Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Моды / Практика

Оружие воина – мысль

Впрочем - не только


Версия для печати
Послать по почте

Трудом и силой своего ума человек преображает мир. Каждое своё действие он может совершать для вечности. И если это так, то из бесконечного множества своих поступков он ткёт полотно великой битвы..

Андрей Лазарчук писатель, lazarchuk@front.ru
Ирина Андронати писатель, lazandr@front.ru

Умный и отважный герой

- Почти всегда в Ваших произведениях главный герой - это некий воин: разведчик ли независимой Сибири в оккупированной немцами Москве, Николай ли Гумилёв в мире разумных ящеров, ряд персонажей «Опоздавших к лету»... Почему - воин?

- Думаю, потому, что именно воин наиболее активно взаимодействует с миром.

- А что это такое - активное взаимодействие с миром? И почему вас как автора привлекает именно форма взаимодействия, присущая воину?

- Использование героя активного, героя противостоящего кому-то или чему-то, героя-воина - позволяет делать текст ёмким и в то же время компактным. А это очень важная задача писателя: максимальное наполнение текста смыслом при использовании минимального количества букв.

- Это - техническая, технологическая сторона дела. Но ведь логично предположить, что за нею стоит нечто большее?

- На самом деле раньше я не задумывался над этим вопросом. И в первую очередь мне пришёл на ум именно такой аспект.

Действительно, каждый человек, так или иначе, либо уже является, либо может и должен стать воином. Ведь он живёт в мире, не приспособленном для людей. И ему постоянно приходится или открыто, или незаметно для себя - но этому миру противостоять. И получается, что все или почти все вокруг нас - воины. Просто одни более заметны в этом качестве, а другие себя так не воспринимают. Но временами какие-то жесты, какие-то действия выдают в них принадлежность к этой касте.

- По-вашему выходит - мир агрессивен, а человек реагирует на агрессию? Но в ваших книгах, как мне кажется, нередко агрессивен именно человек.

- Лучшая защита - нападение. Поэтому героем становится человек активно действующий.

- Такая манера - объяснять всё как можно проще - оставляет изрядное пространство для манёвра… А почему вы считаете, что мир - жёсткий и неприспособленный для жизни?

- Человек - существо конфликтное, и реализует себя через конфликты. И, следовательно, мир, созданный людьми, порождает конфликты именно с каждым отдельно взятым человеком.

- Стало быть вы утверждаете, что мир - создан людьми… Однако разве в нём не чувствуется присутствия другой - куда более мощной руки? Другой воли?

- Я имею в виду мир как пространство для существования, а не как воздух и твердь. Мир как набор отношений, а не как набор атомов. Мир как пространство повседневности, с которым мы имеем дело, - создан людьми. Разве может быть иначе?

- Набор отношений, в которые вступает ваш герой, это, как правило, набор конфликтов. Но ваш герой оснащён вами… - Иногда очень плохо оснащён… - …Умением мыслить, готовностью действовать, набором необычных умений и не всем доступных знаний. Это просто прихоть автора, или же здесь есть какая-то дидактика? Некое назидание?

- Я просто не могу вообразить героя-дурака. К тому же все явные воины, что встречались мне в жизни - были с хорошей головой. Это и офицеры, и спецназовцы, и милиционеры, работавшие по организованной преступности… И получалось так, что я сначала представил себе вот такой образ умного и умелого человека, а жизнь его раз за разом подтверждала.

Идеальный мир. Войны

- А среди писателей вы встречали воинов?

- Почти каждый писатель - воин. Хотя в литературе война идёт не в реальном мире, а в идеальном, писателю приходится иметь дело с очень агрессивной средой - в ментальном пространстве отношения куда более напряжённые, чем в реальном мире.

- А с чем там приходится сражаться?..

- Со всем. Даже с чистым злом. Я не могу представить себе такое в реальном мире: в нём мне очень редко попадались плохие люди. А писатель, работая, должен иметь в виду, что ему может встречаться именно абсолютное зло.

- Каково же оно?

- Для каждого писателя - своё.

Впрочем, у меня здесь всё сложнее. Я не то чтобы не могу вообразить абсолютное зло - я в него не верю. Зато мне часто приходится встречаться с тупостью и неподатливостью, с невозможностью объяснить, с чуждыми устремлениями, которые мне вредят, хотя своим носителям идут на пользу.

Сдаётся мне, что зло или противник - это некая установившаяся система отношений между людьми или силами, которая, так или иначе, противостоит самому человеку. То есть человек может быть членом группы, допустим, и группа может работать против него, но сталкивается он именно с устойчивой формой отношений.

- Между читателем, писателем и издателем, например… - Между кем угодно.

Вспомним оставшееся в советском времени противопоставление коллектива и личности, когда их интересы расходились. В этом конфликте я на стороне личности, поскольку считаю, что разум коллективный всегда менее разумен, чем индивидуальный. Человек всегда умнее группы. Но группа - сильнее.

- Но при этом особую роль и в своих книгах, и в истории, и в окружающем мире, вы отводите личности. Имея в виду, что разум, владение тонкими боевыми искусствами - мощнее грубой силы… - Да, люди, безусловно, способны менять мир. Но в этом деле очень важно приложить усилие именно тогда и именно там, где оно будет эффективно. Нанести удар там, где он пройдёт, а не угодит в непробиваемую защиту - не пропадёт даром.

Позиция воина – воин

- Многие западные и советские писатели и литературоведы считают русского писателя XIX-XX века - инженером душ, человеком, менявшим людей и мир… А литературу - инструментом этих изменений. Верно ли, на ваш взгляд, такое отношение?

