Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/10/op/8


Как мы делали этот номер

Мало того, что город с давних пор является одной из культурных и экономических основ человеческой цивилизации. Мало того, что куда ни глянь все либо жалуются на ужасы города, либо воспевают его в романтических стихах. Мало того, что всё это правда. Так ведь мы ещё и живём в нём.

И каждый или почти каждый день отправляемся в это пространство, которое нам нужно и которое мы часто любим.

При этом, важно понимать: таких пространств — тысячи. Кроме Москвы, Парижа, Лондона, Токио и Нью-Йорка во всех частях света существуют тысячи населённых пунктов, именуемых городами.

Они были созданы человеческими руками. Но не только как места размещения производств, торговых предприятий, центров управления и жилых районов, но и как центров, где сообщества людей осуществляли свою связь с идеальным. Город был местом, где в более или менее строгих географических границах сочетались три пласта, составляющих окружающий нас мир: инфраструктуры — дома, улицы, линии электропередач и всё то, о чём вы уже читали в этом номере; антропоструктуры — люди и их сообщества (о них вы тоже читали) и ультраструктуры — в терминологии, введённой Ефимом Островским — знакоткань — пространство, откуда осуществляется связь с идеальным и где идеальное воплощается в реальной жизни.

Мы предположили, что города, как и люди имеют своё предназначение, вменяемое им их жителями. В исполнении этого предназначения заключается миссия городов. Наличие миссии — это то, что делает город — городом. Будучи лишён такой миссии, город начинает умирать и с ним происходят все те неприятные катаклизмы, на которые жалуются сегодня все, кому не лень.

При этом возможность санации городов видится людям в том, чтобы подлатать мостовые, подкрасить дома, посадить новые цветы и деревья и проложить новые трубы отопления. И когда, несмотря на все эти действия, умирание, рассыпание города продолжается — они удивляются, не понимая, что прежде, чем заниматься подлатыванием и подкрашиванием важно вернуть городу его миссию. Тогда и возникнет идеальное основание для его возрождения.

И такое нередко случается. И люди поражаются, как вчера ещё депрессивный и почти лежавший в руинах город, вдруг обретает новое дыхание, новый облик, новую суть. При этом его население не обязательно растёт, но в него приходит жизнь и радость, которую даёт человеческим сообществам ощущение их предназначения.

Готовя этот номер, мы выступили с ещё тремя базовыми гипотезами:

  1. миссия может быть возвращена в город через проектирование и перепроектирование его бренда;
  2. ключевыми институтами, откуда в современном городе осуществляется связь с идеальным, являются клубы и структуры клубного типа;
  3. возможно, следующей фазой развития города станет его постепенный переход в состояние пост-города — такой антропомодели, где связность между людьми и их сообществами (клубами) осуществляется вне пределов формальных географических границ.

В этом номере мы не стремились доказать верность этих предположений. Однако мы постарались обсудить, с тем, чтобы в дальнейшем перейти к детальному рассмотрению.

С уважением,
редакция журнала «Со-Общение»

Дата публикации: 07:12 | 27.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.