Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Моды / Практика

Когда нас «отпустит»…

Куда?


Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
most@krakadil.ru
Версия для печати
Послать по почте

Что вы смотрите? Что слушаете? А читаете? Модная передача… Модная радиостанция… Модный журнал… Не в смысле - журнал про моду, а в смысле с которым нужно появляться публично - хорошо для репутации. Масс-медиа - такой продукт, который, пожалуй, больше многих нуждается в том, чтобы быть модным. Иначе придётся уходить с рынка. Так что же побуждает читателей очертя голову расхватывать с лотков эти небольшие пачки бумаги с буковками и картинками? И что им мешает это делать?

Оживлённый монстр

- Когда-то для многих «Крокодил» был, кроме шуток - любимым чтением. А потом - исчез. И долго о нём никто ничего не слыхал. Но вот - он снова на прилавках: в буром конверте, напечатан на грубой бумаге. И внутри - вострые зубы. А кругом - море весёлого «глянца». Вы думаете, читатель полюбит и захочет вашего - шершавого?

- Тот - старый «Крокодил» пропал. А у нас было желание и задача: извлечь его из небытия, и отправить на рынок.

На момент старта опросы говорили нам чудовищные вещи. Люди были уверены, что «Крокодил» как выходил, так и выходит. Несмотря на то, что пять лет его не было на рынке. Так - с одной стороны мы получили очень неплохой бренд - одно из старейших (выходит с 1922 года) и популярнейших (6 миллионов тиража) изданий в стране. А с другой - люди считали, что он никуда не девался, но не читали его, а, значит - не имели мотивации его покупать.

Кроме того, мягко говоря, не было денег на то, чтобы выходить на рынок массированно и по-модному, как «глянец». Они тратят для начала пять-миллионов долларов, чтоб запуститься. Это даёт рекламу, возможность быстро окупить дистрибуцию и выйти во все торговые сети.

У нас ничего такого не было. И когда мы пришли в розницу с предложением продавать журнал на шершавой бумаге, с печатью в два цвета, на 48 полосах по цене 100 рублей как минимум, нам сказали, что мы не продадим ни одного экземпляра.

Но прошёл год, и вот - журнал выходит и уходит за не маленькие деньги - стоит дороже «глянца» и продаётся хорошо.

- И почём?

- В Москве - от 100 до 150 рублей. Есть точки, где «уходит» до 120 экземпляров в месяц.

Мы прожили год с ощущением, что дело идёт на лад. По крайней мере, с дистрибьюторами, с которыми мы работаем, отношениях у нас хорошие. И значит - пора переходить на новый уровень задач. Мы намерены увеличить количество выпускаемых продуктов - делать «Крокодил-Лайт» - общественно-политический еженедельник формата «Огонька», «Итогов», «Newsweek» и т.д., 80% содержания которого - карикатуры и картинки. То есть - неделя в образах. С небольшим количеством пояснений.

Это беспрецедентный продукт, довольно сложный, потому что трудно собрать столько технологичных художников, способных делать такую полноценную продукцию строго разв неделю.

Второй продукт - это сайт, который есть, но который мы запустим заново, сделав другим - это будет самостоятельный проект, отчасти связанный с тем, что мы хотим открыть собственное телевещание в Сети. С новостями, художественными и документальными фильмами, и всем прочим. Если в следующем году мы найдём средства, то сделаем, я думаю, вполне качественный шаг развития.

- То есть это всё затем, чтобы делать журнал всё модней и модней? Ведь те, у кого вы найдёте средства, станут ждать, что скоро он начнёт «отбиваться». Так бывает почти всегда. А когда ожидания инвесторов не оправдываются…

- Это болезненный момент. Думаю, эта проблема в принципе не разрешима. Мотивация инвесторов понятна - им всё равно, куда вкладывать деньги. Такова логика денег в России. Подчёркиваю: не инвесторов, а денег. Харизмы, закачанной в русские рубли - шальные, спешные, тупорылые.

Родина русского «глянца» - страна за железной дверью

- И им всё равно, что - окупить журнал, и сделать его модным - это разные вещи. Потому что даже ставший модным журнал может обрести влияние и принести владельцам пользу, но при этом - никогда не окупиться финансово.

