Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Описание выездной бар тут.



soob.ru / Архив журналов / 2006 / Боевые икусства / Практика

Рукопашный бой должен напоминать тайфун

А что же ещё?


Александр Попов мастер игры Го и рукопашного боя
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Александр Попов - мастер рукопашного боя. Двукратный чемпион России по игре Го. Шестой Дан. Само по себе - это уже достаточно мощное сочетание. Александр может и умеет учить. Предлагаемые им методики - самые быстрые из известных. Саша может научить бою, Саша может научить игре. Он всегда способен удивить тебя чем-то новым. Мои вопросы ему составлены для “Со-Общения”. Моя задача в них - ещё раз понаблюдать Сашу «в бою». Но в этой игре в вопросы и ответы я «бьюсь» на стороне читателей журнала.

Игорь Гришин: Я хотел бы расспросить тебя о твоей жизни в искусстве. Не с того, с чего ты начинал, а с того момента, когда ты действительно начал чувствовать принципы боевых искусств - может быть, и не соответствовать им, потому что, как я понимаю, соответствовать принципам на сто процентов вообще невозможно. Но ты начал чувствовать их, как некие вершины, к которым надо идти, и ты двигался к ним.

Александр Попов: Всё происходит в процессе обучения, когда ты занимаешься, отрабатываешь какую-то технику, а потом в поединке, в спарринге, проверяешь её. В своё время к нам приезжали для спаррингов со всей Москвы. Конечно, перед поединком сопоставляли уровень - слабенький, средний, высокий. И по трём уровням проводили спарринги.

- И долго длилась такая карусель?

- Лет шесть-семь. С 1993 по 1998 в Новогиреево, а кроме этого, были и другие площадки, встречались также и в лесопарках.

- И сколько приезжало народу побиться?

- Бывало и по полсотни человек.

- А сколько спаррингов ты мог в те годы выдержать за вечер?

- По два, по три.

- А сколько продолжался спарринг?

- Раунд обычно шёл две-три минуты. Перед началом обычно договаривались о количестве раундов, о правилах боя. Например, приходили к нам кёкусинкайцы (школа каратэ Кёкусинкай), с ними мы бились по их правилам. Мне, конечно, это было тяжело: передо мной маячит голова, в любой момент я могу рукой её зацепить, но по правилам не могу в неё ударить. А в грудак каратистов пробить тяжеловато.

- А какие были ограничения?

- Конечно, это была не уличная драка. Во-первых, обувь: кто хотел драться босиком (каратэисты обычно дрались босиком), дрался босиком. Представители других стилей могли выступать в кроссовках или спортивных тапочках. Были запрещены бутсы и т.п., чтобы не было смертоубийства. Потом, когда было видно, что соперник «поплыл», его не добивали.

- Но били в полную силу?

- В принципе, да.

- И в голову и в остальные места били в полную силу?

- Да.

- А удары в пах были запрещены?

- Когда были запреты, когда не было запретов. Мне было безразлично, потому что я был уверен, что мне в это место не попадут. Если ты умеешь правильно двигаться, в пах тебе попасть очень сложно.

- Сколько раз в месяц происходили такие поединки?

- Особой регулярности не было. Когда готов, когда хочется проверить свои силы, договариваешься с другими организациями, клубами. Хочется же все стили посмотреть. И вот так, по мере накопления опыта, «бились». Поединок позволяет выявить возможности применения изученных приёмов в бою. Иногда оказывается: нарабатывал-нарабатывал, а ничего из этого в бою не проходит. Начинаешь сопоставлять, думать, почему это так, пробовать другие техники. И так, в течение нескольких лет ведения таких боёв, постепенно созреваешь и приближаешься к осознанию. А когда ты выходишь на другой уровень понимания, Бог начинает тебя как бы сдерживать. В моём случае это было именно так. Начались различные трудности, а окончательным моментом была операция, перенесённая мной в 2003 году, и одновременно повредилось колено. После этого я прекратил спарринги даже со своими учениками. Однако, тем не менее, я передал эстафету: в 2003 году у меня начал заниматься ученик, который проводит очень много поединков.