- С 50-х, а может, с 30-х годов XX века, литература, в целом, стремилась отражать существующее, не вмешиваясь в течение событий. На чём великая литература и закончилась. Потому что она должна воздействовать на реальность, а не просто её копировать. Я очень долго был убеждён, что великая литература ушла навсегда. Но теперь, как мне иногда кажется, мы возвращаемся к той самой великой литературе, которую вроде бы навсегда оставили в XIX веке. Но мы только в начале этого возвращения. И вряд ли возрождение великой литературы, преображающей реальность, произойдёт при жизни нашего поколения.

- Каждый писатель делает что-то со своим читателем. Отличаются друг от друга и средства, которыми они воздействуют на читателя, да и задачи перед собой ставят не схожие… Впрочем, как мне представляется, порой они даже и думать не думают ни о каких задачах. Что делаете с читателем вы?

- Сейчас я стремлюсь его заинтересовать. То есть - завлекаю, побуждаю думать, читать, искать. И поэтому сознательно не говорю каких-то очень важных вещей. Пробуждаю «свербение» - желание заполнить возникающий вакуум. Иногда это получается, иногда - нет. А вот что происходит потом - мне трудно сказать. Но повторяю: думаю, мне удаётся спровоцировать, заставить думать, возражать, и, может быть, даже драться.

- Вы представляете себе современного писателя, лишенного мировоззрения?

- Нет. У всех есть какое-то мировоззрение. Человек может этого не осознавать. Но неосознание мировоззрения не означает его отсутствия.

- Следует ли понимать вас так, что у каждого писателя есть - пусть неявное - но мировоззрение, и он стремится присоединить к нему читателя?

- Совершенно верно.

- К чему же присоединяете читателя вы?

- К думанию. Чем занимается массовая литература? Заставляет потреблять, не прилагая к этому усилий. Мировоззрение, к которому я стремлюсь приобщить читателя, можно назвать воинствующим интеллектуализмом - позицией, с которой самое главное в жизни - живая мысль.

- И с чем же приходится воевать воинствующему интеллектуалу?

- С невежеством. С нежеланием принимать новое. А порой - и просто принимать необходимость думать.

Тот на кого ты можешь рассчитывать

К нам присоединяется жена Андрея - писатель Ирина Андронати.

- Что делает сегодня женщина в литературе? Она делает что-то особенное?

Ирина: Все писатели друг от друга чем-то отличаются. Когда они одинаковые, мы их не читаем. Видимо, женщины-писатели отличаются от писателей-мужчин вниманием к микро-отношениям и микро-эмоциям. А мужчины часто выносят за скобки то, на что читатель как раз и ловится.

- Что именно имеется в виду?

Ирина: Без примеров ответить сложно.

Вот едем мы в метро. Напротив сидит человек. Минут пять я на него смотрю, а потом спрашиваю: «А как ты думаешь, у него два сына или три, женаты или нет?» Андрей сначала, конечно, отвечает, что не имеет понятия. Но, если зафиксировать его внимание на этом вопросе, он ещё некоторое время подумает и что-то скажет. И, возможно, мы придумаем этому человеку совершенно другую, куда более неожиданную для него жизнь.

- То есть вы улавливаете принципиально разные вещи?

Ирина: Нет, мы ловим одно и то же, но для этого нам надо одновременно посмотреть в нужную сторону.

– А при чём здесь ваш читатель?

Ирина: Так ведь всё, что читатель от нас может получить, – это то, на чём мы сфокусировали свой взгляд и, соответственно – рассказали. Мы не можем заинтересовать читателя тем, чего сами не видим.

– О, теперь я знаю, про что вы пишете, когда пишете фантастику...

Андрей: Про дядечку, который едет в метро и у которого неизвестно сколько детей.

Но мы не на каждого дядечку смотрим. Вот мы заходим в вагон. Ирку перед этим на перроне кто-то толкает. Потом подходит, извиняется. И ещё через две минуты выясняется, что он из Одессы. И Ирина – из Одессы. И дальше мы несколько остановок едем, разговариваем, а потом выпиваем за это совпадение. Очень интересный мужик, отслужил на подводной лодке – наш человек…

Это невозможно определить никак, потому что в тот момент, когда он нас толкал, мы его не воспринимали ещё. Но втягивается вот. Наши люди втягиваются. Поэтому, если что, я думаю, они встанут рядом…

- И?..

Ирина: И можно будет не заботиться о том, кто у тебя за спиной, справа, слева. Ты можешь быть в них уверен. И это очень важное качество воина: он – тот, на кого ты можешь рассчитывать.

Беседовал Виктор Родионов


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Моды
Концепт
Кто стучится в дверь ко мне?..
Гонцы эпох
Платон в «ягуаре»
Редакция журнала «Со-Общение»
Управление болтовнёй
Виктор Осипов Философ
Сезонная модальность
Александр Неклесса заместитель директора Института экономических стратегий
Собирание виртуальных земель
Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
Практика
Важные вещи и нужные люди
Не прорывая полотна майи
Александр Гаврилов главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Оружие воина – мысль
«И научись в бою не уступать…»
Василий Звягинцев писатель
Время просвещённых предпринимателей
Леонид Бажанов художественный руководитель Государственного Центра современного
Не стесняясь писать новый рай
Владимир Дубосарский художник
Когда нас «отпустит»…
Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
Оперативный простор
Публичное мастерство - тренинг №1
Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
«Суть ваша - работящие и непьющие…»
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Уголки шара: задача для homo vagabundus
Игорь СИД литератор путешественник
Торжество женщины
Вокруг кого вертится мир?
Самые медныетрубы
Пять минут любви


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.