Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Моды / Концепт

Платон в «ягуаре»

Аристократия знает цену и вещам, и идеям.


Редакция журнала «Со-Общение»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Отчего-то говорят: это стало модным. Ошибка. Ничто или почти ничто и никогда не становится модным. Таким его делают люди. Это касается и вещей, и идей, и людей, и процессов. Моды создают люди, внеся новые темы в повестку дня. И давая миллионам потребителей новые сюжеты для волнующих жизненных игр.

I.

Пальцы Аристотеля были унизаны перстнями.

И в этом нет ничего особенного. Учитель Александра Великого семь лет жил при дворе Филиппа II Македонского. Положение обязывало. Да и средства были… Впрочем, философ не получал жалования за труды. Его тогдашнее состояние, скорее, было составлено из капиталовложений, инвестиций в выгодное предприятие. И при этом - не столько в предприятие «Аристотель», сколько в предприятие «Наследник Александр».

Эпоха Аристотеля, Сократа, Платона - это время, когда сильные мира сего начали высоко ценить мысль, знание, умение и стремление постигать и учить. Причём ценить во всех смыслах этого слова - аристократы и владыки античности щедро одаривали философов своим вниманием, покровительством и деньгами, ибо понимали, что их мудрость важна им не только для более эффективного управления государством, но и для его развития.

То есть для приобретения и приумножения конкурентных преимуществ, которые позволят новым поколениям обогащать культуру, сохранять и усиливать уважение соперников, наращивать мощь и капиталы своих семей и стран. Ведь в ту эпоху благо государства и благо аристократических династий не просто стояли рядом. Это было одно и то же. И не только в глазах высшего слоя или состоятельного и благородного общества, но и в глазах обычных граждан.

При этом, видимо, будет ошибкой утверждать, что в их отношении к философам, тогдашние государственные мужи и олигархи руководствовались лишь прикладным интересом. Будучи людьми дальновидными и искушёнными в искусствах политики и хозяйствования, они вполне отдавали себе отчёт, что миссия мыслителя выходит далеко за пределы советничества или наставничества.

Думается, излишне рассуждать о том, какой интерес был для них на первом месте: материальный или нет. Эти интересы были сплетены в симфоническом единстве человеческого, идеального и материального.

Прагматики и мастера управления - античные аристократы понимали, что одна из опаснейших угроз в их положении исходит от иллюзий. А одна из наиболее обманчивых иллюзий - полагать, что ты - могущественный владыка - точно знаешь, как устроен мир.

Отнюдь - античные властителиучитывали, что законы, царящие в мире, ещё далеко не познаны и не описаны (как всё ещё не познаны и не описаны они и сейчас). И потому о считали, что невозможно эффективно управлять - вводить в свои правила народы и процессы, идущие в государствах - не постигая их сути, и не строя своих проектов и стратегий, основанных на этом новом знании.

Однако в расписаниях тогдашних руководителей и предпринимателей - глав аристократических родов - государственные и другие дела оставляли мало места для собственных учёных занятий. Обретение и передача новых знаний об обществе и мироздании было предметом деятельности философов. И хотя они стремились к Истине ради неё сомой, им - мудрым - отводилась и роль долгосрочных стратегов.

Они сыграли её блестяще. Не случайно Альфред Уайтхед1 считал, что вся современная «западная философия есть расширенный комментарий к Платону». Платону, который, просвещая глав владетельных родов, в то же время наставлял их наследников. И при этом не брал с них денег за образование - влиятельнейшие и богатейшие люди его времени инвестировали в своих детей через финансовое покровительство мыслителю.

Но как же гении античности приобрели такое исключительное положение?

Они сделали это благодаря созданию моды на философию.

II.

Modus vivendi, modus operandi - образ жизни и деятельности, модель, образец… Известно, что слово «мода» есть производное от упомянутого латинского существительного. Значения оригинала дают нам ключ к более широкому пониманию смысла этого термина. Модель поведения… Способ подхода к чему-либо… Образ мыслей… То есть - модные манеры, модное отношение, модные взгляды… Всё это, вроде бы, лежит на поверхности. Но у латинского modus - и это важно - есть и другие значения, а именно; размер, мера - т.е. нечто, чем можно мерить. Говоря современным языком: modus - это стандарт.

А стандарт, как, утверждает Сергей Ожегов, есть «типовой вид», «образец, которому должно удовлетворять что-либо по своим признакам, свойства и качествам»2... Вспомним знакомое: «компания N действует на рынке в соответствии с мировыми стандартами корпоративного управления». Или - знаменитый silver standard - серебряный стандарт, в соответствии с которым в Большой Европе3 некогда рассчитывали номинал монет и осуществляли ценообразование.

Итак, мода - это тот стандарт, та принятая в настоящее время норма, в соответствии с которой люди совершают те или иные поступки не только без силового принуждения, но с энтузиазмом и удовольствием.

При этом создавать её и следовать ей могут какна массовом рынке, так и в чрезвычайно узком кругу. Далеко не все могут позволить себе обладать автомобилями, аксессуарами, манерами, знаниями, ресторанами, отелями и клубы высокого или сверхвысокого стандарта. Тем не менее - они модны.