- Ученики - очень важная тема, потому что, когда мы говорим об учениках, мы говорим о методе. Если мы смогли что-то перенести, передать, об этом может свидетельствовать наш ученик. Я знаю, что некоторые твои ученики за очень краткое время, за два-три месяца, достигали приличного боевого уровня. Можешь ли ты рассказать об этом?

- За два-три месяца, конечно, сложно. Если человек - с нуля - а это самое лучшее, потому что у него голова ничем не забита - тогда ему проще всего обучаться. Но сложность в том, что вначале ему нужно освоить базовую технику. А когда будет от чего плясать, уже можно переходить к боевому аспекту. Конечно, даже через три месяца можно выставить ученика на поединок с тем, кто занимался несколько лет другим стилем, и он даже может победить, но не достигнет понимания. А вот за полтора года уже можно добиться такого, чтобы человек не уступал ученикам любой другой школы боевых искусств, которые занимаются, к примеру, лет по десять.

Здесь хочется подробнее рассказать о правильной технике. Первое с чего следует начинать обучение искусству рукопашного боя - это с изучения базовой техники. Это тот самый фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться всё здание искусства рукопашного боя. Если ваш фундамент будет заложен плохо или неправильно, тогда ваше здание может в любой момент обрушиться. Поэтому так важно с самого начала заложить правильную базовую технику.

Правильная техника - это техника, которая подчиняется определенным законам, существующим в боевых искусствах. Если же техника входит в противоречие с этими законами, то она неправильна, и такую технику нарабатывать не следует.

Допустим, вы отрабатываете какой-либо удар рукой. Если удар выполняется технически правильно, тогда вы можете вложить в него всю ту силу, которая у вас есть. Если же удар технически выполняется неправильно, тогда вы вложите в удар не сто процентов своей силы, а гораздо меньше. И чем менее верно будет выполняться удар, тем больше вы будете терять в силе и быстроте.

Но это только один из аспектов, к которому приводит наработка неправильной техники. Допустим, вы правильно технически наработали удар, но у вас страдает техника перемещений. В результате у вас снова в ударе будет отсутствовать сила, так как вы не сможете вложить всю свою силу в удар при перемещении. Это ещё один аспект неправильно наработанной техники. А таких всевозможных нюансов существует очень много, в результате чего техника в реальном поединке порой вообще перестаёт работать.

Разберём это на примере такого популярного восточного единоборства как каратэ (любого стиля каратэ). Если посмотреть соревнование по каратэ любого стиля и любого уровня, то можно отметить, что зрелище это довольно скучное и неинтересное, способное вызывать интерес лишь у большого энтузиаста этого вида спорта. Технический арсенал приемов, применяемых в поединке настолько беден и неинтересен, что сам собой возникает вопрос: почему это так? Ведь на тренировках спортсмены нарабатывают такое множество приёмов, выполняют красивые технические комбинации, а в поединке ничего не могут применить. Все, что реально спортсмены могут использовать на соревнованиях - это один-два удара руками и два-три удара ногами. Самые лучшие мастера применяют три-четыре удара ногами. Про комбинации ударов и говорить не приходится - работа в основном ведётся одиночными ударами или самыми примитивными комбинациями из двух ударов.

Ответ на поставленный вопрос лежит на поверхности. Если нарабатываемая техника изначально является неправильной, то она не будет работать в бою.

Если разобрать технику, которая отрабатывается на тренировках в разных школах каратэ, то специалисту в боевых искусствах сразу будет видно, что такая техника в бою работать не будет. Посмотрите, как выполняются технические приемы в каратэ. В каратэ нет непрерывности движения ударов. После выполнения одного удара, для выполнения следующего удара (за редким исключением) каратэисту необходимо некоторое время, то есть между каждым ударом происходит задержка во времени. Такое выполнение технических приемов приводит к тому, что в поединке они работать не будут. В бою совершенно нет времени на то, чтобы поднимать руку и наносить следующий удар. Если противник находится на достаточно близкой дистанции, тогда удары должны следовать один за другим и именно из того положения, в котором в данный момент находится бьющая часть тела. Если же противник находится на некотором удалении, вне досягаемости удара, тогда при сближении с ним можно переместить руку в удобное для удара положение.

