Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Боевые икусства / Практика

Дело воинскойчести

Многоборье как стиль жизни


Максим Шатунов Президент Саратовской региональной Федерации Русского боевого
info@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Становление какой-либо организации в провинции и дальнейшее её распространение по стране, вплоть до столичных городов за короткий промежуток времени - явление для России достаточно уникальное. Какими качествами нужно обладать, чтобы не только разработать собственную школу боевого искусства, найти активистов, готовых развивать и отстаивать данное начинание, но и продолжать преподавание боевого мастерства? На эти и многие другие вопросы ответил Максим Шатунов.

Кто вы, господин Шатунов?

Со-Общение: Расскажите вкратце о направлении боевых единоборств, которым Вы занимаетесь?

Максим Шатунов: Официально общественная организация «Федерация Русского Боевого Многоборья» существует с 5 июля 2004 года. Тем не менее, история становления нашего спортивного направления началась с 1998 года, когда было опубликовано 5 моих книг: «Русская профессиональная драка», «Русская здрава», «Русская боевая гимнастика», «Русский кулачный бой», «Русская драка ногами».

Эти тексты были посвящены славяно-горицкой борьбе.

Публикации вызвали большой интерес читателей. Началась волна обращений. Но не ко мне, а к Александру Белову, как основоположнику этой боевой системы. Последний заявил, что книги написаны без его разрешения и меня заочно вычеркнули из рядов «горичей», лишив также права преподавания этого вида единоборств. Но поскольку материал был уже опубликован, а останавливаться я не собирался, я решил существующие наработки, как лично мои, так и взятые за первооснову, переоформить и подать под другим названием. Так было создано «Русское Боевое Многоборье».

В разработке своей системы я использовал формат многоборья, включающий 8 военно-спортивных направлений. В систему вошли: фехтование (штыковой, палочный и ножевой бой); великорусская борьба; драка ногами; кулачный бой; рукопашный бой (соединение практики кулачного боя и драки ногами); штурмовой бой (вид наиболее жёсткий, полноконтактный, без ограничения зон поражения) и прочие.

Как и планировалось, в итоге была создана универсальная военно-спортивная (боевая) система. Люди, изучающие её, получают навыки, применимые и в случае уличного боя, и на войне.

Что общего у боевых единоборств и искусства

- А зачем вообще нужны боевые единоборства?

- Боевые искусства нужны для:

Во-первых - воспитательных целей. Ничего лучше для формирования мужского характера пока не придумали. Во-вторых - для развития у людей специальных навыков, которые никакая другая сфера искусства или увлечений дать просто не может. Кстати, в отличие от популярных сегодня экстремальных видов спорта, и экстрим, и адреналин Боевое Многоборье приносит, но никогда,ни при каких условиях не допускает неоправданный риск. Человека целенаправленно учат рисковать только так и тогда, чтобы объяснение его действий было на 100 % внятным и рациональным. Ведь овладение многоборьем нужно не ради адреналина, а для выживания в различных крайне сложных условиях.

И, в-третьих, организованные единоборства, это хороший способ организации досуга и времяпрепровождения молодежи. Да и не только молодёжи.

Впрочем, возможно есть и другие резоны.

- Почему боевые единоборства можно отнести к числу искусств? Почему это именно искусства, а, а не что-то еще?

- Это один из самых сложных вопросов... Что считать спортом, что боевым искусством, а что просто искусством? В своё время на этой почве случился серьёзный скандал: искусствоведы попытались определить футбол по виду искусства, а не по виду спорта. Однако сами футболисты почему-то очень сильно возражали, причём в форме весьма активной и жёсткой. Не говоря уже о болельщиках. Они-то считали себя спортивными фанатами, а тут оказались фанатами искусства… Так у них история ничем и не закончилась.

Что же касается единоборств, то, наверное, идея причислить их к числу искусств - это веяние исключительно последнего столетия. Многовековая практика в условиях современного общества просто поменяла формат, превратившись в искусство.

