Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/12/op/1


Публичное мастерство - тренинг №1

Требования к компетенциям современного профессионала, в любой области очень высоки. А список компетенций - широк. Помимо специальных знаний и умений, необходимых для успешной деятельности, управленец должен обладать универсальными навыками. Сегодня к умению читать, писать, работать с компьютером добавляется ещё один важный навык: способность к эффективному публичному поведению. Без публичной коммуникации в современном деловом мире не обойтись.

Поведение - метаязык общения

В последние годы на рынке корпоративного обучения заметно возрос спрос на обучающие программы, задача которых - повышение уровня эффективности публичных выступлений сотрудников компаний.

Тренинги по публичному поведению, ораторскому искусству и развитию коммуникативных компетенций востребованы персоналом разного уровня и компаниями, работающими в самых разных сферах деятельности.

HR-менеджеры искали необходимые ключевые компетенции для современных руководителей и сотрудников. В какое направление развития персонала вложить имеющиеся в распоряжении компании ресурсы? Профессиональным навыкам обучаются в специализированных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации. Владение ими естественно: без этого человек не попадёт на работу в современную компанию.

Но постепенно стало очевидно: помимо узкоспециальных навыков сегодня необходимо обладать умениями универсальными. Среди них выделился универсальный навык общения, ведь именно так можно перевести на русский язык понятие «коммуникативная компетенция». Но, в отличие от умения читать, этому навыку нас специально не обучали в школе. Это одна из причин повышения спроса на обучающие мероприятия по публичному выступлению.

Ещё одной причиной становится то, что сегодня всё большее количество людей осознаёт: развитие рынков достигло точки, когда некачественному товару или услуге на нём нет места. Этап борьбы за качество продукта прошёл. Теперь высокое и высочайшее качество того, что мы продаём покупателю столь естественно, что предположить успех компании, продающей товар качеством ниже отличного трудно. И из этого правила почти нет исключений.

Сегодня в нашу жизнь стремительно ворвался рынок, на котором, помимо «железок» и услуг по их обслуживанию, нам продают переживания. Например, ощущение причастности к легенде того или иного бренда, к какой-либо истории, связанной с этим продуктом. Переживания у конечного потребителя вызывает реклама. Но способность воодушевлять людей вокругостаётся навыком, который неотделим от его носителя. Именно здесь сегодня одно из ключевых преимуществ любого современного профессионала. А для воодушевления необходимо общение. Живое, интенсивное и постоянное. И любой коммуникативный тренинг - это тренинг общения.

ЧТо значит «публичное»?

Возможно ли определить то, что мы называем «публичным пространством»? Да, такое определение есть. И это пространство может быть рядом с любой деятельностью, с любым занятием. Публичной мы называем такую деятельность, у которой есть свидетели. Да, всё так просто. Даже если вы в процессе работы взаимодействуете с очень ограниченным количеством людей вокруг - такое взаимодействие будет публичностью, пусть и в небольшой степени. Даже небольшой коллектив - это микро- или мини-социум, и основные законы публичного действия работают и там. Другими словами, когда нам необходимо выступить с длительной речью, например, на симпозиуме для большой аудитории коллег и когда нужно сказать новогодний тост в кругу семьи - мы производим публичное действие. И законы, по которым эти действия будут проистекать и развиваться, одни.

Чем же занимается консультант по публичному поведению? Мы склонны отвечать на этот вопрос так: консультант организует процесс развития навыков публичного мастерства. И каждый осваивает эти навыки лучше или хуже, в зависимости от личностных особенностей. Такова общая закономерность обучения: один ученик в школе лучше усваивает один тип знаний и способы их применения, другой человек - другой тип.

Тренинги

«Русская Школа Имиджа» уже несколько лет проводит мероприятия, именуемые нами тренингами по публичному поведению. Заказчиками становятся компании, hr-менеджеры которых считают, что развитие навыков публичности у персонала компании является задачей, решение которой позволит повысить эффективность работы сотрудников, будь то руководство или линейные продавцы.

[Потенциальные] участники тренингов по публичному поведению традиционно задают нам вопрос, смысл которого можно сформулировать следующим образом: я пройду тренинг. Значит ли это, что через два или три дня я смогу выступать публично очень эффектно и продуктивно? Так же уверенно, как [здесь следует фамилия публичного человека, которого спрашивающий считает эталоном уверенности]?

Мы отвечаем:через три дня, скорее всего, не сможете. Некоторые люди не понимают такого ответа и следует вопрос: а зачем же тогда нужен тренинг[и]?