Поэтому уже одной такой серьёзной ошибки достаточно, чтобы техника, изучаемая в каратэ, в поединке не работала. Однако имеется ещё целый ряд грубых ошибок при наработке техники, исключающие её реальное применение в бою. Так, например, при парной отработке приёмов используется следующая техника. Допустим, один из противников наносит прямой удар кулаком, второй блокирует удар и наносит свой контрудар. Такая отработка техники в паре также не является реальной и в бою работать не будет.

- Расскажи о своем восприятии стиля как поединка. Какие ты видел достижения, к какому методу они относились? Какие недостатки у того или иного метода, стиля?

- Я очень высокого мнения о спортивных единоборствах - боксе, борьбе. С точки зрения тех правил, которые в них заложены, они очень хорошо, методически и грамотно разработаны. Техника, нарабатываемая боксёрами на тренировках, является весьма реальной и действенной. Удары в боксе наносятся именно из того положения, в котором в данный момент находится бьющая рука. Поэтому они наносятся очень быстро и следуют один за другим. Если бы я дрался с боксером по правилам бокса, шансов у меня не было бы никаких. Только представьте себе, в боксе имеется всего лишь три удара, а сколько же из них составляется различных комбинаций! Причем эти комбинации прекрасно работают в бою и не являются абстрактными, оторванными от пространства боя. Каждая комбинация исходит из той ситуации, которая наличествует в данный момент. Если противник находится на одном расстоянии и в одном положении, то выполняется одна комбинация. Если противник находится в другом положении, то есть чуть дальше или ближе, тогда и комбинация соответствующим образом видоизменяется. Таким образом, комбинация - это не какой-то застывший образец, которому надо следовать независимо ни от чего. Нет, комбинация - это живая конструкция, которая подстраивается под изменяющиеся условия поединка.

С другой стороны, для примера возьмём каратэ, где такая разнообразная техника ударов руками и ногами, а в поединке используется так мало комбинаций, что кажется, что техника каратэ намного беднее техники бокса.

На трёх ударах зиждется вся манера ведения поединка в боксе. Но для боевого искусства, для рукопашного боя, для драки этого недостаточно. Уличная драка - это совсем другой стиль, в котором тебя не будет никто щадить, соблюдать правила. Для боевых искусств важно не просто изучать технику приёмов, а изучать такую технику, которая могла бы работать в реальном поединке.

- Тебе удавалось побеждать борцов, боксеров?

- Конечно.

- Именно противопоставляя рукопашный бой как систему?

- Они сразу начинают теряться, особенно когда начинаются удары ногами. Они привыкли к одной дистанции, а возможность ударов ногами диктует совсем иную дистанцию. Да и сами ногами не привыкли бить.

- Но могут научиться, если начнут готовиться по другой методике?

- Действительно, из-за непонимания коренного различия в методике подготовки бойца и спортсмена-единоборца возникает множество заблуждений.

Методика подготовки человека, занимающегося спортивными единоборствами, сводится к тому, чтобы оптимальным образом подготовиться к поединку с другим таким же спортсменом-единоборцем, как и он сам. Причём в рамках тех правил, которые разрешаются в данном виде спорта. У человека, занимающегося боевыми искусствами, нет ограничений в правилах, а вести бой чаще всего ему приходится не с одним противником, а сразу с несколькими и, возможно, хорошо вооружёнными. И поэтому его задача сводится к тому, чтобы в минимальные сроки вывести из строя максимальное количество противников. А раз цели и задачи у мастера боевых искусств и занимающегося спортивными единоборствами разные, то и методика их подготовки совершенно разная.

- А как ты относишься к универсальным системам?

