей, у которых в лице, одежде, поведении сквозит оформление их бытия, присутствие образа? Для них жизнь — это материал, с которым они работают. А дизайн жизни не бывает без дизайна души — стремления к познанию, мышлению, красоте.

А в метро этого нет. Только тёмные, потухшие глаза. И «красный дизайн», о котором вы говорите, окрашивается энергиями, которые они везут с собой.

Но это — не извечная русская скорбь. В славянской Словении меня поразили светлые лица людей. Их интерес к себе. К миру. Простые мужики, тягают какие-то плиты, им тяжело, но у них в лицах — свет… Мне показалось, они чувствуют себя дизайнерами своих судеб и им от этого хорошо.

— И как же быть с миллионами лиц и жизней лишённых дизайна?

— Скоро наша профессия станет самой модной. Потому что людям необходимо продавать и покупать. Продавать себя и покупать других.

Уже скоро они будут нуждаться в постоянном фейс-лифтинге, ибо каждый будет хотеть быть брендом. И потребует работы не только с одеждой и макияжем, но и со своей изнанкой. Чтобы были умные глаза, чувственные губы, чуткие уши… Кто может это сделать? Топовый дизайнер.

— Дизайнер человеков…

— Человеков и их душ.

Предназначение дизайна — делать человека всё более совершенным. Сегодня — через предметы, завтра — через внутренний мир.

Смотрите, в последние десять лет произошло чудо. Помните, был странный французский автопром, про который никто не понимал, что такое «Пежо» или «Ситроен»? Считалось, что машина должна быть немецкая, американская или японская. И вдруг французы резко повышают объёмы продаж автомобилей. В чём секрет? В том, что они сделали грамотный, чувственный и темпераментный дизайн автомобилей. Дали машинам индивидуальность. Какими средствами — это вопрос к ним. Но я предполагаю, что сначала изменились сами французы.

Сегодня им всё равно, менять ли машину один или два раза в год. Но они хотят чтобы она имела лицо. И говорила о том, что у её хозяина есть мысль, успех, вкус, динамика, мечта. Через это поднялся бренд «Пежо».

— То есть вместе с одеждой, походкой, машиной, интерьером квартиры и офиса, вместе с мировоззрением человек нужен или не нужен миру таким, каким его делает (или не делает) дизайнер. Дизайнеры могут, например, превратить заурядного менеджера в героя-управленца…

Кстати, чем по сути отличается дизайн-компания от компании, например, финансовой или нефтяной? А дизайнер — от менеджера?

— Разница принципиальная. Компания, оказывающая финансовые услуги обязана быть клиенто-ориентированной. А дизайн-студия имеет право сказать: мы ориентированы не на клиента. Наш бизнес ориентирован на свой мир.

— То есть на дизайн?

— Да. Кроме клиентов, есть ещё и жизнь, отношения к ним не имеющая: выставки, проекты, борьба за красоту.

При этом часто мы продаём клиенту больше, чем он хочет. То есть — свежие идеи, культуру, за которую он пока не готов платить. Он даже не знает, что ему ещё что-то продается. Но в него вливаются эманации другой жизни.

— А стоимость продукта при этом растёт?

— Дополнительная стоимость нашего продукта — в способности менять мир, в котором живут менеджер или хозяин клиентской компании. Менять образ и стиль их жизни. С помощью дизайна они могут узнать, что не обязательно покупать «мерс» или ехать на пресловутое море, а можно пойти в кузню и научиться ковать подковы.

Удивительно: люди меняются на глазах. Они вдруг не покупают новый самолёт, а дают 100 тысяч долларов на новый выставочный зал. Или на стипендии для студентов. Или отправляют своих детей осваивать искусства. Или едут сами.

Прошлой весной я работал в кузне. Это была фантастика! Кузне 150 лет, в ней всё налажено, и вот этот кузнец — ростом метр пятьдесят — берёт пудовый молот и им как карандашиком помахивает. Ты эту штуку не можешь двумя руками поднять, а он — с лёгкостью, виртуозно… А потом в деревне видишь, как его обожают женщины, потому что он прекрасен, спокоен, в нём сила его дела. И бабы млеют… Потому что любят дизайнеров. Дизайнеров собственной жизни.

— Конечно. Любовь к человеку, предмету, марке, бренду может порождаться технологиями, умениями, мастерством.

— Хороший пример — стихии: небо, земля…

Вот смотришь в окно, и тебе хорошо. Почему? Потому что неба много, а земля, например — напополам. Ритм абсолютный. И этот ритм создаёт комфорт. То есть определённые соотношения рождают определенные эмоции. И мастер чувствует на кончиках пальцев — сколько и чего надо, чтобы родилась любовь.

Много ли в России мастеров? И что происходит в русском дизайне?

Чудеса. Причём не с дизайнерами, а с клиентами. Например, приходят люди и заказывают дизайн промышленных вездеходов… Где это слыхано — дизайн вездеходов? Где ещё такое может быть?

Коллег просят разработать чемоданы, которые дома не надо прятать. Чтобы можно было их превращать, например, в табуреты или шкафчики — в часть интерьера, давать им вторую жизнь. А надо уезжать — вещи покидал да поехал.

Поехал, и взял с собой, например, ёлочку новогоднюю. Небольшую. Но особую. Специально для тех, кто в Новый год едет по делам. Она сделана из пластика на основе вантуза, и её можно и к стене, к ветровому стеклу, и к потолку купе прилепить. Клиент в восторге: супер! И это классно, что его «вставляет»!..

— Значит, не всё так мрачно, как казалось в начале беседы…

— Пожалуй. Но вот что тревожит… Когда словенцы брали у меня интервью, они спросили: чем отличаются русские? И я ответил: «Мы свою страну очень любим и одновременно — ненавидим. И нас всё время рвёт на части». Я ненавижу всё, что меня окружает. И обожаю всё это.

Так что всё в порядке: рядом живут ужасный пессимизм и абсолютный оптимизм.

Беседовал Эдуард Михневский


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Дизайн - это все!
Концепт
О дворниках, космонавтах и нанесении идей на предметы
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Дизайн как он есть
Вячеслав Глазычев Профессор президент Национальной академии дизайна
Искусство замысла
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Классно, когда клиента «вставляет»!
Пётр Банков директор компании «Дизайн Депо» главный редактор журнала [кАк)
Сотворчество в создании мира
Сергей Серов Руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Тактика
Четыре слова газетного дизайна
Вохур Колмре
Кто виноват? Как дизайнеры погубили мир
Роман Фролов
Одна голова!.. Хорошо?
Знаки на лацканах
Маяк для инвестора
Александр Пас Дизайнер создатель pdf-журнала «5 5»
Актуальный сюжет
Парле ву франсе?
Париж весной — просто картинка!
Эдуард Михневский специально для "Со-Общения"
Обирай , кого хочешь!
Константин Голоскоков Государственный университет — Высшая школа экономики
Белорусская операция
Оперативный простор
О капитализации российского искусства
Достоинство имени и польза дела: Рябушинские
Михаил Кутузов
Ещё один новый рынок?
Слова — главное оружие пиарщика. Слова — это его ствол
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.