Раньше хорошее владение своим телом, умение вести бой, обладание высоким боевым духом было настолько обыденно, что на мастеров как-то особо и внимания не обращали.

Почему, например, у нас - в средневековой Европе - существовало так мало письменных трактатов по этим вопросам? Потому что умение сражаться считалось совершенно нормальным и повседневным. И так было до тех пор, пока эту традицию поддерживали определённые культурные основания. Но они изменились, традиция сначала приказала долго жить, а потом начался Ренессанс, но уже на уровне того искусства, которое трудно назвать боевым.

Тут важно пометить, что всякое искусство начинается там, где появляются мастера с уровнем, недосягаемым для всех прочих. Думая, здесь и проходит грань, отделяющая искусство от практики.

- Владение боевым искусством - это черта, отличающая человека от природы, или же сфера деятельности, требующая обучения и мастерства? Или и то и другое?

- Существует несколько направлений боевых единоборств, некоторые из них можно причислить к первому виду, некоторые - ко второму. Скажем айкидо, это боевое искусство в чистом виде, не содержащее никакого прикладного эффекта. Но от айкидо его и не требуется.

Другой пример - фитнесс-гимнастика, основанная на приёмах рукопашного боя (тайбо, фитбокс), вполне приемлемая для европейцев. Но это сугубо современный формат. А прикладные направления как были краткими, лаконичными, жесткими и мощными, такими и остаются.

Кроме того, если лет 100 назад человек умел показать нечто красивое, да, его считали мастером. Однако таких мастеров были единицы, а большинство просто умело отлично драться. Сейчас - наоборот. Большинство практически лишено боевых навыков, зато полно мастеров, способных легко и изящно демонстрировать себя. И от этого их умения зависят прибыли, а, следовательно - существование школ. Таким образом, если искусство понимать еще и как искусственность, востребованную сегодня в виде избыточной формы поведения, стремления к самореализации, становится ясно, что актуальны оба озвученных в вопросе направления.

Хочется подчеркнуть: боевое искусство современности настолько же искусство, насколько и индустрия.

- То есть учение и мастерство необходимы с рекламной точки зрения?

- Конечно! Даже традиционные школы вынуждены сейчас иметь блок показательных выступлений. То, чего раньше не требовалось (все понимали, зачем, например, нужно уметь попадать ножом в глаз), теперь нужно объяснять с позиции возможности научиться легко, красиво и безопасно.

Портрет бойца

- Какими качествами должен обладать человек, желающий овладеть и овладевающий боевым единоборством и больше - боевым искусством?

- Упорство в достижении цели. Ну и упрямство естественно.

- Следовательно, не нужно от рождения быть Гераклом, чтобы стать хорошим бойцом?

- Если от рождения у человека очень хорошие физические данные, ему намного проще и быстрее даётся освоение боевых искусств. Но, как правило, у таких людей (и это очень серьёзный парадокс) нет мотивации. Они не хотят никуда стремиться. Зато люди, имеющие какие-то проблемы, стараясь преодолеть их, часто поднимаются на другой уровень.

Хотя, особенно для России, это совершенно не обязательно. У нас множество талантливых бойцов, не страдавших никакими заболеваниями. Это характерно как раз для многоборья. Но. Есть противоположный пример - у меня занимается боец с очень плохим зрением. Ему не то, что драться - тяжести в свое время запретили поднимать. Однако он хотел учиться, взял на себя ответственность и уже 4 года успешно обучается. Стал первоклассным бойцом, выполнил 1-й разряд по многоборью. А дерётся исключительно интуитивно, практически ничего не видя, но - сумев развить чутьё.

- Наверное, ведущую роль здесь играет мотивация?