- Я как-то читал умную заметку о московских пробках. Там сказано, что все споры о том, как правильно организовать движение бессмысленны, пока никто не задумывается, что пробки возникают потому, что некуда ехать. В России некуда ехать: непонятно, куда двигаться и, главное - зачем. Машины есть, асфальт есть, а зачем - непонятно. И пока непонятно - будут пробки.

С журналами - так же. Профессия, и сам институт в глухой пробке. Разве это дело, когда главными редакторами назначают людей 18-25 лет? Да будь они ста пядей во лбу, жизнь не может давать такой возможности. Редактор журнала должен быть зрелым человеком, что-то в жизни повидавшим, что-то сделавшим, и имеющим представление о профессии.

Но сейчас у нас почти везде так. Фабрика грёз - находится в бывшем колбасном заводе, по соседству с тюрьмой. И весь «глянец» издаётся рядом с этим местом отчаяния. И добраться туда невозможно. Это - юдоль печали. И родина «глянца».

То же и с газетами. Московские ежедневники - это издания при суши-ресторанах.

Так что от инвесторов тут ждать чего-либо не приходится.

А вот модным делаться - это да-а!

Но всё это - верхушка. А внизу - страна, которая никак не хочет сообщаться. И её жители никак не желают перемещаться и что-либо знать друг о друге. Люди не пишут друг другу бумажные письма, саратовские школьники не ездят в красноярские музеи, потому что кому ж это придёт в голову везти их из Саратова в Красноярск смотреть там на хантов, манси и их шаманов. Зачем? Когда они и в Саратове-то разобраться не могут…

А между тем, такие перемещения - это способ создания человеческой связности в стране - понимания чего-то друг о друге. Но их нет. И если кто-то о чём-то и просит, то так: «Оставьте меня. Я ничего не хочу знать».

- В чём же причина?

- Есть теория переезда железного занавеса. Дело в том, что после того, как он рухнул, его в виде осколков перевезли к нам. И превратили в железные двери, которые стоят везде. Теперь железный занавес есть в каждом подъезде, есть специальные службы, которые его устанавливают и чинят. В нём есть глазок, чтобы смотреть, что там - снаружи, но он заперт и непробиваем.

Пока торжествует эта бессвязность - не будет ни нормальных денег, ни нормальной коммуникации, ни толковых издателей, ни нормальных газет и журналов.

Вы говорите о моде? Но как в таких обстоятельствах могут быть модными издания, сделанные в шаблонных, лицензионных форматых?.. И эти форматы трещат, потому что перегружают рынок. В сегменте мужских журналов уже невозможно разобраться, чем они друг от друга отличаются. С женскими тоже большая путаница, но этот сегмент ещё растёт, а мужской замер уже давно.

Плюс - надвигается 2008 год и ещё вопрос: как его итоги скажутся на СМИ.

Так что надо понимать: долгоиграющие проекты, так же, как долгоиграющие персоналии руководителей значимых источников информации сегодня почти невозможны.

Да и кто же будет делать журналы модными, если главные редакторы меняются каждые три-четыре месяца?

Вот такая карусель. Пассажиры меняются, а смысл - нет.

В почти любой «глянец», например, можно смело сажать белку - редактировать журнал. Как было так и останется - безобидное, пёстрое и цветное, а что там написано - какая разница? Всё одинаковое. Включая рекламу.

Великая пустота эпохи маркетологов

- XX век дал много примеров создания новых рынков. Когда-то не было стиральных машин, телевизоров, шариковых ручек. Их придумали и под них создали новые рынки. И теперь создаются моды не на стиральные машины, как таковые, а на отдельные марки…

А рынок СМИ - старый рынок. И он, похоже, ждёт неожиданных ходов. Теперь надо делать модными не на журналы вообще, а на конкретные издания.

