Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Моды / Оперативный простор

Самые медныетрубы

В жизни замечательного человека


Версия для печати
Послать по почте

Обсуждать мемуары, дневники и биографии - дело, как правило, неблагодарное. Всегда есть странное ощущение, что из службы по найму элитного персонала переслали развёрнутое резюме и надо решить - брать человека на работу или нет. Читаешь и думаешь: что именно делали эти люди, или - что делали с ними, чтобы теперь они стояли на пороге твоего сознания. Чтобы, в свою очередь, что-то сделать с тобой. Ведь ничьи жизнеописания в книгах не издают. Речь идёт о людях, сделавших с миром что-то такое, что он заметил и о чём помнит до сих пор…

Благодарим издательство УльтраКультура за любезно предоставленную книгу
Майлз Дэвис, Автобиография,
Екатеринбург: УльтраКультура, 2005

Чёрный человек с трубой

Этот парень начал делать карьеру тогда, когда негров не уважали. Даже тех, что получили высшее образование, имели клубные галстуки и умели их носить.

Священник и музыкант - эти две профессии в глазах белого большинства были наиболее респектабельными для чёрного человека. (Не считая, конечно, карьеры «чёрного гангстера» и «чёрного политика» - профессий опасных и требующих особых способностей и человеческих свойств - впрочем, их специфику здесь мы обсуждать, пожалуй, не станем).

Священником Майлз Дэвис не стал. А значит - стал музыкантом. И со сцен музыкальных клубов и концертных залов ему открылась та Америка, которой обычно не видит обычный чёрный человек, даже тот, что обычно аплодирует музыканту.

А музыкантом быть хоть и считалось почётно и прикольно, а не всегда выходило удачно. Во-первых, потому что музыкантов было много, а значит, приходилось трудиться до седьмого пота, чтобы стать лучшим. Во-вторых, музыканта, как и художника, обидеть мог каждый, а значит - требовалось умение стоять за себя. А в- третьих, без таланта и смелости было просто никуда.

«Оркестр Билли Экстайна приехал играть в клубе «Плантация», которым заправляли белые гангстеры. Они велели Билли идти через заднюю дверь, но он провёл оркестр через главный вход. Билли никому не позволял себя пригибать. Малый он был жёсткий. Как и Бенни Картер. Они сразу начинали бить морду любому, кто выказывал им неуважение». Вот такая обстановочка. Удачная для становления одного из величайших музыкантов XX века.

В работе с этой книгой есть сложности. Одна из них в том, что это - перевод. Т.е. трудно оценивать, различать, разбирать язык автора. А хочется. Потому что это важно. Ибо язык чёрной Америки того времени - 40-х - 60-х годов, когда джаз стал не только музыкой и языком общения, но и большим бизнесом - это особый язык, изрядно повлиявший на тот международный сленг, который много лет служит средством общения тысяч людей, но пока не дождался тщательного изучения…

Вторая сложность - стереотипы. Казалось бы, знаешь много про то, как на самом деле живут чёрные в Штатах, однако ж, кино мешает. Ведь там чёрные, обычно - либо жертвы насилия; либо сами творят насилие; либо просто - тихие угнетённые. А на самом деле это - не так. Отец автора и героя этой книги - модный врч, мать - образованная музыкантша, его бабушки и дедушки - состоятельные представители среднего класса… И всё же - извольте следовать через заднюю дверь.

Сложность третья - не хочется пересказывать жизнь Дэвиса. Она была богата удивительными событиями, чудесными знакомствами, страстью, отвагой, творчеством и много чем ещё. О них он рассказывает в книге. А нам это ни к чему. Но если не хочется пересказывать, то надо делать что-то ещё...

Другой язык

Джаз, несмотря ни на что, никогда не был так моден в России, как, например, рок-н-ролл. И хотя пластинки раскупаются, а залы заполняются, массовым это искусство не стало. Никто из тех, кто играет джаз не входит в число российских звёзд сцены.

Вот странность - музыка тех, кому в США ещё совсем не так давно указывали через какую дверь и куда проходить, стала в СССР, а затем в России музыкой, модной в узком кругу - интеллектуалов, артистов, меценатов… Которым, впрочем, тоже нередко указывали, да и теперь указывают на то же самое.

