Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/2/oper/1


Об образовании

Проходя мимо полок, где представлена педагогическая литература, испытываешь скуку. Потому что знаешь — ничего удивительного не купишь. Кроме книг, где сквозит механистическое отношение к людям — жителям неординарного современного мира. Будто эти люди — выкройки, сработанные по лекалам общества. Но какого общества? Какой страны? Какой эпохи?

Между тем, сегодня сама современность есть проблема — проблема самоопределения.

Книга "От 15-ти и старше: новое поколение образовательных технологий" — приятное исключение из ряда томов о педагогике. Она презентует новую образовательную практику — практику самоопределения.

Гуманитарное образование. Будущее

Что делает Школу гуманитарного образования столь актуальной? Тема самоопределения. Плюс — сосредоточенность на контекстах этого самоопределения. На создании инфраструктуры поддержки принятия человеком решения. На обеспечении навигации (в том числе, пространственногеографической) в современном мире.

Но дело не только в актуальности. Работа группы Александра Попова — это последовательная и фундированная, достойная попытка работать честно. Выйти из круга взаимообмана, витающего вокруг сферы образования.

Авторы текста не поддаются на массовую ложь. И вырывают из её круга юношей и девушек, которые иначе молча внимали бы, какое замечательное образование даёт некий N-ский институт…

Но встаёт вопрос: а что завтра? Этого не знает никто. Но задача — в анализе того, какие профессиональные области или ещё не описанные как виды деятельности занятия являются общественно-созидательными — обладают "вдохновляющим потенциалом", дают возможность участвовать в жизни в полной мере, находятся на переднем крае развития страны или цивилизации. Надежда России — на сдвижки и прорывы, на необычные ответы на вызовы. Да, нам предстоят катаклизмы. Но без них стране не подняться.

Где сегодня передний край? Есть варианты. Быть может, мир находится в руках ("в пальцах") программистов, IT-шников, техников виртуальной реальности? А может, точку развития задаёт работа универсальных предпринимателей, связывающих в успешные бизнесы новые технологии и ресурсы? Или на это место нужно поставить юриста? Алхимика финансов? Мастера ролевых игр? Эколога?

Искать один ответ бессмысленно. Единственного направления развития современной социальной жизни нет. Можно перечислить ряд принципиально разных "зон", где строятся новые практики, которые завтра будут определять жизнь. Но среди них нет таких позиций, как экономист, учёный-естественник или филолог…

Но, минутку — это же названия трёх профильных потоков в старших классах российских школ. И?..

Да, школа живёт по инерции, предъявляя варианты профильного обучения, которые она может обеспечить. Но не те, что способны дать молодому человеку мощный жизненный импульс. Поэтому молодые люди, реализующие активную жизненную позицию, образуются помимо школ и институтов — в структурах, подобных Школе гуманитарного образования.

Проектность и размыкание школы

Можно выделить три ключа к тому, чтобы начать работать не по инерции, а честно, с пониманием того, что нужно жизни от современных людей. По этому пути идут создатели ШГО.

Они делают организационные проекты. Поскольку сегодня проекты — ведущая форма образования. В проектах осваивается организационный план любой практики. Организационный подход становится одним из важнейших. Школьники и студенты участвуют в проектах, чтобы приобрести взгляд и "руку" организатора, научиться, стягивая разрозненные деятельности, строить нечто жизнеспособное, осмысленное. Именно на это нацелены программы, описываемые в книге Александром Поповым и Ириной Проскуровской.

Кроме того, они размыкают школу.

Нынешние учителя не могут объяснить школьникам ни рекламу, ни телевидение, ни игры, ни арт-проекты, ни политику. А ведь только сознательная ориентировка в этих практиках может сделать молодого человека "хозяином жизни". В сети ШГО работают в качестве руководителей проектов специалисты из этих и близких сфер: программисты, рекламщики, издатели, инновационные предприниматели, социальные проектировщики и продюсеры. Вместе с учениками они ищут ответы на вопрос: как организованы современные практики? Плюс — ответы на самый важный для молодых людей вопрос: как всё это можно сделать иначе?

Попадание в историю. Миро-строительство

Если важно не только жить в истории, но и участвовать в ней, то даже мировоззренческий аспект изучения некоего предмета оказывается подчинённым. Важно не миро-воззрение. Не миро-созерцание… А миро-строительство.

В том числе, и само-строительство.

Важно переосмыслить преподающиеся предметы так, чтобы они служили задаче становления самоопределяющегося человека. Именно так это сделано с географией (и историей, и страноведением, и обществознанием) в курсе "География человеческих перспектив", где вводятся понятия, структурирующие пространство современной жизни в её перспективах. Методы "гуманитарной картографии" помогают соотносить сценарии пространственного развития страны с собственными жизненными сценариями. К концу курса каждый его участник рисует собственную траекторию движения во времени и в стране: где учиться, работать, создавать семью…

Навигация открыта — можно пускаться в путь!

Идёт поиск решений главной проблемы — как дезавуировать самообман. Как достроить систему образования такими организованностями, откуда могут выходить в жизнь полноправные участники исторического процесса. Работы Попова, Проскуровской и их коллег — пример того, что можно сделать поверх стандартной школы для простраивания осмысленной жизненной перспективы. Более того: обсуждение и картирование жизненных перспектив даёт для этой цели больше, чем казённые идеологические призывы типа "Спартак-чемпион". ШГО компенсирует то, что недодаёт человеку власть: надежду, видение горизонта.

Другой момент — конкуренция за умы. Сегодня не только "образовательные" центры начинают осознавать свои возможности по формированию нужных им человеческих типажей. Это относится и к масс-медиа, и к традиционным образовательно-воспитательным проектам, строящим могучие бизнес-группы типа "Газпрома" и "Лукойла"…

Образование находится в ситуации конкуренции. Пока традиционная школа в ней проигрывает, и если она не начнёт делать что-то подобное тому, что делает ШГО, проигрыш неизбежен.

России нужны люди, качественно отличающиеся от сегодняшних. Самостоятельные, ответственные, мобильные.

А система образования плодит неподвижных социальных иждивенцев. При этом мобильность граждан в России — это и ресурс, и средство санации депрессивных территорий.

Передвижения граждан — это новые возможности, а не беда или напасть. Население России сейчас крайне немобильно — и в физическом, и в карьерном, и в качественном пространстве. И эта проблема осознается сетью ШГО. Но Попов и Проскуровская предлагают внятные и апробированные решения.

Вы их найдёте в этой книге.

Дата публикации: 05:54 | 24.03


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.