Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Моды / Концепт

Собирание виртуальных земель

Как средство преодоления смыслового кризиса.


Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
neklessa@intelros.ru
Версия для печати
Послать по почте

Модным можно сделать всё.

Например - книгу. И тогда, в свою очередь, она может сделать модными, например - клуб, творческую или философскую школу, стиль поведения, …

Или - песню: и она станет инструментом создания моды на, скажем, новую линейку парфюма, марку автомобиля или образ жизни…

Так популярный писатель, поэт, певец превращается в законодателя мод для тысяч своих читателей, слушателей, зрителей.

О том, как сделать процесс превращения просто писателей в модных писателей, делающих модными идеи, людей, предметы и явления, мы беседуем с петербургским мыслителем и издателем Николаем Ютановым.


Писатель как продукт

- Считается, что писатели добиваются успеха благодаря тому, что их высоко ценит читатель. Но прежде, чем читатель прочтёт книгу и оценит талант автора, он должен хотя бы о ней узнать...

- Всё определяется тем, кто этот читатель. Ясно, что «народ, читающий книги» - это отнюдь не однородная среда с чётко заданными параметрами.

Человечество делится на подсистемы - географически, деонтологически, деятельностно. Мир покрыт историческими пятнами, и люди, живущие в архаической фазе развития мира, отличаются от тех, кто уютно устроился в фазе традиционной или индустриальной. Каждый такой уклад включает книгу в свой практический оборот по-разному. Если включает вообще.

Уважаемые коллеги писатели, в какой части социума вы намерены обрести известность?..

То есть формат книг, набор тем, манера работы со словом, несомненно, соотнесут книгу с несколькими сегментами социума. А дальше популярность (определяемая в формате тиражности) зависит от ёмкости сегментных рынков, на которых удаётся распространить конкретные книги или развить бренды авторов.

Мир заполняют новые сообщества. Они живут на реальной земле и на виртуальных небесах: соседи и отаку, ученые и офисный флеш, эльфы и скитники... Каждое из сообществ имеет свою мифологию и свою литературу - своих писателей. При этом культуру одного сообщества часто не видно из позиции другого: она может восприниматься либо как пустое место, либо на выбор: полный мрак, бескультурье, эскапизм, глупость и т.д. Генезис развития литературы таков, что автор связан сразу с рядом сообществ, что и определяет ёмкость как тиража его книг, так и его личного дохода.

- Кто и как превращает писателей из никому неизвестных - во всенародно любимых или хотя бы - в массово покупаемых?

- Института продюсерства на книжном рынке нет. Эту функцию выполняют маркетинговые отделы издательств. Что же касается технологии производства популярного автора, то она удачно описана Фрицем Лейбером в его блистательных «Серебряных яйцеглавах1»:

«К этому времени Каллингем2 уже несколько раз повторил, что яйцеглавам нечего опасаться, что создаваемые ими произведения окажутся далекими от жизни - это он, как директор издательства, берёт на себя. Флаксмен же с противной слащавостью расписывал, какое благодеяние совершат яйцеглавы, когда поделятся накопленной за неисчислимые тысячелетия мудростью… Разумеется, мудрость эту лучше всего будет воплотить в остросюжетные, увлекательные повести...»

Всё просто: тысячелетняя мудрость, упакованная в острый сюжет. То есть, как правило - традиционное знание, хорошо известное жителям современных сообществ (Библия, житейский опыт и школьная программа), уложенные в детектив, приключение и историю любви, дружбы и предательства. В общем - дело Дэна Брауна живёт и побеждает...

А посему, закончу предыдущую цитату: «И тут Гаспару пришло в голову, что Флаксмен, и Каллингем вовсе не те цепкие, хитрые и ловкие дельцы, какими они старались казаться. Их ни с чем не сообразный план получить от двухсотлетнего законсервированного мозга произведения, которые увлекли бы современных читателей, выдавал в них безответственных мечтателей, возводящих воздушные замки на песке.

