Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Внимание. Уважение. Признание / Стратегия

Удовольствие важнее необходимости

Свобода в тюрьме — пошлость


Александр Пятигорский Русский философ
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Александр Моисеевич Пятигорский, известный русский философ, лингвист, культуролог, специалист по философии буддизма, исследователь индусской мифологической и философской традиции, один из основателей тартусско-московской семиотический школы, друг и соавтор Ю. М. Лотмана и М. К. Мамардашвили, находящийся 30 лет в эмиграции и работающий профессором Лондонского университета, совершил трехнедельный набег на Родину. Несмотря на свой далеко не юношеский возраст, он практически каждый день выступал с лекциями перед различными московскими аудиториями. Это интервью Александр Моисеевич, мало спавший накануне, согласился дать после его очередной — внеплановой — лекции в Школе культурной политики. Беседа проходила в машине очень поздно вечером на пути от Мосфильма до Консерватории.

— С Вашего позволения, я начну задавать вопросы. Наверное, я просто по порядку перечислю…

— Нет, по одному. Кратко и резко.

— Первый вопрос — существует ли русская философия?

— Нет, не существует. Это один из предрассудков. Я не могу себе представить, чтобы в Шотландии, которую я ужасно люблю, студент спросил, а существует ли шотландская философия. Да он умрёт, но такого не спросит! А всётаки Юм был шотландцем. Но это никому не придёт в голову — философия есть философия. А уж где она там вспыхнет — это случай.

— В этом смысле, у философов национальностей не бывает?

— Нет, настоящий философ не имеет национальности, не имеет страны, но живёт — любит или не любит. Заметьте, философ, в принципе, позитивен — в примитивном смысле этого слова.

— А в каком пространстве живут философы, если не в стране?

— Они живут в пространстве своего философствования, лично в их пространстве беседы по философии, которой если не будет…

Однажды одного из немногих американских философов (их очень мало, оттого они и более ценны) спросили, что он считает самым страшным для мира. Все ожидали, что он скажет, что это атомная война или прочая чушь. А он ответил, что самое страшное — если я завтра утром проснусь, а окажется, что беседа невозможна — совсем не с кем поговорить о философии, невозможен разговор.

Ведь философ — человек. Если он сверхгений, то ему разговор не нужен, но человеку-то… Я не скажу, что ему разговор абсолютно необходим, нет. «Абсолютно необходим» — в этом есть что-то мерзкое. Но он его хочет, он получает от этого удовольствие. А удовольствие гораздо важнее необходимости.

— А зачем Вы говорите — выступаете с лекциями?

— Приятно говорить о философии.

— А слушают Вас зачем? Есть ли — кроме удовольствия — что-то, что заставляет людей Вас слушать?

— Нет, если заставляет, я бы им сказал: ребята, пожалуйста, не слушайте меня. Заставлять не должно. Это ответное желание философствовать.

— Недавно была озвучена идея, которая заключается в том, что для того, чтобы Россию — как страну — начали уважать, нужны десять философов в мире, которые несли бы на себе, условно говоря, бренд русской философии. И через это — бренд России.

— А зачем кого-то уважать? Я, например, предпочитаю, чтобы меня любили, а не уважали. Уважение я ни во что не ставлю и сам никого не уважаю. Я люблю или не люблю, а уважать — это мне совершенно чуждо. А чтобы страну уважать — это уже бред какой-то…

— Обращать внимание, признавать.

— Так вы понимаете, если речь идёт о гегелевском признании (если не ошибаюсь, четвертая глава «Феноменологии»), то это всё безумно поверхностно и нефилософично сейчас. Это надо изгнать, это даже не предрассудок, это просто пример вульгарного мышления, которое ниже предрассудка. Вам нужно, чтобы вас уважали? А мне во сто раз важнее, например, чтобы меня хорошо кормили — не в смысле абстрактно-денежном, я просто люблю хорошую еду. Люблю получать удовольствие от еды, от беседы. А уважение… А вообще, за что меня уважать, за что страну уважать?

