Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/11/practice/1


Мастер - значит чемпион

Среди значительного количества единоборств, доступных современному россиянину, внимание интересующихся всё чаще привлекает рукопашный бой. В чём здесь секрет и почему молодёжь тянется к столь непростой сфере увлечений, рассказал тренер по рукопашному бою, судья республиканской категории, преподаватель военного института внутренних войск МВД России, мастер спорта Олег Чирков.

Что это?

Со-Общение: Какое из боевых единоборств вы считаете своим?.

Олег Чирков: Рукопашный бой. Это направление отличается от ряда других тем, что предусматривает изучение сразу нескольких видов единоборств. Единое целое здесь гармонично создают бокс, кикбокс, самбо и дзюдо. Все элементы познаются обучающимися в ходе занятий, оговорены в правилах поединков и чемпионатов. Всё лучшее, достигнутое мастерами названных боевых искусств, синтезировано тренерами, разработчиками и практиками рукопашного боя.

Кстати, вопреки бытующему мнению, это направление - довольно старое и имеет собственную историю. Еще в 1923 году в Москве группа энтузиастов спортивного общества «Динамо» под руководством Виктора Спиридонова взялась за изучение национальных видов борьбы и самообороны. А к середине 30-х была выработана система, ставшая основой для создания нового на тот момент направления единоборств - рукопашного боя.

Официальным Днём рождения «рукопашки» считается 16 февраля 1938 года. Именно этим числом датирован приказ Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, признающий рукопашный бой чрезвычайно ценным по многообразию техники и оборонному значению.

Соответственно, в том же году этот вид спорта пришёл и в Поволжье. В соответствии с приказом Комитета, преподавание рукопашного боя стало обязательным разделом профессиональной подготовки сотрудников всех военных структур. Ну а выход за рамки исключительно военной дисциплины и определённая популярность среди гражданских лиц были только делом времени.

- Как давно вы занимаетесь «рукопашкой»? Поделитесь своей биографией.

- Профессионально этим видом спорта я занимаюсь с 1983 года. Сейчас тренирую структуры МВД, веду занятия в спортивных секциях, ориентированных на гражданских лиц. Между прочим, задумка работать с гражданскими пришла по той причине, что мне не хватало бойцов. Спортсменам из военного института внутренних войск МВД России требовались спарринг-партнёры, товарищи, коллеги. Пришлось набирать ребят в городе, подготавливать их к дальнейшим совместным тренировкам.

Среди наших военных сейчас уже 19 мастеров спорта, и найти им достойных конкурентов очень сложно. Таким образом, у нас появилось много способных гражданских, из года в год принимающих участие в сборах и соревнованиях. Демонстрируя энтузиазм, хорошие итоговые результаты и стремление победить, они постоянно доказывают - идея оправдывает себя.

Эффективность наших стараний подтверждается серьёзным количеством чемпионов, призёров, лауреатов различных соревнований. Три-четыре наших мастера спорта1 ежегодно получают высокие награды. Если сравнить показатели по разным видам спорта, то таких феноменальных данных больше никто и нигде не добивался, даже баскетболисты, футболисты и так далее. В последние несколько лет стало правилом регулярное пополнение рядов чемпионов России нашими бойцами. Недавно очередной курсант института внутренних войск МВД стал чемпионом Европы, а в прошлом году - чемпионом мира. Вообще-то, в наших рядах уже четыре чемпиона мира за последнее время... В связи с чем первенство России в шкале наших задач занимает третье место. Это - важно, но мы стремимся решать сверхзадачи - брать Европу, мир - вот что интересно..

Ученик, тренер, мастер

- Что такое, по Вашему мнению «Школа», что означает это понятие?

- Под названием «школа рукопашного боя»2 я понимаю основы обучения людей практике поведения в более или менее экстримальных ситуациях. К нам нередко приходят заниматься люди, никогда не обучавшиеся в секциях бокса, кикбокса и так далее. Мы даём им основы, азы, и потому имеем право называть себя школой. Сочетая практические занятия с курсом лекций, мы тренируем как тело, так и психику. Как я говорю ученикам на занятиях: в первую очередь человек должен получить навыки адекватной реакции в случаях чьей-то агрессии. Одного, двух, группы противников - не важно. Важно, что многие, попадая в такую ситуацию, просто теряются. Мы же готовим ребят к подобным случаям в чётко определенных условиях, которые надо соблюдать.

- Что значит в боевых единоборствах слова «Мастер», «Учитель»? И что они значат для вас?