Но, спросил себя Гаспар, если уж издатели способны на подобные фантазии, какими же фантазёрами были прежние писатели?».

- Каково главное препятствие на пути к превращению начинающего автора в модного писателя?

- Знаете такую табличку: «мест нет»? Так вот: стать таким же, как великий А. вам не удастся, потому что в нашей литературе уже есть писатель А., который уже служит повелителем бессонных ночей целой группы сообществ. И вы будете в лучшем случае вторым.

Начинающий автор должен определить: для кого он пишет. Должен увидеть свою сцену, своего зрителя. Узнать его на зубок, понять его свет и тень, рациональность и эмоцию. Если он это сумеет, то останется только достигнуть своего - талантом, трудом и наращиванием социального контракта. Так достигали нынешней популярности Ник Перумов и Сергей Лукьяненко - с самого момента выхода их первых книг (более пятнадцати лет назад). Достигали несколькими томами в год, хорошим качеством и видением читателя.

Начинающему автору нужно думать о своих будущих владениях. Ведь любое созданное владение подразумевает и развитие, и сохранение. Следует при этом помнить и о людях, доверяющих тебе свои мечты, и не обманывать их надежд. Если конечно удастся воплотить свое королевство…

Писатель как законодатель мод

- Могут ли сегодня писатели внедрять в массы какие-либо интересы, потребности, ожидания? Иными словами: может ли модный писатель выступать в роли законодателя мод - например, в области идей, взглядов, стилей поведения, образов жизни?

- Техникой решения таких задач является, конечно, мода.

«В новой, постиндустриальной экономике на первое место выходят производство услуг и прочие нематериальные факторы, финансово-правовые технологии. Доминирование платёжеспособного спроса над производством предопределило также стремительную экспансию таких постиндустриальных технологий, как маркетинг и реклама. Отсюда появление и таких форм организации экономической практики, как искусственный спрос, престижный спрос, создание химеричных форм форсированного спроса, например, моды.

Мода, на первый взгляд, простое понятие, которое у нас вызывает ассоциации разве что со Славой Зайцевым или, скажем, Ивом Сен-Лораном. Однако мода - это ещё и колоссальный по значению экономический агент, который позволяет стимулировать потребительские гиперинтенции, придавая им социализированный облик, вводя в практику повседневной жизни модели престижного спроса, искусственного спроса, в контексте которых экономическая деятельность частично разворачивается уже в символических категориях. И служит, в конце концов, основанием для грандиозной социальной реформации ХХ века - создания основ «общества потребления»3.

Любой творческий человек может создать информационный объект, способный стать предметом повального увлечения. Но не всякий такой объект становится основанием для модной волны.

Обращаю Ваше внимание, что по Георгу Зиммелю4 именно мода - то есть правило, образ, предписание - «удовлетворяет потребности в социальной опоре, даёт всеобщее, общепринятое» любому человеку.

Важная функция моды - это социальная маркировка, идентификация, дистанцирование. Тот же Зиммель считал моду классовым явлением: мода различных социальных слоёв всегда различна. То есть перед нами - один из основных возможных инструментов формирования сообществ. А значит и инструмент, с которым рефлективно или бессознательно работает каждый значимый автор.

В вашем вопросе я бы поставил вместо слова «может» - слово «должен». Иначе труды его останутся не востребованными.

Кризис - это новые возможности

- Резонно ли, на ваш взгляд, обсуждать возможность создания своеобразной фабрики по продвижению идей - своего рода предприятия полного цикла, включающего писателей, их консультантов по различным вопросам, специалистов по продвижению и продавцов? Как вы считаете - может ли такое предприятие быть эффективным?