Ещё один важный момент. Есть Заказчики, склонные видеть главной задачей обучения на тренингах публичного выступления подготовку своих сотрудников как профессиональных ораторов. И некоторые тренинговые компании пытаются выполнить именно эту задачу. И обещают это Заказчику. Но дело в том, что задача подготовки профессионального оратора встречается крайне редко. Это может потребоваться только человеку, для которого публичное выступление - базовый процесс повседневной деятельности. В большинстве же случаев мы имеем дело с клиентами, деятельность которых связана с иной отраслью. Например, директор регионального филиала компании. Или продавец. И неважно, что эта компания продаёт: мебель, услуги сотовой связи или косметику. Время от времени такому человеку необходимо умение эффективно говорить публично. Потому, что он - директор. А не артист. Даже продавец (любого уровня), постоянно контактирующий потенциальными покупателями, своей задачей должен видеть продажу товара или услуги. А эффективная коммуникация - лишь инструмент её достижения. Другими словами, если рефлексивно относиться к этой ситуации, можно утверждать: на рынке корпоративных клиентов есть спрос на подготовку эффективных представителей компании, а не профессиональных ораторов - сотрудников, публичная составляющая которых существенно выше, чем у всех остальных.

Программы подготовки для артиста и менеджера по продажам, естественно, разные, но общими у них будет одно: простого преподнесения, «заучивания» и тренировки применения некоторых схем недостаточно! Эту ситуацию можно сравнить с освоением боевого единоборства: запомнив пять приёмов, трудно рассчитывать на эффективное ведение боя. Необходим комплексный подход, время и - желание учиться и развивать способность применять свои умения в случае необходимости. Итак, англо-русский словарь даёт следующие варианты перевода слова «тренинг»: training ['treiniµ] n

  1. воспитание;
  2. обучение;
  3. тренировка;
  4. дрессировка;

Почему же после действительно непростой работы на тренинге участник часто за три дня не может стать выдающейся публичной персоной, отлично владеющей всеми навыками, способами и приёмами эффективного публичного действия?

Ответ прост. Представьте себе молодого человека, который решил впервые начать посещать тренажёрный зал. С целью поправить свою физическую форму и нарастить немного мышц. Он покупает абонемент в спортклуб. Приобретает спортивный костюм, обувь, сумку, выбирает время и впервые приходит в спортзал. Там его встречает инструктор, который, исходя из потребностей молодого человека, выбирает совместно с ним программу занятий, необходимые упражнения, вес снарядов, продолжительность и периодичность занятий и прочее. Наш герой самоотверженно трудится в зале, «двигая железо», стараясь точнее выполнять рекомендации и не «халтурит». Но вот первая тренировка окончена. Приняв душ, молодой человек спешит домой. Буквально вбегая в квартиру, срывая на ходу с себя майку, наш герой идёт к зеркалу, хватает сантиметр и начинает измерять свой бицепс, пытаясь понять, насколько же тот увеличился…

Немного смешная ситуация, не правда ли? Те, кто знаком с практикой мышечных нагрузок, точно знают: видимые результаты можно будет заметить не раньше, чем через полгода. И это при условии, что тренировки будут систематическими и беспрерывными! Чтобы мышца смогла развиваться, она должна работать, работать и работать!

Любое умение подобно этой мышце. Чтобы оно качественно развивалось, требуется работа. Длительная. Трудная. Но необходимая. А тренинг можно условно сравнить с тренировками, на которых инструктор совместно с участником работает над тем, чтобы начать то движение, которое приведёт в итоге к результату. Замечу, все четыре значения английского training предполагают процессы, занимающие продолжительное время. Нашим клиентам мы часто повторяем: единственный способ научиться говорить публично - это говорить публично. И другого нет.

Внимательный читатель спросит: что же является той фундаментальной задачей, на решение которой направлен ваш тренинг и о которой вы писали выше? - Осознание, что любое публичное выступление есть действие. Некоторым это кажется очевидным, но лишь на первый взгляд. На наших тренингах мы учимся понимать, что делаем, когда говорим? Какую задачу решаем? Тренироваться каким-либо навыкам неэффективно, пока мы не знаем точно, что мы хотим сделать, используя эти навыки.

Цель публичного выступления, презентации не может состоять в простом проведении этого действия. Акт публичной коммуникации может быть информирующим, провоцирующим, примиряющим, побуждающим.

И только различив типы действия, понимаем: все они сводятся к умению вести себя публично. Поведение - более широкое понятие, чем умение красиво говорить. Ибо любой язык есть поведение, а любое поведение есть язык.

Пытаться избегать публичного пространства сегодня просто невыгодно: коллега, эффективно его использующий, будет иметь большое конкурентное преимущество, в итоге оказываясь неизменно впереди тех, кто этого ещё пока не осознаёт.

Дата публикации: 05:27 | 24.01


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.