III.

И здесь снова уместен пример античности. В эпоху Аристотеля и Платона философы пользовались широчайшим признанием и уважением, но модой философия была лишь в высших социальных слоях.

И не только потому, что именно там знали: зачем она.

Но и потому, что лишь аристократы хотели и могли платить за мудрость. То есть - позволить себе финансово обеспечить высший стандарт эксклюзивного интеллектуального потребления.

Но кто же ввёл тогда эту моду - на мудрость, на знание, на высокую мысль? Кто заложил фундамент этого элитного рынка?

В древнеэллинском обществе важность и ценность образования состояла в том, что понималось оно в самом прямом смысле: создание чего-либо в соответствии с определённым стандартом. Т.е. учитель образовывал (буквально - создавал, творил) из ученика - кандидата в высшее общество, в аристократию.

Вплоть до V века до н.э. критерием знатности было не только её родовое наследование, но и обретённое в ходе учения владение рядом благородных умений, навыков и искусств - арете. Это слово означает «добродетель», «доблесть», «совершенство», «достоинство» или «превосходство». В его раннем значении это понятие переплеталось с представлением о пути к цели, исполнении своего предназначения, реализации самого высокого человеческого потенциала.

Филологи утверждают, что прилагательное «аристос» (благородный), от которого произошло слово «аристократ», в свою очередь, произошло от арете и имени богини доблести Ареты.

Сообщение арете и было задачей и предметом деятельности учителей. Именно этим занимались создатели первой школьной системы - Пифагор и его последователи - утверждая необходимость целенаправленного и организованного умственного и физического совершенствования человека, которому должно стать доблестным гражданином полиса.

За пифагорейцами пришли софисты - мудрецы4 - видевшие задачей образования формирование вождя, и утверждавшие, в частности, что арете следует основывать на высоком знании, без которого вождь не может быть эффективен. Как не может он быть успешен, не владея такими искусствами, как война, политика и красноречие. Доктрина софистов была адресована высшим слоям общества, которые не только приняли её, но и готовы были за неё платить. Как известно, обучение у софистов стоило денег. В отличие от Аристотеля и Платона, в деятельность которых их покровители инвестировали, продукт софистов они покупали. Причём по высокой цене (которая, впрочем, вряд ли может сравниться с объёмом упомянутых инвестиций). Оплата услуг софиста различалась в зависимости от степени его известности и достигала от 5 мин до нескольких талантов5 (что было тогда значительной суммой).

Т.е., судя по всему, именно софисты были людьми, которые начали делать философию модной и заложили основы благоденствия на рынке элитного знания «больших философских домов» - Платона и Аристотеля.

IV.

Но как - какими средствами - им удалось создать, ввести эту моду?

Для создания моды на что угодно имеется только одно средство - сообщение (коммуникация). Вот и софисты вступили в деятельную коммуникацию с аудиторией, которой они адресовали своё, как сказали бы в наши дни, рекламное послание. Понятно, что поскольку софисты занимались образованием, то именно эта сфера стала тем коммуникационным пространством, где элитное знание превращалось в модный продукт. Другим таким пространством стало судопроизводство, где, в соответствии с тогдашними обычаями, софисты выступали обвинителями или защитниками в разных делах, на деле показывая свою практическую полезность, профессионализм и владение словом.

В свою очередь, их клиенты несли (транслировали) своим родным, друзьям и деловым партнёрам сообщение о важности и нужности софистов. И вот, наиболее авторитетные, признанные, знатные, высокопоставленные из них - люди, которые во все времена были и остаются законодателями любых мод - впустили мудрость и Знание на элитный рынок.

Так, через сообщение со своей клиентурой софисты запустили процесс «катализа» обусловивший создание моды на философию.

Их опыт очень важен для нас, поскольку по своей сути - это, видимо, первый известный пример создания моды на продукт, имеющий большее отношение к миру идей, чем к миру вещей. При этом важно отметить, что инструментами её создания были два вполне предметных вида деятельности - образование и представительство в суде.

Основываясь на этом примере (как, впрочем, и на многих других) можно сделать вывод, что мода на что-либо, как вводимый стандарт поведения, есть тот факт, что «законодатели мод» и «приобретатели мод» думают и говорят об этом. Что формирует спрос на продукт, который они стремятся сделать модным.

При этом пометим дополнительно, что этот спрос не обязательно должен быть массовым. Вот, скажем, Jaguar - модная марка. Но - обратите внимание: в тех кругах, где, например, Land Cruiser лежит уже почти вне поля обсуждения.

V.

Отчего же мы так, казалось бы, легко переходим от моды на идеи, к моде на весомые, грубые и зримые предметы вроде автомобилей? Оттого, что между этими двумя мирами, которые иные читатели считают несовместимыми, существует связность. Впрочем, она не прямая, и потому, возможно, не вполне очевидная. И потому её удобно передать через пример.