- Если сравнивать это определение со словом «тренер», то соответствие тут не полное. Учитель, в моём понимании, это наставник, дающий ученикам предпосылки самосовершенствования, развивающий у них моральные, технические, тактические (а в отдельных случаях и стратегические) навыки. К слову, в Японии таких людей называют «сэнсэй». Японское слово учитель - «сэнсэй» - в дословном переводе означает, насколько мне известно, «ранее рождённый».

Результаты, достигнутые обучающимися, зависят от учителя, призванного, предназначенного направлять их профессиональный и человеческий рост. Он - ключевая, основная фигура в становлении бойца.

Вряд ли кто-то сможет самостоятельно добиться заметных результатов, так как человек это всегда коллективный продукт. И только в команде возможно успешно решать безусловно сложные задачи становления мастера. Через работу с другими занимающимися, с помощью профессиональной помощи учителя, человек получает навыки и умения.

- Зачем и кому нужны боевые искусства?

- В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на самозащиту имеет каждый гражданин. Здесь не прописаны личные, субъективные характеристики человека - больной или здоровый, мужчина или женщина - любой должен иметь понятие, как постоять за себя. Если не физически, то - через суд, используя законодательство. Тем более, такая возможность необходима, если кто-то начинает унижать или оскорблять гражданина, человека.

Боевые единоборства, а в перспективе - искусства, в свою очередь, решают этот вопрос напрямую. Поэтому они и разрешены, и нужны в современной России. По основному закону страны, человек наделяется таким правом, а изучать или не изучать методы самообороны, это его выбор. И если кто-то желает научиться драться, стремясь обеспечить свою безопасность, он должен иметь подобную возможность.

Другое дело, что понятие боевые искусства не исчерпывается понятием «единоборства».

- Что привлекает молодых людей, приходящих к вам? Что ими движет?

- По всей видимости, основная мотивирующая сила здесь - самоутверждение. В любом коллективе главным образом действует первый и единственный. Это, пожалуй, закон: выживает сильнейший. Именно он становится лидером. А если лидером по названию, в открытую ему быть не хочется, то его авторитет сам по себе всё равно даёт человеку массу преимуществ. Отношения, пропущенные сквозь фактор силы - физической или комплекса сил - нормальное явление для всех, особенно для молодежи. Причем как у мальчиков, так и у девочек.

И в этом контексте очень многое зависит от физической подготовки - владения телом.

- Почему боевые искусства это именно искусства, а не что-то ещё?

- Думаю, причина кроется в истории становления народного самосознания.

Как известно, в любой стране существует определенная коренная национальность. В данном плане Россия - страна, конечно, наиболее интересная и ёмкая - количество национальных составляющих нашего государства действительно поражает. И каждой самобытной культуре присуще своё искусство, особые формы творчества. Интересными примерами являются греко-римская борьба, борьба на поясах у татар... Менталитет и, соответственно, искусство, определяется общением людей, этнических групп, живущих в тех или иных условиях. В японском обществе вызрело карате, у россиян - рукопашный бой. Это исключительно наш, отечественный вид спорта.

Кстати, статистических данных о наиболее популярных направлениях боевых искусств среди русской молодежи я не встречал. Также как и по предпочтениям живущих в России татар, белорусов, грузин, финно-угоров, евреев и других жителей СНГ. Каждый выбирает то, что ему ближе по духу. Если человек от природы наделен азиатским телосложением, или жил в Китае, например, естественно предположить - его заинтересует карате.

Кроме того, «искусством» боевые единоборства называются потому, что, как и в поэзии, кинематографе, живописи, бездарностям здесь делать нечего. Это подтверждает банальный факт: каждое направление самореализации личности - процесс творческий, требующий развитого интеллекта, таланта. Говорят же, от каждого по способностям - каждому по возможностям. Если с рождения человек наделён какими-то дарованиями, он добивается больших результатов. Если способности отсутствуют, он просто изучает некий вид искусства, единоборств, и довольствуется этим.

Что характерно - «рукопашнику» необходим интеллект. Олимпийские игры, чемпионаты мира, доказывают - побеждают спортсмены, обладающие высоким интеллектом. Участники, располагающие феноменальными физическими данными, но узкими интеллектуальными показателями, как правило, проигрывают. Тактическая, техническая грамотность в спорте решают очень многое. Только лишь физически сильный человек Мастером не станет. Ещё Максим Горький говорил: «душа и тело должны быть востребованы одинаково».

- Если обратить внимание на какую-либо иную сферу искусств - музыку, кино, живопись - с чем можно сравнить боевые искусства?

- Скорее всего, это танцы, фольклор, ярко демонстрирующие национальный менталитет.

Ну и популярные испокон веков кулачные бои, и народные танцы, пляски, имеют в России удивительно много общего. Многие элементы танцевальной традиции включены в ударные движения «рукопашки», броски, захваты. Если очень серьёзно подойти к изучению нашего единоборства, то видно - многие приёмы или их фрагменты копируют структуру танцев.

