Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Моды / Оперативный простор

Публичное мастерство - тренинг №1

…эффективного общения


Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
info@ruimage.ru
Версия для печати
Послать по почте

Требования к компетенциям современного профессионала, в любой области очень высоки. А список компетенций - широк. Помимо специальных знаний и умений, необходимых для успешной деятельности, управленец должен обладать универсальными навыками. Сегодня к умению читать, писать, работать с компьютером добавляется ещё один важный навык: способность к эффективному публичному поведению. Без публичной коммуникации в современном деловом мире не обойтись.

Поведение - метаязык общения

В последние годы на рынке корпоративного обучения заметно возрос спрос на обучающие программы, задача которых - повышение уровня эффективности публичных выступлений сотрудников компаний.

Тренинги по публичному поведению, ораторскому искусству и развитию коммуникативных компетенций востребованы персоналом разного уровня и компаниями, работающими в самых разных сферах деятельности.

HR-менеджеры искали необходимые ключевые компетенции для современных руководителей и сотрудников. В какое направление развития персонала вложить имеющиеся в распоряжении компании ресурсы? Профессиональным навыкам обучаются в специализированных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации. Владение ими естественно: без этого человек не попадёт на работу в современную компанию.

Но постепенно стало очевидно: помимо узкоспециальных навыков сегодня необходимо обладать умениями универсальными. Среди них выделился универсальный навык общения, ведь именно так можно перевести на русский язык понятие «коммуникативная компетенция». Но, в отличие от умения читать, этому навыку нас специально не обучали в школе. Это одна из причин повышения спроса на обучающие мероприятия по публичному выступлению.

Ещё одной причиной становится то, что сегодня всё большее количество людей осознаёт: развитие рынков достигло точки, когда некачественному товару или услуге на нём нет места. Этап борьбы за качество продукта прошёл. Теперь высокое и высочайшее качество того, что мы продаём покупателю столь естественно, что предположить успех компании, продающей товар качеством ниже отличного трудно. И из этого правила почти нет исключений.

Сегодня в нашу жизнь стремительно ворвался рынок, на котором, помимо «железок» и услуг по их обслуживанию, нам продают переживания. Например, ощущение причастности к легенде того или иного бренда, к какой-либо истории, связанной с этим продуктом. Переживания у конечного потребителя вызывает реклама. Но способность воодушевлять людей вокругостаётся навыком, который неотделим от его носителя. Именно здесь сегодня одно из ключевых преимуществ любого современного профессионала. А для воодушевления необходимо общение. Живое, интенсивное и постоянное. И любой коммуникативный тренинг - это тренинг общения.

ЧТо значит «публичное»?

Возможно ли определить то, что мы называем «публичным пространством»? Да, такое определение есть. И это пространство может быть рядом с любой деятельностью, с любым занятием. Публичной мы называем такую деятельность, у которой есть свидетели. Да, всё так просто. Даже если вы в процессе работы взаимодействуете с очень ограниченным количеством людей вокруг - такое взаимодействие будет публичностью, пусть и в небольшой степени. Даже небольшой коллектив - это микро- или мини-социум, и основные законы публичного действия работают и там. Другими словами, когда нам необходимо выступить с длительной речью, например, на симпозиуме для большой аудитории коллег и когда нужно сказать новогодний тост в кругу семьи - мы производим публичное действие. И законы, по которым эти действия будут проистекать и развиваться, одни.

Чем же занимается консультант по публичному поведению? Мы склонны отвечать на этот вопрос так: консультант организует процесс развития навыков публичного мастерства. И каждый осваивает эти навыки лучше или хуже, в зависимости от личностных особенностей. Такова общая закономерность обучения: один ученик в школе лучше усваивает один тип знаний и способы их применения, другой человек - другой тип.

Тренинги

«Русская Школа Имиджа» уже несколько лет проводит мероприятия, именуемые нами тренингами по публичному поведению. Заказчиками становятся компании, hr-менеджеры которых считают, что развитие навыков публичности у персонала компании является задачей, решение которой позволит повысить эффективность работы сотрудников, будь то руководство или линейные продавцы.

[Потенциальные] участники тренингов по публичному поведению традиционно задают нам вопрос, смысл которого можно сформулировать следующим образом: я пройду тренинг. Значит ли это, что через два или три дня я смогу выступать публично очень эффектно и продуктивно? Так же уверенно, как [здесь следует фамилия публичного человека, которого спрашивающий считает эталоном уверенности]?

Мы отвечаем:через три дня, скорее всего, не сможете. Некоторые люди не понимают такого ответа и следует вопрос: а зачем же тогда нужен тренинг[и]?