- Скорее - желание быть первым. Я постоянно говорю своим бойцам: если вы не хотите быть первыми, если вы не хотите быть лучшими, вам нечего здесь делать. У вас должны быть амбиции, у вас должно быть честолюбие. И это очень важно для боевых единоборств. Если человек не обладает подобными качествами, он может позаниматься, что-то понять для себя, сделать некие выводы, но достичь высот - вряд ли.

- Какие идеи, идеалы, ценности заложены в боевых искусствах?

- Ответ на этот вопрос всегда разный. Он зависит от культурного контекста, в котором формировалось боевое единоборство, или боевое искусство, зависит от социального заказа и от профиля. Если мы говорим о гражданских формах самообороны, здесь система ценностей, идеалы, нравственные категории, которыми руководствуется человек - это защита себя, своей жизни, достоинства, достоинства семьи и так далее.

У человека военного система ценностей другая. Естественно, это сказывается на технических предпочтениях, тактике, системе обучения и подготовки. Военному не нужно себя защищать. Он ориентирован на атаку, победу в бою, уничтожение противника. И эти две системы ценностей нельзя смешивать, путать.

У человека воинского склада иные приоритеты, нежели у гражданского. Скажем, любовь к оружию.

Скажем, наш человек покупаетнож не потому, что хочет кого-то зарезать, а лишь потому, что ему этот нож просто нравится. Приобретение чего-то из гражданского набора вещей, даже самого бесполезного, вызывает гораздо меньшее удивление окружающих. Воин, обычно, не тратит деньги на модный мобильный телефон. По телефону он разговаривает и посылает SMS, и кроме этого ему ничего от аппарата не нужно. Порой подобные увлечения и взгляды выглядит пугающе в глазах обывателя.

Для иллюстрации: один наш боец - кандидат математических наук, преподаватель политехнического университета. Много лет он стремился осуществить мечту, которую человек гражданского склада может счесть странной: приобрести огнестрельное оружие. Наконец, ему удалось купить охотничье ружьё «Сайга-тактика», экспортный вариант. Весьма дорогостоящая вещь. Люди, разделяющие нашу систему ценностей, просто залюбовались, как раньше рыцари, витязи любовались искусно выкованными мечами. Не просто объяснить гражданскому по своей сути человеку смысл такой покупки, или например, доспехов и вооружения (речь идёт об историческом фехтовании) по цене средней иномарки.

- Какой из обозначенных ценностных систем придерживается Федерация Русского Боевого Многоборья?

- Воинской, конечно. И занимаются у нас преимущественно силовики, либо работающие в охране, либо военнослужащие. Людей, не имеющих отношения к силовым структурам, мало.

- А как на счёт гражданских?

- Даже если они физически вытягивают нагрузки, то часто уходят по идеологическим причинам, поскольку идеология у нас всё-таки воинская. А она требует соответствия.

- И в чём конкретно состоит суть этой идеологии?

- В случае необходимости не позволить вражескому сапогу топтать нашу Родину.

- Кто никогда не сможет овладеть боевым искусством?

- Лентяй. Только и всего. Даже инвалиды в состоянии заниматься. Кстати, как раньше адаптировались люди с перебитыми или оторванными ногами? Их просто сажали на коня. Воин он воин всегда, что бы с ним ни случилось. Он всегда может принести какую-то пользу, за исключением действительно страшных поражений. И даже в этом случае он остается мужчиной. Конечно, если не раскис, не спился, не распустил себя, смог поверить в свои силы, пусть даже и с чьей-то помощью, нашел возможность быть полезным и нужным хотя бы самому себе.

Это жизненный принцип - не отступать. Не отступать перед трудностями, не пасовать.

Так (воз)рождаются традиции

- Что значат для вас слова «Мастер», «Учитель»?

- Для человека увлечённого, фигура Мастера, Учителя, чрезвычайно важна. В особенности на этапах становления. Если отсутствует уважение к учителям, обучающийся ничего не добьётся. Работа тренера сравнима с родительской опекой. Однако в России учитель играет не ту роль, что в восточных единоборствах. Здесь это в том числе и друг. Есть отличная формула: «первый среди равных». Если в коллективе такая атмосфера, значит с учителем всё в порядке, а ученики - на уровне.