— Но при этом многие люди взыскуют признание, уважение…

— Философ к ним не относится. Он не будет с этими людьми разговаривать, ему неинтересно. Интересно разговаривать с людьми, взыскующими истины, говоря достаточно банально. А уважение, признание… Любовь — это я понимаю.

Да я бы сам себя никогда не уважал на месте другого, но это другой вопрос. Отставим это как не тему философии.

Вот мне Юра Сенокосов вчера сказал, что у нас в России никто никого не уважает. На что я ему ответил, что, может быть, не за что уважать? Тогда это хорошо, что не уважают.

И вообще, при чём тут уважение? Люди должны быть, прежде всего, вежливы и любезны друг к другу. Это вопрос внешнего поведения, которое по существу не является внешним. Оно является выражением чего-то очень внутреннего. Вот это презрение к внешнему — это один из страшных пороков русского мировоззрения.

Собственно, я повторяю то, что гораздо лучше сказал Мераб, чем я. Нет никакой внешней и внутренней свободы, это просто выдумано обиженными дураками. Свобода есть одна: внешняя и внутренняя.

А вот когда человек говорит, что пусть меня посадят в тюрьму, я всё равно внутренне свободен — пусть тогда он и сидит в тюрьме, если ему всё равно. А вот мне не всё равно. А Вы хотите в тюрьму, чтобы там быть свободным внутренне? Это всё вранье, и это прекрасно понимает не только любой философ, а любой здравомыслящий человек. Человек может внутри своей свободы сам себя посадить в тюрьму. Это его дело, и я вполне допускаю, что это его выбор — пожалуйста. Но подчиниться чужой воле и говорить, что я свободен в тюрьме — это пошлость.

— Может, человек стремится к таким (условно) пошлым вещам, потому что он слаб и ищет какую<то точку опоры, внутренний стержень?

— Внутренний стержень вам на блюдечке не преподносится — надо работать. То, что я называю свободой, даётся тяжёлой мыслительной работой. Только гении рождаются свободными, но мы не можем рассчитывать на то, что человек, поступающий в консерваторию студентом, уже Бах или Моцарт. Бывает, что так случается, но это — нарушение законов статистики.

Беседовал Яков Мухин


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Внимание. Уважение. Признание
Концепт
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Тайная власть признания
Дмитрий Петров
Стратегия
Всего один шаг...
Редакция «Со — Общения»
Удовольствие важнее необходимости
Александр Пятигорский Русский философ
Новая миссия России
Олег Матвейчев директор московского представительства компании «Бакстер-групп»
Признание витально необходимо
Борис Эльконин Детский психолог
Тактика
Торг уместен
Инновационный потенциал
Пётр Щедровицкий методолог
Сухая репутация
Максим Музалевский директор Центра Общественных Связей «Саратов»
Фокус на признании
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу компании «СЖС Восток Лимитед»
Большая книга — большая литература
Георгий Урушадзе директор «Центра поддержки отечественной словесности»
«…Если нужные книги ты в детстве читал…»
Роман Злотников писатель
Загадка: нежный цветок — стальной стебелёк…
Ирина Богушевская певица поэт
Актуальный сюжет
Новый поворот
Взгляд с высоты
Игорь Писарский Председатель совета директоров агентства Р.И.М. Портер Новели
От generation «П» к generation «X»
Александр Чумиков председатель Экспертного совета Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития общественных связей «Хрустальный Апельсин»
Лучшие лучники получают всё
Надежда Явдолюк Исполнительный директор национальной премии «Серебряный Лучник»
Сообществу нужны более чёткие стандарты
Консалтинг в Петербурге
Ирина Чукомина собственный корреспондент Со-Общения в Санкт-Перебурге
Оперативный простор
От экономики недоверия к социальному партнёрству
Григорий Тульчинский профессор Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств
Об образовании
Геннадий Копылов
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.