Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Моды / Оперативный простор

Торжество женщины

Но кто поведёт её по Пути Связности?


Версия для печати
Послать по почте

Какую роль играет в общественной связности женская красота? Что меняется в устройстве общества и его образах будущего, когда меняются стандарты общепринятого красивого женского тела? Ведь никто из нас не станет отрицать (и даже феминистки), что женское тело и женская красота - мощный инструмент массового, в том числе и политического, воздействия…

Нина Матусевич Cпециалист по развитию общественных связей,
4848@rambler.ru

Максим Мулюкин Зам. Начальника управления ФСТ России,
soob@mail.ru

Женщины и эпохи

В эпоху античности в человеческом теле приветствовалась соразмерность и округлость - такая красота считалась отражением духовной гармонии, и её не принято было скрывать. Так, натурщицу Праксителя куртизанку Фрину античные судьи оправдали на основании того, что столь совершенное тело не может быть вместилищем нечистой души. Девушке повезло - родись она в другую эпоху, красоту её тело пришлось бы оценивать палачу...

Потом было Средневековье, когда красоту тела ценили меньше, чем его функциональность. Затем наступил Ренессанс, возродивший идеалы античности. Совершенную женщину тех светлых времен со всеми анатомическими подробностями описал Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин»: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги - это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней».

Идеалы барокко ярче всех отразил певец спелой женственности Питер Пауль Рубенс - на его полотнах изображено «богатое» и устойчивое тело с округлыми бедрами и роскошным бюстом.

Пришедшая следом эпоха Рококо культивировала в женщинах, как, впрочем, и в мужчинах, облик кукольный, «фарфоровый», подчёркивающий рафинированность и отстранённость от грубых реалий. Вспомните пасторали Буше, Ватто, Фрагонара, и вам многое станет ясно.

Понятно, что долго так продолжаться не могло. Понадобилась целая французская революция с её гильотиной и контрреволюция с её Бонапарте, чтобы отменить корсеты. И провозгласить новые идеалы красоты - естественность фигуры в простой оправе ампирного силуэта.

Но уже в следующем столетии романтизм вернул в обиход корсеты, придумал кринолины и турнюры, чем серьёзно исказил естественные линии фигуры. Красота нижней половины тела, скрытая широкими юбками, словно бы вообще перестала существовать: так буржуазная эпоха стремилась «блюсти приличия», видя в женщине не более чем порхающее создание, этакую представительницу флоры. Эпоха модерна конкретизировала эту «растительную» идею, сделав идеалом красоты даму, похожую на хризантему или орхидею, чувственную и мистически изысканную.

Быстрее! Выше! Стройнее!

XX век недаром назвали стремительным.

Каждые новые 10 лет он предлагал женщинам новые образцы идеальной красоты. Только успевай следовать. Вначале под влиянием костюмов Айседоры Дункан, выполненных по эскизам Льва Бакста, женское тело в очередной раз освободили от корсета.

А чуть погодя первая мировая война буквально втащила слабый пол в социальную жизнь, отодвинув идеалы утончённой красоты и женственности до мирных времен.

20-е годы прошли под знаком функциональности и конструктивистской простоты, окончательно сблизив мужской и женский облик. Отныне эталонная девушка - то есть девушка, которую приводили в пример и на которую засматривались - обязана была быть спортивной, стройной, загорелой и подвижной. Пышные формы стали нежелательны - в моду вошли плоская грудь и узкие бедра (а те, кому «не повезло», срочно садились на диету, спешно начинали заниматься спортом, или просто пытались создать нужный силуэт при помощи бандажа). Спорт сделал юбки короче, открыл ноги. И куда большее, чем прежде значение приобрела их красота - ведь впервые в истории ноги открылись для всеобщего обозрения.

Идеалы 30-х годов диктуют кино-дивы, такие как Грета Гарбо и Марлен Дитрих - таинственные женщины с холодным зрелым обаянием. Они сочетают в себе независимость, спортивность и, вместе с тем, эксцентричность, романтичность и некоторую манерность.

Известно, что мода на худых женщин с впалыми щеками в 40-х годах существенно понизила и без того низкую рождаемость. Исправила ситуацию кумир следующего десятилетия простоватая пухлая Мерилин Монро. Ей удалось убедить всех, что «соседская девушка» гораздо лучше, чем возвышенный, но недостижимый идеал.

Идол 60-х, первая супермодель Твигги, при росте 165 см весила 45 кг и была совсем не пригодна для деторождения, зато прекрасно подходила для демонстрации нового модного изобретения - мини-юбки.

Идеалом 70-х годов была хрупкая гламурная блондинка с тонкими бровями, длинными ногами и скромным бюстом. Когда же в следующем десятилетии капиталистический мир, разбогатев, окончательно превратился в общество потребления, символами времени сделались самоуверенная self-made woman с замашками феминистки или агрессивная, откровенно сексуальная девица, вроде ранней Мадонны. Желая быть раскрепощёнными, эффектными, женщины ринулись в спортзалы, занялись аэробикой и фитнесом. А любительницы лёгких путей устремились к пластическим хирургам, исправляющим природу с помощью скальпеля и силикона.