- Что такое школа?

- Её создание - это самая трудная вещь на свете. Состоявшись, она образует отдельный живой организм. Хороша лишь та, что продолжается после ухода учителя. Это значит, он создал школу, имеющую перспективы и потенциал.

Но порой с уходом учителя развитие школы, и, следовательно - её существование заканчивается. Значит, это было нечто другое.

Если удалось сформировать школу, как живой организм - великолепно! Я считаю это самым серьёзным достижением, на которое вообще способы люди. И если школа несёт в себе какие-то традиции - это блеск. Таких, на самом деле, мало.

- Чему учится человек, овладевающий боевыми единоборствами и больше - искусствами?

- Это зависит от того, кто и зачем приходит. Одни стремятся обучиться технике, другие - нарастить мышечную массу. Цели определяются мотивациями. И могут меняться. Но, как бы то ни было, человек всегда учится только тому, чему хочет научиться. Не больше - не меньше.

- То есть: каждому - своё?

- Да. Строго. Человек, занимающийся боевыми единоборствами, учится трезвее смотреть на действительность. Возможно, он становится менее интересным собеседником, так как утрачивает многие иллюзии, свойственные современным людям. Однако взамен приобретает оригинальный подход к жизни.

- С каким видом искусств можно сравнить боевые единоборства?

- На 100 % - кино. Именно благодаря ему боевые единоборства получили широкую известность как школы и спортивные нап-равления… Хотя родоначальником всё-таки является театр. Музыка тоже играет свою роль, но только как сопровождение. Визуальный эффект кино - это главное.

- Чего вы никогда не сделаете, как мастер единоборств?

- Я бы никогда в жизни не стал применять свои навыки для демонстрации силы на заведомо слабом сопернике. Даже если это - недостойный человек. Кстати, в этом и заключен нравственный парадокс воина: воинскую честь нельзя замарать. Оружие можно применять только для достойных целей, а сражаться позволительно лишь с достойными людьми. Врагов тоже надо уметь уважать.

- Чего бы вы хотели в будущем для Федерации Русского Боевого Многоборья?

- Чтобы репутация школы была на высоте и отражала действительное положение вещей. Кстати, сегодня региональные отделения Федерации зарегистрированы и активно действуют в Минске, Брянской, Волгоградской, Самарской, Саратовской областях, Красноярском крае, Краснодаре, Московской области...

И мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

Беседовала Надежда Орлова


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Боевые икусства
Концепт
Там, где грубая сила бессильна
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Найти в себе ученика
Ефим Островский Гуманитарный технолог
Вера, разум и университет. Воспоминания иразмышления
Папа Римский Бенедикт XVI
Мастерство
И
Игорь Гришин основатель Школы Го "Восхождение"
Какой от этого прок
Практика
Рукопашный бой должен напоминать тайфун
Александр Попов мастер игры Го и рукопашного боя
Мастер - значит чемпион
Олег Чирков рукопашный боец
Дело воинскойчести
Максим Шатунов Президент Саратовской региональной Федерации Русского боевого
Актуальный сюжет
Ноябрьские революции-2006
Революция «ослов»
Наталия Бубнова эксперт в области международных отношений
Революция усов
Рустем Сафронов историк продюсер телекомпании Russia Today
Революция громких слов
Валентин Богатырёв координатор аналитического консорциума «Перспектива» вице-президент
Референдум с кавказским акцентом
Антон Дугин движение НАШИ специальный корреспондент «Со-Общения»
Оперативный простор
Grядущие перемены…
Андрей Сокиркин директор по рекламе ООО «Стиль Медиа»
«От сотворения Москвы верны ей беззаветно»* - Оболенские
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Основы целенаправленного общения
Герой, которого не было
Главный сон осени
Вся ли наша жизнь игра?


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.