- Впрочем, согласен - это эпоха маркетологов. Эра, когда почти ни одна вещь не живёт долго. И надо успеть продать старую и сделать новую. Мобильник устроен так, чтобы его можно было выбросить через год и купить очередной. Скоро начнут делать газеты с 16-голосной полифонией…

- Да, но если такая схема не работает со СМИ, то зачем они нужны на самом деле? Они же есть…

- А в них - буквы и картинки. То, чему человек начинает учиться с 4-5 лет. Жизнь длинная и скучная, и буквы с картинками - это то, что человек понимает лучше всего. Похоже это - единственная система его ориентации в пространстве. Он без этого не может говорить и понимать. В них - язык и зрительные образы. Не движущиеся картинки. Движущихся картинок слишком много, они вызывают слом психики. А это - стабильные картинки.

- А книги?

- Книги - длинное, интимное чтение. А коммуникация штука быстрая! Ты не можешь попасть в транспорт, не можешь купить колбасу, если не разговариваешь. И читать буквы на бумаге - так же естественно, как жить.

Хотя… Человечество, как мне представляется, некоторым образом потерялось в системе своих измерений. Появились компьютеры, какие-то штуковины, экономящие энергию... Её потребление в Америке не растёт… Но попутно очевиден какой-то интеллектуальный перегрев. Где-то калится сердечник большого кризиса - человечеству нужна эпохальная альтернатива всему, что творится сейчас. Альтернатива, которая поменяет отношение к деньгам, продуктам, товарам, к потреблению вообще.

И всё, что происходит в России, на это работает, как ни странно.Есть теория включённости России в мировую экономику - теория пустоты. В соответствии с ней Россия - это великая и страшная пустота. Она всегда приходит в состояние пустоты, когда на другом полюсе возникает какая-то сущность.

Это называется подавление воли. Сущность - есть воля. А пустота - её отсутствие. Поэтому у всех, кто ещё имеет волю - её вытесняют. Есть хорошие заменители - желания, вожделения, хотелки. Хотеть не вредно! Вот это - девиз… - И каков же выход?

- Я не вижу в этом ничего ужасного. Возможно, это нужно всем - иначе мир не сделает скачка развития. А после скачка нас «отпустит», и будет совсем другая обстановка.

Ведь отпустило же нас в своё время - в конце XIX-начале ХХ века, когда тут всё было прекрасно, звучали стихи и музыка, а Париж замирал и рукоплескал.

Но Октябрь-1917 изменил мир. И социальный, и политический, и культурный. И у нас до сих пор - пустота…

Вирус

- Что же получается? С одной стороны - железные двери, за которыми все сидят. А с другой - части людей, которые там засели нужны буковки и картинки.

- Не нужны. Те, о которых вы говорите - не нужны. Они хотят таких, чтоб развлекали, пока ты сидишь за дверью. Ты изолирован. Тебе скучно. Тебе надо развлекаться. У тех буковок и картинок, которые тебя развлекут, и правда есть шанс стать модными. Да.

- То есть вы не знаете ничего, что могло бы быть модным кроме развлечений?

- Думаю, поздно рассуждать об этом в рамках ныне существующих форматов. Видите ли, не только мы с вами, но все, кто ещё сохранил частицу воли, ищут ответы на вопросы, которые мы обсуждаем. Тот, кто найдёт - будет молодец, но никаких готовых маршрутов и лекал здесь нет.

- Но есть примеры. Тот же журнал «Эксперт». Где и главный редактор не меняется много лет. И журнал остаётся модным. Он даже каким-то непостижимым образом попадает за железные двери…

А есть «Крокодил», которому от роду год. Что не так уж мало в стране, которой от роду 12 лет. И если мы говорим о смыслах и идеях, то что за идеи несёт «Крокодил»?

- Идею вируса. Инородного живого организма, который входит в тебя и делает тебе плохо. Но в конечном итоге - укрепляет иммунитет. Укрепляет здоровье. Учит организм сопротивляться болезнетворным воздействиям. Таков смысл «Крокодила».

- Точно - вирус? А не сыворотка?

- Нет. Я не занимаюсь профилактикой, лечением. Я не прививка от жёлтой лихорадки, я - лихорадка.

- А что толку его лихорадить - этого гражданина за дверью?