Ценности, надежды, идеалы

- Какие идеи, идеалы, ценности заложены в рукопашном бое?

- Наверное, то, что я сейчас скажу, актуально не только для нас. Считаю, во всех видах искусств основная идея звучит примерно так - «душа и тело должны быть совершенными». Примерно так выглядит и единое требование к физической культуре, ко всем спортивным направлениям вообще. Основная идея и ценность здесь - вечное и до сих пор не ограниченное какой-либо финальной чертой стремление к совершенству.

На тренировках я передаю своим ученикам принципы из Евангелия. Возможно, именно тут Заповеди как никогда актуальны: не убий, не укради, не прелюбодействуй… Это образ жизни, это чистота помыслов, мотивов человека. Не стоит учить интересующегося, у которого нет идеалов. Намерения пришедшего в школу чётко прослеживаются при первой беседе, на начальном этапе.

- Какими качествами должен обладать человек, занимающийся боевыми искусствами?

- Необходимые ученику качества традиционны для большинства боевых единоборств. Впрочем, это характерно не только для спорта, но и для любых сфер деятельности, требующих самоотдачи, достижения каких-то результатов. Здесь требуется упорство, терпение и целеустремленность. Если человек видит цель и идёт к ней, он добивается своего, учится, идёт вперед. Такой ученик способен достичь результата.

- Чему обучается человек, изучающий рукопашный бой?

- Как говорят, победить соперника легче, нежели победить себя. Ведь одолеть собственную лень гораздо труднее, чем победить соперника.

Наша лень, наши недостатки, не зря считаются самыми сложными и страшными врагами. Иногда мы не можем одержать над ними верх. Поэтому, познание себя, умение управлять собой, можно назвать главным достижением каждого мастера. С приходящими на тренировки ребятами мы отрабатываем необходимые им для саморазвития умения. Если молодые люди достигают каких-либо результатов, можно считать, наша работа принесла искомые плоды. Самоконтроль, самоуправление, самосовершенствование - одни из первичных задач для спортсменов.

- Можно ли сказать, что есть люди, которым боевые единоборства и искусства недоступны?

- Это те, кто ими не занимается. Хотя бы однажды посетившие ту или иную школу, просто посидев в зале в течение занятия, уже приобретают, вне зависимости от своих желаний, некие понятия, навыки, знания..

Кстати, у меня был случай, когда в секции рукопашного боя занимался человек с одной ногой. Многие не подозревали о его протезе два или три месяца пока не случился забавный инцидент. Проводилась игра с мячом на коленях, парень снял протез, без лишнего смущения положил его на окно… Все прочие впали в шок. Представьте, секундная тишина, замешательство, все смотрят толькона совершенно спокойного мальчишку, мгновение спустя хором спрашивают, «а ты что - без ноги?!?» Кстати, характерно, что тот ученик был лучшим - «кромсал всех», ничего никому не уступал, заслужил статус одного из сильнейших. Активно участвовал в соревнованиях. И, как видите - не в состязаниях для инвалидов.

- Чего бы вы никогда не сделали, как мастер единоборств?

- Не обидел бы слабого, потому что обижать слабого низко и позорно.

Главное - не представлять опасности для людей, которые слабее тебя. Я никогда не позволил бы себе ударить человека, не способного дать отпор. Самое последнее дело из всех возможных, это умышленное причинение боли, страдания женщинам, детям, подросткам. Или же, если отойти от физической стороны - оскорбление тех, кто не может адекватно ответить тебе тем же, защититься... Я убежден, у мастерства есть несколько сторон, и эта - наиболее страшная.

- Не хотите добавить что-нибудь от себя?

- Хотелось бы, чтобы наше правительство больше внимания уделяло спорту среди детей и молодёжи в целом. Причём такому, который развивает не только тело, но и дух.

Сегодня такая подготовка подрастающего поколения в стране находится на уровне бесконтрольном и не поддерживаемым никем, кроме активистов. Если ребёнку, подростку нужно поехать на соревнования, он может это сделать только за счёт родителей. Купить экипировку - аналогично, за деньги семьи.

Я мечтаю о том, чтобы скорее настало время, когда в государстве будет достаточно средств на поддержку физического развития молодёжи. Впрочем, конечно, не только - физического. И - не только молодёжи. Надеюсь, так будет.

Беседовала Надежда Орлова

1 Г-н Чирков говорит о, соответственно - господах Ломонове и Оленникове - курсантах института Внутренних войск.

2 Олег Чирков корректно избегает термина Школа боевых искусств.

Дата публикации: 05:48 | 22.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.