Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/11/concept/1


Там, где грубая сила бессильна

Как вы, возможно, помните, в «Со-Общении» время от времени появлялась рубрика «Боевые искусства». И речь в ней, к удивлению многих, шла отнюдь не о способах применения ног, туловища, рук и предметов для достижения успеха в схватке в тёмном переулке или на татами.

Речь в ней шла о применении головы в игре Го.

Будем считать, что те рубрики готовили этот — предпоследний — номер 2006 года.

Однако посвящён он, конечно, далеко не только Го, хотя мы уделяем этому искусству весьма значительное внимание (стр.31-41).

Во-первых, потому, что тема боевых искусств значительно шире, а во-вторых, потому, что в любом случае она требует не только разъяснений, но и обсуждений — уж больно глубоко внедрено в сознание многих читателей представление о боевых искусствах, как только об особого рода физических единоборствах. Причём, в основном — восточных.

Впрочем, ошибкой стало бы объявить это представление неверным.

Куда точнее будет сказать о нём как о неточном — т.е. далеко не исчерпывающем всего смыслового богатства, заключённого в пространстве боевых искусств…

Само собой, мы не рассчитываем исчерпать эту кладезь — одного номера для этого мало — однако собираемся хорошо рассмотреть её содержание с разных сторон. И, думаю, нам это удаётся. Хотя, конечно, порой — не в той мере, в какой хотелось бы.

Как бы то ни было, мы работали и будем работать с этим очень непростым и богатым материалом, рассчитывая на то, что вместе с читателем выйдем на ряд важных пониманий, лежащих за границами районов разбитых фонарей, спортзалов, журнальных страниц, киноэкранов и университетских аудиторий…

***

Ведь и в самом деле — университет — это ведь не обязательно та зона, где торжествует примитивный бунтарский мордобой — и физический, и пропагандистский, как это было совсем недавно (да и прежде — не раз) в просвещённой Европе. Те же аудитории порой становятся местами, куда приходит утончённая мудрость, оснащённая мастерством.

Свидетелями именно такого визита стали участники лекции Папы Римского Бенедикта XVI в университете Регенсбурга 12 сентября этого года. В своём выступлении Папа, в частности, утверждал неразумность применения силы в деле распространения идей, избрав в качестве исторического фона диалог между христианством и исламом. В этой связи он размышлял о том, что именно разум и слово — именно logos - способны обеспечить связность между верой, наукой и обществом. Равно как и между Востоком и Западом. Между прошлым, настоящим и будущим Европы.

Выступление Понтифика вызвало широкую дискуссию за пределами католического мира. Причём в публичном пространстве оценивалась и обсуждалась, в основном, если можно так сказать, её политическая скандальность. Между тем, странным образом вне поля зрения остались два важных вопроса. Первый: какие задачи решал Папа, читая эту лекцию1? И второй: а что, собственно, говорил Бенедикт XVI — каково было содержание выступления?

Читатель может ответить (или, по крайней мере — попытаться ответить) на эти вопросы самостоятельно, поскольку лекция доступна в этом номере «Со-Общения» (стр. 21)2. Мы же хотим обратить ваше внимание на то, почему она важна и актуальна для тех, кто практикует гуманитарные технологии и считает их главным орудием современных и завтрашних войн3.

В университете Регенсбурга один из немногих людей, чья деятельность имеет поистине глобальное значение, выступил с убедительной проповедью тонких сил — т.е. гуманитарных технологий — боевых искусств в их широком понимании.

Современный мир — чем дальше, тем чаще — обнаруживает, что там, где задача состоит в распространении и продвижении идей и доктрин, их силовое навязывание куда менее результативно, чем умелое применение слова и владение мыслью.

При этом известно: в западном обществе осуждение насилия с позиций мирского, материалистического, морализаторского и, если угодно, политического гуманизма стало общим местом — многие годы либеральные идеологи утверждают, что насилие противоречит природе человека. А тем временем это постоянно опровергают их оппоненты и справа, и слева (причём довольно часто — делом). Но так ли просто опрокинуть суждение, гласящее, что грубая сила не отвечает природе Бога и души?

Это заметно укрепляет аргументацию в пользу большей эффективности правильного мышления и внятной речи в сравнении с угрозами и принуждением. Тем более, что она — эффективность — многократно предъявлена рядом проектов глобального значения и операций меньшего масштаба, успех которых стал следствием того, что их организаторы искусно освоили те боевые искусства, которые помогают победить там, где грубая сила бессильна.

О таких боевых искусствах идёт речь в лекции-интервью Ефима Островского, впрямую посвящённом их месту в жизни людей, устремлённых к развитию и в доктрине ГОСТ . (стр. 11). В частности, г-н Островский обсуждает содержание понятий мастерство, учение, Учитель и Школа.

***

Как и всегда, номер открывают депеши, доставленные нам Гонцами эпох. При этом сообщают они о явлениях, не только достойных высокого звания боевых искусств, но и о таких, которыми гордиться не стоит, как, например, письмо г-на Герберштейна о русском безрассудстве (стр. 8).

При этом в раздел «Практика» наоборот — включены тексты о русской рассудительности. Причём — жёстко в контексте прикладных боевых искусств — т.е. фактически - физических спортивных единоборств. О них рассказывают признанные мастера - Александр Попов (стр. 43), Олег Чирков (стр. 48) и Максим Шатунов (стр. 52).

В этом номере вновь появляется раздел «Актуальный сюжет» (стр. 57), где рассматриваются боевые искусства того рода, какой обычно именуют непрямым влиянием, без которого, конечно, не обошлось ни на выборах в конгресс США, ни в ходе президентской кампании в Никарагуа, не говоря уже о политических ГТ-операциях в Кыргызстане и Южной Осетии.

Завершает номер раздел «Оперативный простор» (стр. 81), где авторы размышляют о government relations (проще говоря — о лоббизме), роли аристократических родов в истории России, а также — новинках книжного и видеорынка. В том числе — о тех иллюзиях, которые порождают фильмы, акцентирующие роль грубой силы в решении мировых проблем. Думается, создавая у зрителя впечатление, что, пока некий супергерой спасает мир, сам он находится в безопасности, а значит — овладевать боевыми искусствами ему не нужно — они оказывают ему очень сомнительную услугу.

А мы… А мы движемся дальше.

1 Кстати, резонно ли предположить, что 12 сентября было избрано в качестве даты лекции случайно?

2 Благодарим представителей Ватикана, разрешивших нам опубликовать полный текст лекции «Вера, разум и университет. Воспоминания и размышления». Перевод осуществлён Agnuz (София Халходжаева).

3 Тему современных войн Со-Общение обсуждает постоянно в контексте девиза business is war.

Дата публикации: 04:38 | 19.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.