- Универсальных систем как таковых я сейчас даже не наблюдаю. Некоторые думают так: «Необходимо создать синтетическую школу боевых искусств. Например, взять технику ударов руками из бокса, технику ударов ногами из тэквондо или каратэ, технику ударов локтями и коленями из муай тай, технику борьбы из дзюдо или самбо. И вот тогда будет создана замечательная боевая система». Однако хочу разочаровать приверженцев подобных идей: они очень глубоко заблуждаются.

«Нельзя запрячь в одну телегу коня и трепетную лань». Невозможно связать в единую систему то, что изначально предназначалось для разных целей. Существуют определённые законы и принципы. Если им следовать, тогда система будет действенной. Система должна быть цельной, а не слепленной из кусочков, на которые она и разваливается при испытании на прочность.

- Если рассматривать уличную драку, в чём заключаются твои шансы победить в ней?

- Во-первых, это поставленный удар. Если человек рассчитывает на серьёзные успехи в боевых искусствах, у него должен быть хороший, поставленный, взрывной удар. Удар рукой, удар ногой. Задача каждого занимающегося боевыми искусствами достичь такого мастерства, чтобы вкладывать в удар весь вес своего тела, достигая при этом максимальной скорости.

Теоретически каждый удар должен валить противника на землю. Сколько бы противников не было, я должен тратить один удар на каждого из них. Поэтому чем больше в вашем арсенале сильных, нокаутирующих ударов, тем выше уровень вашего мастерства. Во-вторых, принцип непрерывности движений. Если ты не умеешь соблюдать этот принцип, ты будешь в бою терять равновесие, сбиваться.

- Обычный человек не может двигаться непрерывно.

- Это так; обычный человек - не может. Это надо нарабатывать, подобно навыкам чтения, вождения машины и тому подобного. При проведении ударов ни в коем случае не должно производиться никаких замахов, никаких посторонних движений. Всё это замедляет скорость удара, потому что придётся тратить дополнительное время на замах. Все удары и перемещения должны быть экономичны и целесообразны. Если вы проводите какой-либо приём или выполняете какое-либо атакующее или защитное действие, то ваши руки ни в коем случае не должны после удара возвращаться на исходное положение - это сразу резко понижает ваш боевой потенциал. Ваши удары должны наноситься непрерывным потоком и именно оттуда, где в данный момент находятся ударные части тела. Если рука находится вверху, значит, удар пойдёт сверху, если внизу, то снизу, и так далее.

В боевых искусствах существует немало поговорок о правильном передвижении. Например: “Ударить кулаком несложно, намного труднее научиться правильно ходить”, «Сначала уделяй особое внимание передвижениям, только потом - ударам руками». Правильным можно считать такое передвижение, которое обеспечивает устойчивость бойца, стремительность и быстроту, даёт возможность мгновенно перейти от одного технического действия к другому, сочетать удары руками и ногами, а также производить мощный выброс силы через любую часть тела.

Важно учитывать, что перемещение - это множество непрерывно сменяющих друг друга стоек. По аналогии можно сказать, что, как прямая линия состоит из бесконечного множества точек, так и передвижение - это бесконечная последовательность стоек. В этом и состоит сущность правильных передвижений.

Настоящий, реальный рукопашный бой должен напоминать маленький тайфун, то есть должна присутствовать непрерывность движения. Если вы начали свои атакующие действия, то они должны продолжаться непрерывно, до их окончания. Если против вас находится всего один противник? Тогда ваши действия должны продолжаться не более нескольких секунд. Если противников много, то ваши действия будут продолжаться чуть дольше. И должны заканчиваться после того, как все ваши противники окажутся выведенными из строя. Вы должны представлять из себя ураган, который, проносясь, оставляет после себя лишь одни обломки и разрушения. Ведь промедление в бою смерти подобно, потому что может закончиться смертельным исходом.