Ещё один важный момент. Есть Заказчики, склонные видеть главной задачей обучения на тренингах публичного выступления подготовку своих сотрудников как профессиональных ораторов. И некоторые тренинговые компании пытаются выполнить именно эту задачу. И обещают это Заказчику. Но дело в том, что задача подготовки профессионального оратора встречается крайне редко. Это может потребоваться только человеку, для которого публичное выступление - базовый процесс повседневной деятельности. В большинстве же случаев мы имеем дело с клиентами, деятельность которых связана с иной отраслью. Например, директор регионального филиала компании. Или продавец. И неважно, что эта компания продаёт: мебель, услуги сотовой связи или косметику. Время от времени такому человеку необходимо умение эффективно говорить публично. Потому, что он - директор. А не артист. Даже продавец (любого уровня), постоянно контактирующий потенциальными покупателями, своей задачей должен видеть продажу товара или услуги. А эффективная коммуникация - лишь инструмент её достижения. Другими словами, если рефлексивно относиться к этой ситуации, можно утверждать: на рынке корпоративных клиентов есть спрос на подготовку эффективных представителей компании, а не профессиональных ораторов - сотрудников, публичная составляющая которых существенно выше, чем у всех остальных.

Программы подготовки для артиста и менеджера по продажам, естественно, разные, но общими у них будет одно: простого преподнесения, «заучивания» и тренировки применения некоторых схем недостаточно! Эту ситуацию можно сравнить с освоением боевого единоборства: запомнив пять приёмов, трудно рассчитывать на эффективное ведение боя. Необходим комплексный подход, время и - желание учиться и развивать способность применять свои умения в случае необходимости. Итак, англо-русский словарь даёт следующие варианты перевода слова «тренинг»: training ['treiniµ] n

  1. воспитание;
  2. обучение;
  3. тренировка;
  4. дрессировка;

Почему же после действительно непростой работы на тренинге участник часто за три дня не может стать выдающейся публичной персоной, отлично владеющей всеми навыками, способами и приёмами эффективного публичного действия?

Ответ прост. Представьте себе молодого человека, который решил впервые начать посещать тренажёрный зал. С целью поправить свою физическую форму и нарастить немного мышц. Он покупает абонемент в спортклуб. Приобретает спортивный костюм, обувь, сумку, выбирает время и впервые приходит в спортзал. Там его встречает инструктор, который, исходя из потребностей молодого человека, выбирает совместно с ним программу занятий, необходимые упражнения, вес снарядов, продолжительность и периодичность занятий и прочее. Наш герой самоотверженно трудится в зале, «двигая железо», стараясь точнее выполнять рекомендации и не «халтурит». Но вот первая тренировка окончена. Приняв душ, молодой человек спешит домой. Буквально вбегая в квартиру, срывая на ходу с себя майку, наш герой идёт к зеркалу, хватает сантиметр и начинает измерять свой бицепс, пытаясь понять, насколько же тот увеличился…

Немного смешная ситуация, не правда ли? Те, кто знаком с практикой мышечных нагрузок, точно знают: видимые результаты можно будет заметить не раньше, чем через полгода. И это при условии, что тренировки будут систематическими и беспрерывными! Чтобы мышца смогла развиваться, она должна работать, работать и работать!

Любое умение подобно этой мышце. Чтобы оно качественно развивалось, требуется работа. Длительная. Трудная. Но необходимая. А тренинг можно условно сравнить с тренировками, на которых инструктор совместно с участником работает над тем, чтобы начать то движение, которое приведёт в итоге к результату. Замечу, все четыре значения английского training предполагают процессы, занимающие продолжительное время. Нашим клиентам мы часто повторяем: единственный способ научиться говорить публично - это говорить публично. И другого нет.

Внимательный читатель спросит: что же является той фундаментальной задачей, на решение которой направлен ваш тренинг и о которой вы писали выше? - Осознание, что любое публичное выступление есть действие. Некоторым это кажется очевидным, но лишь на первый взгляд. На наших тренингах мы учимся понимать, что делаем, когда говорим? Какую задачу решаем? Тренироваться каким-либо навыкам неэффективно, пока мы не знаем точно, что мы хотим сделать, используя эти навыки.

Цель публичного выступления, презентации не может состоять в простом проведении этого действия. Акт публичной коммуникации может быть информирующим, провоцирующим, примиряющим, побуждающим.

И только различив типы действия, понимаем: все они сводятся к умению вести себя публично. Поведение - более широкое понятие, чем умение красиво говорить. Ибо любой язык есть поведение, а любое поведение есть язык.

Пытаться избегать публичного пространства сегодня просто невыгодно: коллега, эффективно его использующий, будет иметь большое конкурентное преимущество, в итоге оказываясь неизменно впереди тех, кто этого ещё пока не осознаёт.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Моды
Концепт
Кто стучится в дверь ко мне?..
Гонцы эпох
Платон в «ягуаре»
Редакция журнала «Со-Общение»
Управление болтовнёй
Виктор Осипов Философ
Сезонная модальность
Александр Неклесса заместитель директора Института экономических стратегий
Собирание виртуальных земель
Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
Практика
Важные вещи и нужные люди
Не прорывая полотна майи
Александр Гаврилов главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Оружие воина – мысль
«И научись в бою не уступать…»
Василий Звягинцев писатель
Время просвещённых предпринимателей
Леонид Бажанов художественный руководитель Государственного Центра современного
Не стесняясь писать новый рай
Владимир Дубосарский художник
Когда нас «отпустит»…
Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
Оперативный простор
Публичное мастерство - тренинг №1
Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
«Суть ваша - работящие и непьющие…»
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Уголки шара: задача для homo vagabundus
Игорь СИД литератор путешественник
Торжество женщины
Вокруг кого вертится мир?
Самые медныетрубы
Пять минут любви


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.