В 90-х годах идеал, в который раз, устав от стандартизации, накренился в противоположную сторону. Показную пышность сменил минимализм, а откровенную сексуальность - унисекс.

На смену шикарным феминам пришла Кейт Мосс - модель с твигги-параметрами.

Стандарт очередной идеальной женской фигуры 90-60-90 был выведен в начале 70-х годов прошлого века хозяйкой крупного нью-йоркского модельного агентства. Тогда же были определены главные отличительные черты профессиональных красавиц: 170 см роста, маленькая грудь, шелковистые волосы, прямые плечи, узкая талия и бедра, длинные ноги, не очень большой рот. Причин возникновения этой моды было множество: и засилье гомосексуальной тенденции среди именитых модельеров, и скрытое одобрение употреблению наркотиков, воспринимаемое как признак внутренней свободы, и насаждаемый деятелями шоу-бизнеса культ инфантильной истеричной девочки-подростка, и развитие феминизма, и разрушение традиционных семейных устоев, и даже скрытая выгода производителей различных «волшебных препаратов» для стройной фигуры. Как результат - сегодня прекрасный пол по-прежнему стремится к идеалу: худеет, исправляет форму груди и носа, пытаясь подстроиться под новые стандарты красоты.

Fashion-фашизм

Несмотря на все старания, приходится признать, что подавляющему большинству женщин таким шаблонам соответствовать невозможно. Недаром историк моды Александр Васильев назвал утверждение стандарта женской фигуры 90-60-90 проявлением фашизма. Дело часто доходит до того, что безудержное стремление к идеальной внешности заканчивается тяжелыми нарушениями здоровья. Например, в Испании и Великобритании 1 млн. женщин имеют диагнозы нервная анорексия (отказ от пищи с целью похудеть) и булимия (вызванное долговременными диетами неукротимое обжорство), а в Германии это число достигло 2 млн. Врачи, обеспокоенные здоровьем женщин, бьют тревогу. Правительства издают законы. В Испании решили покончить с явлением, которое получило образное название «диктатура 36 размера» (36 испанский размер одежды примерно соответствует 40 российскому), рекомендовав производителям и продавцам не использовать в рекламе образы слишком худых женщин, а также убрать из витрин модных магазинов скелетоподобные манекены. В Аргентине стандарт 90-60-90 отменили законодательно - отныне все аргентинские манекены должны соответствовать крупнокалиберной аргентинской фигуре. Еще раньше манекены с нестандартными формами появились в американских магазинах одежды. Причиной новой моды стал успех поп-звезд Дженнифер Лопес и Бейонс, формы которых довольно далеки от модельных фигур. Кстати, магазины, которые решились на подобный эксперимент, увеличили продажи одежды втрое.

Однако совсем отказаться от стандартов мода не может. Ведь работа всей швейной промышленности основана на стандартизации размеров одежды. Задача состоит в том, чтобы они были максимально объективными и приближенными к реальной жизни. Неслучайно для разработки каждого стандарта выполняется колоссальный объем работы - обмеры тысяч (а иногда десятков тысяч) людей и обработка данных методами математической статистики. Эта информация о размерах типовых фигур и позволяет проектировать «правильные» лекала. Цель поистине гуманна - обеспечить максимальный процент людей подходящей им одеждой. В нашей стране первое широкомасштабное антропометрическое обследование населения с целью установления типовых фигур для массового производства одежды проводилось в 1956-57 годах, затем спустя 10 лет. Нужно учитывать, что особенности фигуры зависят от множества факторов: это и питание, и возраст, и профессиональная деятельность, занятие определенными видами спорта, национальные особенности и, не в последнюю очередь, мода, которая многих заставляет сознательно «строить себя» по определенному образцу. Размерные стандарты изменчивы, и в идеале они должны обновляться каждые 10-15 лет. Но, к сожалению, не всегда это осуществимо на практике. В России с 60-х годов антропометрических обследований не проводилось - и в этом причина того, что костюмчик российского производства не всегда идеально сидит на фигуре. Правда, пару лет назад специалисты ЦНИИ швейной промышленности измерили-таки около 6 тысяч москвичек (капля в море страждущих модно одеваться россиянок) и выяснили, что их рост существенно увеличился, руки и ноги стали длиннее, плечи - шире, а талия и бедра уменьшились. Так что теперь больше половины женского населения России объективно уже не соответствуют старым ГОСТовским «эталонам красоты». Между тем, другие страны дают нам положительный пример - недавно завершился проект «Корейский размер»: созданы не только национальные эталоны телосложения, но и «стандартные киберкорейцы» (трехмерные компьютерные модели жителей страны в зависимости от пола и возраста). Покупатели смогут загружать их в свои мобильные телефоны или на смарт-карты, а затем при покупке одежды или обуви «примерять» интересующие их предметы на компьютерных манекенах и таким образом определять, подходит им данная вещь или нет.

Символ женщин

Что же происходит здесь и сейчас с женским телом, женской красотой и женщиной как таковой?