- А это не я придумал - мир так устроен. Болезни и невзгоды созданы не зря. Они, во-первых, дают работу врачам, во-вторых, дают возможность близким любить и сострадать, а в-третьих - помогают больному стать крепче. И «Крокодил» - это вот такая болезнетворная штуковина.

- А «Эксперт»?

- Мне сложно сказать, потому что, я там давно не работаю, а он, очевидно меняется. И, судя по всему, там намечаются проекты, направленные как раз на профилактику и стабилизацию, на помощь существующей системе. И государственной системе в том числе.

- И вот - перед нами две идеи: идея ста& бильности («Эксперт») и идея вируса («Крокодил»). Как и почему могут пересекаться аудитории изданий, исповедующих столь разные ценности?

- Философия вируса не так проста. Это смесь всего на свете - и божьей кары, и физиологии, и химии... В ней переплетаются науки о человеке и о природе - масса всего.

И тот, кто нацелен на стабильность, на успех, деньги и т.д. должен быть готов к тому, что пока он чахнет над златом, он сильно рискует - может в любой момент чего-то недосчитаться, сгинуть на полпути… И, конечно, в этом смысле «Крокодил», в первую очередь, отправляет сигнал аудитории «Эксперта».

Цыганские дети, рождённые под забором, очень стойки к внешней среде. Они ходят босиком, валяются в грязи и не болеют. Так же и беспризорные или бомжи лучше знают город, чем читатель «Эксперта». Они каждый день встречаются с опасностями. А читатель «Эксперта» стабилен, нацелен на успех, и в этом его слабость.

Здесь-то и пересекаются наши аудитории.

- Вы говорили об эпохе маркетинга… Но если представить себе, что никакого маркетинганет, а есть только текст и картинки - то какой вы видите стратегию продвижения своего «Крокодила»? Что в нём нужно печатать, чтоб его ещё больше полюбили и захотели?

- Сложно сказать сразу. В мире создано множество ложных сущностей. И продаются они весьма успешно. Для этого есть богатый инструментарий. И надо понять, на какой стороне ты играешь.

Чем хорош «Эксперт»? За что я его люблю, ценю и уважаю? За то, что он, к счастью, никогда не относил себя к сфере обслуживания. Это и позволило ему стать идеологическим изданием. Буквы в «Эксперте» - не развлекательные, не официантские в стиле «чего изволите?». Это продуманные буквы.

И «Крокодил»- тоже не сервильная штуковина. И здесь буквы продуманные. И в них есть, что называется, со-общение. Они несут в себе письмо, во многом тревожное.

Если «Эксперт» - это письмо читателю от родных и близких, то «Крокодил» - письмо откуда-то из какого-то странного места. Вот такая переписка.

Хотя… Чем-то он напоминает и ценник в магазине - этот очень интимный документ. Но всё же больше похож на письмо. Потому что запечатан в конверт. И это тревожное письмо видно за семь километров. Оно выделяется на полке. Но раскрывать ли его - это большой вопрос.

Беседовал Андрей Метельский


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Моды
Концепт
Кто стучится в дверь ко мне?..
Гонцы эпох
Платон в «ягуаре»
Редакция журнала «Со-Общение»
Управление болтовнёй
Виктор Осипов Философ
Сезонная модальность
Александр Неклесса заместитель директора Института экономических стратегий
Собирание виртуальных земель
Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
Практика
Важные вещи и нужные люди
Не прорывая полотна майи
Александр Гаврилов главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Оружие воина – мысль
«И научись в бою не уступать…»
Василий Звягинцев писатель
Время просвещённых предпринимателей
Леонид Бажанов художественный руководитель Государственного Центра современного
Не стесняясь писать новый рай
Владимир Дубосарский художник
Когда нас «отпустит»…
Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
Оперативный простор
Публичное мастерство - тренинг №1
Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
«Суть ваша - работящие и непьющие…»
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Уголки шара: задача для homo vagabundus
Игорь СИД литератор путешественник
Торжество женщины
Вокруг кого вертится мир?
Самые медныетрубы
Пять минут любви


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.