Производитель хочет сделать модным некий продукт - т.е. ввести его в общество или какой-либо социальный сектор, в качестве модели - желанного образца, вожделенного соответствия стандарту. Сегодня в таких случаях производитель, обычно, обращается к продавцу, как посреднику между ним и рынком, попутно приглашая специалистов (гуманитарных технологов) для организации вокруг указанного продукта коммуникации. Её цель - создать у целевой аудитории такие ожидания и потребности, которые обеспечат высокий спрос. Приглашённые специалисты могут использовать в своей работе множество разнообразных приёмов, однако, часто в ситуации когда речь идёт о превращении чего-либо немодного во что либо модное, в центре коммуникации возникает фигура Законодателя Мод.

Законодатель Мод, это человек, к мнению которого прислушивается целевая аудитория, рекомендациям которого она склонна следовать, а стиль и поступки - копировать. Образец.

Пример: король Великобритании Эдуард VIII. Стоило ему однажды, переходя лужу, подвернуть брюки, как в моду вошли прежде не модные брюки с манжетами. Случилось так, что король почему-то не застегнул нижнюю пуговицу жилета, и мгновенно жилеты с угловым вырезом стали пользоваться повышенным спросом.

Ещё пример: голливудские звёзды XX века Кларк Гейбл и Гари Купер явили на экране новый идеал мужской красоты - загорелого атлета, знатока современного искусства в пиджаке с широкими плечами и в брюках с манжетами (спасибо Эдуарду VIII).

Вряд ли кто-либо подтвердит, что такой образ был специально создан по заказу акционеров фитнес-центров, владельцев галерей и производителей широкоплечих пиджаков. Но вряд ли кто-то и опровергнет эту легенду. Как бы то ни было, а этот образ привёл на рынок здоровый образ жизни (что имеет прямое отношение к миру идей) и стал дополнительным фактором в создании моды на современное искусство (что имеет к нему ещё большее отношение).

И ещё пример: производители галстуков, футболок, свитеров долго пытались создать массовый спрос на вещи с международной эмблемой борьбы за мир, известной как «голубиная лапка в круге». Не получалось - их покупали только убеждённые пацифисты. Но стоило знаменитому доктору Бенджамину Споку и писателю Норману Мейлеру публично надеть вещи с этой эмблемой, как продажи заметно выросли. И не потому что люди стали слепо подражать звёздам, а потому, что благодаря им обнаружили: они и сами разделяют идею отказа от грубой силы в политике.

Русский писатель Андрей Левкин как-то сказал по схожему поводу: «большое количество артефактов из разряда высоких были сделаны по заказу». Кстати, о том, какое количество идей и вещей стали модными благодаря сознательному вмешательству литераторов, и говорить нечего.

Так идеи «надеваются» на вещи (и наоборот), и они несут друг друга миру, создавая моды друг на друга. В итоге, вывод: если хочешь сделать модной идею - используй для продвижения вещи. А если хочешь продвинуть одежду - продвигай с её помощью идеи. Ну а если желаешь сделать модным образ жизни, надевай на него и то, и другое.

1 Выдающийся английский математик и философ XIX-XX века (1861-1947). Член элитного «Клуба Апостолов». Автор ряда книг и выступлений, в их числе работа «Способы мышления» и лекция «Бессмертие».

2 См.

3 Большая Европа – один из базовых терминов, введённых в рамках культурологической концепции, в соответствии с которой в состав исторической, культурной Европы входит и Россия, и обе Америки.

4 В переводе с греческого «софия» – это, собственно, и есть мудрость.

5 Талант – наивысшая весовая единица в таблице греческих мер. В этом качестве талант упоминается уже у Гомера, причём взвешиваемым предметом является золото. Один талант соответствует 26,2 граммам. Соответственно, когда талант стал ещё и расчётной денежной единицей, один серебряный талант весил несколько килограммов.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Моды
Концепт
Кто стучится в дверь ко мне?..
Гонцы эпох
Платон в «ягуаре»
Редакция журнала «Со-Общение»
Управление болтовнёй
Виктор Осипов Философ
Сезонная модальность
Александр Неклесса заместитель директора Института экономических стратегий
Собирание виртуальных земель
Николай Ютанов заместитель директора Института экономических стратегий
Практика
Важные вещи и нужные люди
Не прорывая полотна майи
Александр Гаврилов главный редактор газеты «Книжное обозрение»
Оружие воина – мысль
«И научись в бою не уступать…»
Василий Звягинцев писатель
Время просвещённых предпринимателей
Леонид Бажанов художественный руководитель Государственного Центра современного
Не стесняясь писать новый рай
Владимир Дубосарский художник
Когда нас «отпустит»…
Сергей Мостовщиков главный редактор журнала «Крокодил»
Оперативный простор
Публичное мастерство - тренинг №1
Алексей Пронюшин тренер-консультант исполнительный директор «Русской Школы Имиджа»
«Суть ваша - работящие и непьющие…»
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Уголки шара: задача для homo vagabundus
Игорь СИД литератор путешественник
Торжество женщины
Вокруг кого вертится мир?
Самые медныетрубы
Пять минут любви


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.