Красивое женское тело (а некрасивым оно, по сути, быть не может) изначально - символ гармонии, красоты, тепла, уюта, материнства. В пределе - символ величия Бога, создавшего такую неповторимую в природе более нигде Прелесть. В какой-то момент начинается «промышленная» эксплуатация отдельных символов женского тела. В результате, целостное, комплексное представление о женском теле и его божественной прелести разрывается. Эксплуатируются буквально отдельные элементы - грудь, бёдра, волосы и прочее. Отсутствие «связности» отдельных элементов женского тела ведёт к тому, что исчезает межполовое разделение. Нет разницы между мужским и женским телом в символическом пространстве. Единый образ - разрушен.

Не побоимся сказать, что женское тело - одно из оснований картины мира, мироустройства. Растаскивание его на куски подрывает мироустройство. И создаёт пространство, чуждое гармонии, правдивости, Божьим заповедям…

А дальше два вопроса: кому это выгодно и что происходит с мироустройством? Иными словами, что происходит с миром, в котором утрачен женский Путь и женская связность?

В масс-медийном пространстве нет символа женственности. Ни в русском, ни в международном. Нет иконы Женственности. Где нынешние Богородица, Мадонна кормящая, княгиня Ольга, принцесса Диана? Не Бритни же Спирс - воплощение женственности…

Идут девочки на курсы гейш и фэн-шуя, читают книжки про то, как стать стервой, одевают юбочки покороче, слушают Тату и смотрят Ксюшу Собчак, для которой дети - «маленькие грязные уродцы»1.

И разрушается образ Матери. Образ Жены. Образ Женщины. Нет Пенелопы - и незачем Одиссею преодолевать моря и океаны. Нет Ярославны - и некому возвращаться из боя… К счастью, отсутствие образа Женственности в массовой культуре не означает полного его отсутствия в жизни. Хотя, конечно, ставит его под сомнение... Есть наши мамы и бабушки. Есть наши жены и невесты. Есть наши дочери и сёстры. Оглянувшись вокруг, становится очевидным, что не формы и не размеры, не наряды и косметика делает из них Женщин. А что-то совсем другое - внутреннее, потаённое, сакральное. Что-то такое исконное и изначальное, что отличает их от всех остальных. То, что чувствуют животные и дети. Что не поддаётся сухому и скупому анализу, но безошибочно ощущается в идущей навстречу…

Очевидно, что, продолжая смотреть на «блондинок в шоколаде» и читать Оксан Робски, мы подвергаем опасности хрупкий и нежный мир Женского. По-настоящему прекрасная и слабая половина человечества может быть погребена под нашествием армии железныхледи и гламурных бессердечных «штучек». Опасность Женщине как таковой исходит нынче не от мужчин, а, как это ни печально признать, от подобных ей по виду, но абсолютно отличных по внутренней сути. Мир новых других женоподобных существ достоин был бы описания фантастов, но, к сожалению, вполне реален и даже документален. Конечно, нас не нужно понимать буквально - что любая тётечка за рулем большого джипа, или каждая бизнес-леди, или (упаси Бог!) каждая блондинка в наряде от Гуччи, является тем самым воплощением «мужественной женщины» (какой прекрасный оксюморон!). Она может быть вполне себе девица. Вполне себе с формами. Вполне себе заливисто смеётся и поправляет локон за ушко… А дома плачет маленький ребёнок, к которому она приезжает с работы глубоко вечером. Или мама давно не получала от нее открытки с тёплыми словами.

В любом случае, она сильная и независимая. Ни от кого не просит помощи. Всё у нее есть, всем она довольна, всем и вся она командир… И уходит сквозь пальцы, как вода, женское, нежное, застенчивое…

Но, не будем столь печально разрушительны. Очевидно, что самим женщинам вряд ли удастся справиться с нахлынувшей бес-связностью. Искать помощи нужно у вторых половинок - сильных, верных, отважных и, конечно же!- мужественных мужчин (прекрасная тавтология!).

Только мужчины могут помочь пестованию Женского. Только они могут сохранить в своих сильных руках хрупкость и кротость женскую. Только мужчина может уберечь тепло материнское, сердечное…

1 Цитата из интервью Ксении Собчак


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Моды
Концепт
Кто стучится в дверь ко мне?..
Гонцы эпох
Платон в «ягуаре»
Редакция журнала «Со-Общение»
Управление болтовнёй
Виктор Осипов Философ
Сезонная модальность
Александр Неклесса заместитель директора Института экономических стратегий
Собирание виртуальных земель
Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
Практика
Важные вещи и нужные люди
Не прорывая полотна майи
Александр Гаврилов главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Оружие воина – мысль
«И научись в бою не уступать…»
Василий Звягинцев писатель
Время просвещённых предпринимателей
Леонид Бажанов художественный руководитель Государственного Центра современного
Не стесняясь писать новый рай
Владимир Дубосарский художник
Когда нас «отпустит»…
Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
Оперативный простор
Публичное мастерство - тренинг №1
Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
«Суть ваша - работящие и непьющие…»
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Уголки шара: задача для homo vagabundus
Игорь СИД литератор путешественник
Торжество женщины
Вокруг кого вертится мир?
Самые медныетрубы
Пять минут любви


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.