- Индустрия моды сложна. Равно как сложен и процесс написания книги. Непросты юридические аспекты русского и международного авторского - права. Создание визуального ряда книги: иллюстрация, комикс, компьютерные игры, кинематограф - весьма дорогая деятельность, требующая капиталовложений. Семинарская деятельность, мастер-классы, реклама, представительские путешествия - организационно опять же довольно сложная схема.

Естественно, подобная машина может быть запущена только как структура отдельная от любого издательства. Её бизнес-обоснование считается аудиторией несложно, особенно с учётом создания визуального ряда. Куда более сложное и тонкое звено - проектная идеология, подбор авангардной группы писателей - этакой «золотой десятки»… и мы можем получить версию инженерного подразделения по «законодательству» мод и формированию сообществ…

Если не окажемся в ситуации героев всё того же романа Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы»: «Я же думал, что всё будет просто: «К следующему четвергу нам требуется тридцать захватывающих гипнотично-приключенческих романов!» - «Будет сделано, мистер Флаксмен!». Но вышло не так - пришлось вести с авторами переговоры, убеждать их, уламывать...

- Как можно обеспечить эффективность такого предприятия?

- Ему предстоит действовать в сложной ситуации. Современная российская литература продолжает преодолевать системный кризис, охватывающий все её области и направления - кризис исчерпания смыслового пространства.

Хотя и не в столь ясном виде, но подобный кризис проявляется и в мировой литературе, что заставляет связать нарастающие проблемы «культуры постмодерна» с исчерпанностью индустриальной фазы развития.

В условиях прогрессирующего обессмысливания мира, писатель утрачивает позицию5. Литература «не видит» реальных мировых проблем, ибо они могут быть обозначены только в новом языке. «Семантический вакуум» приводит к тому, что новые смыслы подменяются «коктейлем» из смыслов, известных ранее (постмодерн), вместо серьёзной темы используются симулякры, подобные «противостоянию» глобализма и антиглобализма или цивилизации и террора. Соответственно, и фигура писателя низводится до социальной «маски», «роли». Таким образом, одна из принципиальных задач - восстановление контура идеального. Как понимания, как вовлечения, но не как денежного импланта. А как следствие - обретение новой позиции писателя.

Беседовал Эдуард Михневский

1 Яйцеглавом в романе называют мозг писателя, более ста лет хранящийся в кибероболочке: металлическом яйце с электрическими разъемами для обеспечения слуха и голоса. Это мозг, продолжающий писать книги.

2 Прочитайте «Серебряных яйцеглавов» – любопытная книга.

3 Александр Неклесса «Феномен капитализации: новое прочтение», Школа по методологии «Капитализация и виды капиталов», Литва, Паланга 16-24 августа 2003 г.

4 Зиммель (Simmel) Георг (18581918) – немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы (см.) в социологии, представитель поздней философии жизни.

5 Если в эпоху тоталитарных войн принципиальное значение имели взаимоотношения писателя и власти, то сейчас этот вопрос утратил всякое значение.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Моды
Концепт
Кто стучится в дверь ко мне?..
Гонцы эпох
Платон в «ягуаре»
Редакция журнала «Со-Общение»
Управление болтовнёй
Виктор Осипов Философ
Сезонная модальность
Александр Неклесса заместитель директора Института экономических стратегий
Собирание виртуальных земель
Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
Практика
Важные вещи и нужные люди
Не прорывая полотна майи
Александр Гаврилов главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Оружие воина – мысль
«И научись в бою не уступать…»
Василий Звягинцев писатель
Время просвещённых предпринимателей
Леонид Бажанов художественный руководитель Государственного Центра современного
Не стесняясь писать новый рай
Владимир Дубосарский художник
Когда нас «отпустит»…
Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
Оперативный простор
Публичное мастерство - тренинг №1
Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
«Суть ваша - работящие и непьющие…»
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Уголки шара: задача для homo vagabundus
Игорь СИД литератор путешественник
Торжество женщины
Вокруг кого вертится мир?
Самые медныетрубы
Пять минут любви


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.