Победит тот, кто умеет драться. При этом в рукопашном бою, как и в любой науке или искусстве, существуют определённые законы и принципы. Если вы следуете этим законам и принципам, то вы не совершаете в бою ошибок и, следовательно, не можете проиграть бой. Если вы не следуете им, то значит, совершаете ошибки, которыми может воспользоваться ваш противник.

- А принципы боя, к которым ты неуклонно приближаешься в своем понимании, будут ли теми факторами, которые помогут победить?

- Конечно. К двум вышеперечисленным моментам я добавил бы ещё принцип дистанции, принцип опережения, принцип эффективности. Важно не провести приём, а добиться цели. Собственно говоря, приёмы рождаются из этих принципов. Когда есть определённая базовая подготовка, техника ударов ногами, руками и техника движений, приёмы боя рождаются в поединке, с осознаванием дистанции. Если у вас сильный удар ногами - вы будете опасны на дальней и средней дистанции; если вы обладаете сильным ударом рукой, тогда вы будете доминировать на средней и ближней дистанции; если у вас сильный удар локтём, тогда вы будете иметь преимущество на ближней дистанции или вплотную. Если вы умеете хорошо бороться, тогда наилучшие шансы на победу будет давать ближняя дистанция или дистанция вплотную. Поэтому очень важно иметь в своём боевом арсенале сильные удары всеми частями тела. Тогда, на каком бы расстоянии вы не вели бой, ваши шансы на победу всегда будут очень высоки.

Здесь также можно провести аналогию с азбукой. Каждый удар - это буква, а комбинация - это слово, состоящее из нескольких букв. Для того чтобы составить слово, необходимо соединить несколько букв вместе. Если бездумно взять несколько букв и соединить их вместе, то у вас почти наверняка получится слово, которое будет лишено всякого смысла. Также, если взять несколько ударов и соединить их в комбинацию, то почти наверняка такая комбинация работать не будет. Поэтому, если вы хотите, чтобы у вас получились слова, необходимо знать, как и куда ставить буквы. Тоже самое происходит и в боевых искусствах. Если вы хотите, чтобы ваша комбинация работала в бою, необходимо знать, как составлять вместе соответствующие удары. Причём необходимо не просто соединять между собой удары, но эти удары также должны быть соединены с соответствующими перемещениями. В зависимости от того, где находится ваш противник, необходимо действовать соответствующим обстоятельствам образом.

Дальнейшее развитие можно сравнить с обучением вождению машины. Сперва приходится задумываться, где какая педаль и когда на неё нажимать, по мере приобретения опыта подсознание уже само реагирует, где тормозить, где обгонять. Главное - заложить принципы искусства в подсознание. После этого ты уже не думаешь, а только действуешь.

Беседовал Игорь Гришин


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Боевые икусства
Концепт
Там, где грубая сила бессильна
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Найти в себе ученика
Ефим Островский Гуманитарный технолог
Вера, разум и университет. Воспоминания иразмышления
Папа Римский Бенедикт XVI
Мастерство
И
Игорь Гришин основатель Школы Го "Восхождение"
Какой от этого прок
Практика
Рукопашный бой должен напоминать тайфун
Александр Попов мастер игры Го и рукопашного боя
Мастер - значит чемпион
Олег Чирков рукопашный боец
Дело воинскойчести
Максим Шатунов Президент Саратовской региональной Федерации Русского боевого
Актуальный сюжет
Ноябрьские революции-2006
Революция «ослов»
Наталия Бубнова эксперт в области международных отношений
Революция усов
Рустем Сафронов историк продюсер телекомпании Russia Today
Революция громких слов
Валентин Богатырёв координатор аналитического консорциума «Перспектива» вице-президент
Референдум с кавказским акцентом
Антон Дугин движение НАШИ специальный корреспондент «Со-Общения»
Оперативный простор
Grядущие перемены…
Андрей Сокиркин директор по рекламе ООО «Стиль Медиа»
«От сотворения Москвы верны ей беззаветно»* - Оболенские
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Основы целенаправленного общения
Герой, которого не было
Главный сон осени
Вся ли наша жизнь игра?


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.