Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2006/10/op/6


Кочевник

Рекламный слоган этого фильма гласит: «Каждый народ имеет право на отечество». Ну что ж, каждый народ имеет право и на фильм о своём отечестве. И, видимо, - не на один. Так что вполне понятно появление ленты о славном и доблестном казахском народе. Видимо, следует ожидать, что после выхода на экраны «Кочевника» на Кавказе снимут ряд картин с общим названием «Горец», а следом и прибалты создадут сериал или несколько…

Ты не назвал своего имени.
- Я - казах. Нас так учит Ораз.
- А ты кто?
- Я тоже казах. Мы - казахи.

Боевик, исторический приключенческий
фильм. Режиссёры: Сергей Бодров?стар?ший, Иван Пассер, Талгат Теменов.
Сценарий: Рустам Ибрагимбеков.
Актёры: Куно Беккер, Джэй Эрнандес, Эрик Жолжаксынов, Азиз Бейшеналиев и другие. 2005 г.

О народе. Для народа. Для мира

Автор идеи, вдохновитель и основатель фильма — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Картина начинается его речью, им же написан для «Кочевника» и эпилог о трудной, но доблестной судьбе казахского народа. Видимо, оттого, что первое лицо приняло такое участие в судьбе этого фильма, и бюджет у него вышел основательный — 40 миллионов долларов.

Итак, «Кочевник» — государственный заказ. Заказ на производство международного блокбастера как одного из инструментов производства, продвижения и развития «бренда „Казахстан“».

Скажем прямо: мир не слишком хорошо информирован о Казахстане — его истории, культуре, географии, геополитической роли. Возможно, именно поэтому кино адресовано миру — как северному и западному, так, видимо, и южному. Видимо, в Казахстане есть люди, отвечающие за бренд страны, и эти люди понимают, какие средства можно использовать для его создания и какому зрителю их следует адресовать.

Но почему — не российскому (а фильм явно адресован кому угодно, только не нашей аудитории)? Да потому, что Россия — единственная европейская страна, где про Казахстан немало знают, где глубоко уважают его народ, высоко ценят президента и отношения между нашими странами.

То есть, если где-нибудь в северном и западном мире «бренд „Казахстан“» уже развивается, так это в России. И значит, специально адресовать фильм здешней аудитории было менее важно, чем другим аудиториям этого мира.

С другой стороны, этот фильм адресован самим казахам — по замыслу авторов, он призван укреплять общественную связность и утверждает национальное самосознание.

То есть, заказчики и создатели фильма предприняли попытку производства полноценного РОС-продукта, меняющего отношение зрителя к Казахстану, и, в известном смысле, зрителя как такового.

Отчасти это удалось (несмотря на огрехи) — картина о трудной и великой истории народа — красивый ход в проекте по созданию «бренда „Казахстан“» (да и любого другого странового бренда).

Про что и про кого

Сюжет «Кочевника» несложен, в нём нет интриг и переплетения линий. Однако имеется всё, чему положено быть в исторических сагах: чудесное спасение младенца, которому предназначена великая судьба; ученичество юноши; дружба; любовь; становление героя; его пленение, свершения, битвы, победы.

Действие разворачивается в XVIII веке на широких степных просторах. Тогда казахские племена объединились под руководством молодого полководца МансураАблая и освободили свою землю от джунгарских завоевателей.

Но прежде на свет появился младенец Мансур, которому было суждено положить конец разобщённости казахов и власти свирепых завоевателей. Младенца от врагов спасает некий мудрец и растит втайне от всех. Мальчик Мансур проходит школу опытного наставника и вырастает в звезду боевого искусства.

Дальше следуют битвы, любовь и предательство. Большую часть фильма Мансур показывает чудеса ловкости и воинского мастерства, тоскует по любимой Гаухар и братцу Эрлаю.

Минут за десять до финала происходит решающая битва, в которой двадцатилетний вождь побеждает войско джунгар. Отечество торжествует и празднует победу, главный герой обретает свою любовь.

У всех хэппи-энд.

Но кто же привёл героя и народ к светлому финалу?

О, для этого понадобилось множество людей и трудов. И труды эти были не просты и не всегда вполне успешны.

Создатели. Исполнители. Нестыковки

Для создания эпоса были призваны знатные умельцы.

Автор сценария — Рустам Ибрагимбеков (в его послужном списке «Белое солнце пустыни», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»).

В качестве исполнительного продюсера был приглашен Милош Форман. Снимать картину начинал коллега Формана по первой польской волне Иван Пассер. Однако Пассер, снявший часть фильма, отошёл от съёмок из-за разногласий с продюсерами. Заканчивать, переснимать и править уже сделанное был призван Сергей Бодров-старший. Свой вклад в создание картины внёс и известный казахский режиссёр Талгат Теменов.

Собственно «Кочевник» и есть продукт всей этой режиссёрской чехарды.

Актёрский состав этой картины — вопрос особый. Великого казахского батыра Мансура играет выдающийся актер мексиканского телевидения Куно Беккер, а его брата Эрлая — Джей Эрнандес. Кроме того, задействованы гаваец Марк Дакаскос и американец с гавайско-китайскими корнями Джейсон Скотт Ли. Половину других участников казахской истории играют также американо-азиаты.

Когда смотришь фильм об истории народа из братской (и некогда советской) республики, а на экране в роли казахов появляются сплошь господа латиноамериканцы, ощущение странной ненастоящести, неподлинности не покидает тебя до конца фильма.

Но, думается, отнюдь не актёрский состав стал причиной многочисленных сюжетных нестыковок. И дело даже не в затянутости картины и отсутствии крутых сюжетных поворотов, а, например, в том, что за двадцать лет, что рос будущий хан, никто из героев, ни внешне, ни как-либо ещё, не изменился! Кроме того, поражает крайняя простота ряда диалогов, мотивов и поступков. И это, похоже, вовсе не та простота, что делает фильмы ясными и прозрачными повествованиями о жизни ясных и простых великих людей. Это простота из тех, что делает их незаслуженно простыми.

Любопытно: это сценарий таким был изначально, или с переводом не постарались?.. Ведь американские актёры, естественно, говорили по-английски… А может, расчёт был на то, что смотреть будет простой зритель?

Которому, например, не странно услышать «аминь» от мусульманина или клич «ура» в устах бойцов-кочевников. Впрочем, простой зритель не будет копаться в этимологиях, выясняя: действительно ли русское «ура!» произошло от «аруах!» (традиционного восклицания кочевников, взывавших к помощи духов во время боя) и говорят ли мусульмане «аминь»…

Невнятиц множество. Такое, что обыкновенного — не простого — зрителя не выручают ни роскошные пейзажи, ни великолепные лошади, ни хорошая массовка, ни общая эпическая масштабность фильма.

А если бы их не было, то сказать о фильме можно было бы только одно: добротная попытка кинобрендинга.

София Мирская

Дата публикации: 07:11 | 27.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.