Так или иначе, а если к тебе впервые приходят в гости понимающие люди и видят у тебя дома коллекцию джазовых пластинок, они понимают, что ты из их клуба. А если рядом есть ещё и коллекция классики, то общение порой сильно облегчается.

Понять, почему это так, помогает автобиография Майлса - одного из моднейших музыкантов мира джаза. Каждое сообщество имеет свой язык, а порой - несколько языков. И чем сложнее это сообщество, чем сложней его задачи, принятые в нём процедуры, тем сложнее его языки.

Сообщества интеллектуалов или тех, кто движется в этом направлении - это сообщества сложных людей. Поэтому в качестве одного из инструментов своего общения они выбрали джаз, как сложную, а порой - очень сложную музыку. Ведь труба, саксофон, тромбон, контрабас, гитара и ударные - это ничто иное, как инструменты!

Русский язык, в известном смысле, примиряет их с разводным ключом, пилой, молотком и отвёрткой. Быть может, наш язык в этом прав - чтобы по-настоящему успешно пользоваться этими приспособлениями порой нужно немалое большинство. Но обратите внимание, мастера отвёрткипредпочитают для организации своего общения не Диззи Гиллеспи и не Чарли паркера, не Леонида Утёсова с Эдди Рознером, и даже не Валерия Меладзе, а, скажем, Катю Лель и «Блестящих». И это - нормально. Чем проще сообщество, тем проще его язык.

Диалог в стиле Дэвиса

Эта книга устроена так, что Майлс постоянно обращается к тебе. Причём обращается отнюдь не в манере рассказчика, увлечённого своим интересным монологом. Его стиль - это силь человека, которому, конечно, безумно нравится то, что он говорит, которому есть что вспомнить и чем поделиться, но которому при этом очень интересно, что ты думаешь по поводу историй, которыми он с тобой делится.

Ответить ты ему не можешь. И разговор перевести на другую тему - тоже. Но вот что любопытно - ты ему отвечаешь. Отвечаешь «про себя» - рассказываешь себе, что ты думаешь и чувствуешь в связи с его историями. И, в частности, задаёшься вопросом: отчего из многих тысяч, десятков тысяч чёрных и белых музыкантов, по-настоящему модными - увлекающими слушателей и зрителей в мир своей музыки - стали только несколько сот? Как это им удалось? И почему об этом не рассказывает Майлс Дэвис?

Т.е. отчего он делится историей своего творчества, но молчит об истории своего успеха?

Думается, в этой книге нет прямых ответов на эти вопросы. Но есть косвенный.

Майлс Дэвис был музыкантом. Он играл на трубе. И допускал, что в это время им играла судьба. Её руками были продюсеры, директора, владельцы клубов и студий грамзаписи. Но ему это было не слишком интересно. Возможно, он до конца был уверен в том, что прежде всего надо играть. И играть как можно лучше. А остальное придёт само. Его увлекала игра. О ней он и написал.

Лев Малахитов


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Моды
Концепт
Кто стучится в дверь ко мне?..
Гонцы эпох
Платон в «ягуаре»
Редакция журнала «Со-Общение»
Управление болтовнёй
Виктор Осипов Философ
Сезонная модальность
Александр Неклесса заместитель директора Института экономических стратегий
Собирание виртуальных земель
Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
Практика
Важные вещи и нужные люди
Не прорывая полотна майи
Александр Гаврилов главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Оружие воина – мысль
«И научись в бою не уступать…»
Василий Звягинцев писатель
Время просвещённых предпринимателей
Леонид Бажанов художественный руководитель Государственного Центра современного
Не стесняясь писать новый рай
Владимир Дубосарский художник
Когда нас «отпустит»…
Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
Оперативный простор
Публичное мастерство - тренинг №1
Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
«Суть ваша - работящие и непьющие…»
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Уголки шара: задача для homo vagabundus
Игорь СИД литератор путешественник
Торжество женщины
Вокруг кого вертится мир?
Самые медныетрубы
Пять минут любви


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.