Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/2/tactic/1


Торг уместен

«Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза», — писал некогда Козьма Прутков — удивительный автор, ставший результатом (возможно первого в этом роде) специального культурного проекта. Прутков — это не просто псевдоним — это специально придуманный литератор, культурный деятель, обладающий почти всем, что может быть нужно такой персоне — богатой биографией, незаурядной родословной, бурными страстями, стремлением участвовать в общественной жизни, многочисленными опубликованными текстами, известностью и признанием. Он был и остаётся лишён только одного — физического тела. Но это не мешает ему оставаться в ней и по сей день в качестве «полноправного члена семьи реально живших русских литераторов»[1].

Кто и почему помнит сегодня имена Алексея, Александра и Владимира Жемчужниковых? Честно говоря, помнят немногие. А если помнят, то главным образом потому, что знают их как авторов проекта «Прутков». Удивительным образом, творения вымышленного персонажа обрели популярность куда большую, чем произведения его создателей, подписанные их подлинными именами. Быть может, это связано с тем, что реализуя проект «Прутков», его авторы не имели ни времени, ни возможности разработать и продвинуть на рынке три проекта «Жемчужные»?

Так или иначе, но поощрение досталось не им, а Пруткову.

Но обратите внимание: поощрение, о котором говорится в приведённом выше афоризма, необходимо далеко не только писателю.

Поощрения (признания, оценки по достоинству, позитивной обратной связи) свойственно искать большинству людей реализующих свой потенциал в любой публичной деятельности. При этом форма поощрения, конечно же, варьируется. Это может быть благодарность, вынесенная начальником с глазу на глаз. Но может быть и транслируемое на всю страну по телевидению вручение ордена президентом республики. Или, скажем — присуждение престижной премии или почётного звания, в мгновение ока делающее доселе рядового учёного, журналиста, режиссёра, певца, политика или гуманитарного технолога членом клуба немногих избранных мастеров.

Естественно, признание имеет и чисто материальное измерение.

Высокие гонорары и большие жалования представляют собой ни что иное, как ту самую обратную связь, которую получает тот, кто продаёт свою деятельность на соответствующем рынке. Можно, пожалуй, исчислить и размеры признания. Хороший пример — плата, которую получают за свои выступления знаменитости, выступающие с лекциями. Подсчитав их гонорары можно, к примеру, сделать вывод, кто более признан — Алвин Тоффлер или Френсис Фукуяма, Генри Киссенджер или, скажем, Михаил Горбачёв…

***

Не так давно один весьма известный в своей области философ в беседе с не менее признанным в своей сфере психологом сетовал на странное и крайне раздражающее несоответствие в оценке труда людей их профессии на Западе и в России.

Говорил он буквально следующее: если там философ штатно (а, может, и нет) работает в университете, читает лекции, участвует в академической коммуникации и публикует одну свою работу в год, то он не только способен позволить себе вести жизнь более чем благополучную в материальном отношении, но может просто не заботиться об участии в каких либо проектах, осуществляемых вне пределов его профессиональной сферы — т.е., собственно — философии. Ему не надо одновременно заниматься бизнесом, руководить интернет-ресурсом, или, допустим, консультировать штаб кандидата на выборный

государственный пост. А что же происходит здесь? Господа гуманитарии, попробуйте-ка обеспечить себе высокий уровень и хорошее качество жизни на тех же условиях, что ваши западные коллеги! Служите в вузах, участвуйте в конференциях, путешествуйте с докладами, публикуйте книги… Короче — попытайтесь продать ваше время, ваш интеллект и вашу репутацию хотя бы за те же деньги. Думается, что сейчас и в ближайшее время успех вашей затеи, скорее всего, будет весьма и весьма маловероятен.

О чём это говорит?

Прежде всего, о том, что в сегодняшней России людям гуманитарных профессий необходимо упорно работать, повышая престиж и в самом прямом смысле — капитализацию своих видов деятельности. И, возможно, в конечном счёте — создать такую ситуацию, когда обладатели ресурсов способные высоко оплачивать их труды, захотят это делать.

Допустим. Но как этого добиться?

Как практически реорганизовать положение интеллектуалов именно таким — приятным для них — образом? Сегодня им отчасти помогают разнообразные конкурсы и постепенно внедряемая система грантов. Но разве их достаточно? Быть может, пришло время учредить своего рода биржу, где могли бы котироваться нематериальные активы частных лиц и корпораций? Их знания? Их репутации? Их признание в профессиональных средах, в сообществе потенциальных биржевых игроков и в обществе в целом?

Эти вопросы в свою очередь порождают новые. Например: а каким индексом могла бы оперировать подобная торговая площадка? Каков был бы механизм ценообразования? Кто и при каких условиях получал бы право размещать на этой бирже свои «ценные бумаги»? Исходя из чего исчислялось бы вознаграждение «интеллектуальным брокерам», успешно пристраивающим интеллект?

Всё изложенное в предыдущем абзаце можно принять за шутку. Ну, а если посмотреть на дело иначе? Ведь и Нью-Йоркская фондовая биржа стояла на Уолл-Стрите далеко не от начала времён. Ну а сегодня тысячи предприятий выступают там в роли товара, и финансовые компании зарабатывают миллионы, успешно оперируя этими активами. Так что же мешает нам увидеть систему, где товаром были бы интеллект, дарование, популярность?...

***

Эти и сопредельные темы обсуждают в своих статьях и интервью включённых в раздел «Тактика» методолог Пётр Щедровицкий и люди искусства — писатель Роман Злотников, певица Ирина Богушевская.

То же самое касается и разнообразных производственных и торговых предприятий. Рост их доходности и повышение рыночной стоимости находится в прямой зависимости от того, насколько велико внимание и лояльность потребителя по отношению к брендам, продукции и услугам этих компаний. Соображениями по поводу рыночного измерения рассматриваемых вопросов делится менеджер по маркетингу компании «СЖС Восток Лимитед» Татьяна Апатовская. Примеры различных подходов к управлению репутацией предприятий и предпринимателей, работающих в российских регионах, анализируются в тексте Максима Музалевского — директора «Центра Общественных Связей «Саратов»». Мы намерены и в дальнейшем обсуждать эти вопросы, и будем рады, если вы примете участие в предстоящей дискуссии. Более того, мы готовы поощрять такое участие. В том числе и финансово.


[1] Так, во всяком случае, считают современные литературоведы.

Дата публикации: 06:57 | 01.01


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.